— Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень»! — послушник потрясён. — Откуда это у Вас? И куда несёте?
— Да из библиотеки Детского корпуса. Туда и возвращаю — прочитал.
— А разве можно нам её читать? Вон, даже последователи папы римского проводят демонстрации против этой книги...
— «Всё мне позволительно», — объявил ещё апостол Павел...
— Но ведь он же прибавил, что, дескать, не всё назидательно.
— Совершенно верно, — подтверждаю. — Но представь, к моему удивлению, сия книжица с самого начала задаёт истинно православный настрой. Ты сам-то читал?
— Нет, кино смотрел.
— М-м, книжка всегда лучше — это же первоисточник.
— И что православного вытекает из такого источника?
— Итак, в истоке мы имеем младенца Гарри Поттера. Его родители — обычные волшебники — убиты предводителем Тёмной силы — злым и очень могучим волшебником Волдемортом, его имя боятся даже произносить. Но сей великий злодей не смог убить беззащитного на вид младенца, более того — с тех пор утратил свою мощь и куда-то пропал из виду. И вот преподаватели Хогвартса — это знаменитая школа волшебников в Британии — пристраивают малыша в семью его родственников — рядовых маглов, то есть не-волшебников.
— Пока что православием не пахнет. И даже католиками.
— Напротив! Его помещают среди обычных маглов, в семейство Дурслей, обитающих в пригороде Лондона, именно потому, что хорошо понимают опытные чародеи: эти люди не дадут мальчику возгордиться своими волшебными дарованиями, они станут шпынять, унижать, избивать его — как недочеловека...
— Нечего сказать — хорошенькая забота!
— Да, они всё это предвидели и поступили так, чтобы он мог избежать впадения в великое зло...
— Да чего уж хуже?!
— Хуже? Если бы с пелёнок он только бы и слышал одни восторги: «Ах, это тот самый Гарри Поттер!» — то он бы сам повторил судьбу Волдеморта. Тот был в своё время лучшим учеником Хогвартса, и Тёмная сила обещала дать ему власть над всем миром. Гордость, которой он был уже поражён до глубины сердца, и перевела его в подчинение Тёмной силе.
— Хм, прямо повторение истории с падением Люцифера! Или с падением Адама и Евы...
— Вот именно! Адам и Ева пали, вкусив познание добра и зла преждевременно! У них ещё не было никакой прививки от заразы голого знания — знания, не основанного на горьком опыте, того знания, которое только надмевает, как пишут Отцы. И вот Гарри Поттеру дали возможность с самой младенческой поры опытно познать само действие зла, чтобы затем он «отличил, отыскал, разобрал за оскалом забрал — это смерти оскал», то есть духовной смерти. Духовная смерть — крайняя гордость, ведь она одна способна переродить нас во врагов Бога. Даже если ты гордишься рясой — как отличием от маглов, — то ты уже враг Божий...
— Ну, да! Скажете тоже! Ведь монашество — это... ну, как бы...
— А знаешь, как в древности готовились к монашеству?
— Ну, курсы какие-нибудь...
— Да, вот, послушай историю из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха, это написано около 600 года, история же находится в самом конце книжки и названа «Как знатная женщина научилась кротости»...
— Э-э, женщине это легче!..
— А вот послушай. «Один из отцов рассказывал нам о некоей знатной особе — из сенаторского рода. Прибыв в Кесарию, предпочла здесь остаться и проводить жизнь в уединении.
— Дай мне девицу, — стала просить она епископа, — чтобы она воспитывала меня для иноческой жизни и научила страху Божию.
Избрав одну смиренную девицу, епископ приставил к ней. Спустя немного времени, при встрече спросил:
— Ну, что — девица, приставленная к тебе?
— Она прекрасного поведения, — отвечала знатная женщина, — только совершенно бесполезна для души моей, потому что предоставляет мне действовать по произволу. Она очень скромна, а мне нужно, чтобы бранила меня и не позволяла мне исполнять мои прихоти.
Тогда епископ, избрав другую, крутого нрава, приставил к ней. Та то и дело говорила ей: «Дура богатая», — или бранила её другими подобными словами. Вскоре епископ опять спросил:
— Какова девица?
— Вот эта поистине приносит пользу душе моей.
Таким-то образом она стяжала великую кротость», — заключает блаженный Иоанн Мосх. Понял?
— Понять-то понял... Но вот сегодня от поступающих в монашество требуют образования — духовное училище, семинария, академия... Да вы же сами упоминаете, что у волшебников в книге есть школа...
— Да, и Гарри Поттера принимают в Хогвартс, когда приходит время. Но именно там обнаруживается, что не зубрёжка — самое главное. На занятиях он не выделяется ничем. Выясняется, что главное — на чьей ты стороне: добра или зла. С первых дней Гарри умудряется стать нарушителем разных школьных правил. Но нарушает всегда ради любви к другим, а не ради склонности к проказам или ко злу вообще. Именно это помогает ему выстоять при второй встрече с Волдемортом, главной ошибкой коего директор Хогвартса Альбус Дамблдор считает его неверие в силу любви.
— Ну, наклонность ко злу или к добру — это немного расплывчато. Вот у нас проще: веруешь в Бога — хорошо, не веруешь — плохо!
— А вера-то выражается именно в любви. Сам знаешь, две основные заповеди — любовь к Богу и любовь к ближним. А то — вон сколько людей в храмах, которые любят только правила поведения и из-за этого забывают о любви к ближним и к Богу. Ради исполнения правил готовы убить нарушителей! Приди Сам Христос — чуть что не по-ихнему — и распнут Его!
— И как мне узнать — где я люблю правила, а где — Бога и ближних?
— А совесть подскажет. Начнёшь действовать — она тут как тут!
— Значит: «Давай, Гарри!» — и там всё увидим?
— Увы! Не токмо совесть нужна в духовной жизни. Есть вещь ещё более важная — рассудительность. Вот ты — чем руководствуешься в обычной жизни, кроме послушаний?
— Да как все! Своими желаниями... Своими мыслями...
— А откуда они?
— Из головы...
— А вот и нет! Христос говорит — «из сердца исходят помышления». Но как они появляются в самом-то сердце?
— Бог их знает...
— Точно — Бог знает. Но не мы! В Хогвартсе Гарри и его друзья встречаются с зеркалом, которое показывает каждому самое его горячее желание — как уже сбывшееся. К примеру, Гарри видел себя с родителями, с родственниками, а однажды даже с однокурсником своих родителей — своим нынешним преподавателем Северусом Снеггом. И многие портили свою жизнь тем, что принимали увиденное как верное предсказание, или сходили с ума, теряясь в догадках — ложь это или правда. А надо просто — жить, сверяя жизнь с обстоятельствами, а не с мечтаниями и снами, ведь их чаще всего приносят нам бесы, как интернет приносит спам.
— Так что всё-таки: «Давай, Гарри» — и вперёд?
— Конечно: «Давай, Гарри!» — как крикнула ему Гермиона в трудную минуту.
Источник: сайт Раифского монастыря