Отец N рассказывал мне как-то:
«Возвращаюсь с освящения машины, догоняет мужик:
— Батюшка, я вот видел, как Вы с людьми уважительно обходитесь... Пожалуйста, помогите, выслушайте...
Отнёс я чашу со святой водой в алтарь, снял епитрахиль, сели на лавку, он начал:
— Мы живём в Москве — я, жена и сын. Мы с женой крестились, когда сын был взрослый. Да, взрослый... а толку! Сидит дома, даже не за компом, а за теликом — там проще, только жми кнопки на пультике. Да и попивает.
— Пиво?
— Не-ет, ему только водочку подавай... Видим мы, что погибает. Жена — ему: «Тебе в церковь надо — креститься...»
— «А я что — против? Только после каждого крещения — бутылочку!» — «Ну, сынок, крестятся один раз в жизни...» — «Один — так один». Покрестился. И всё так же сидит.
— А вы-то хоть причащаетесь? — спрашиваю мужика.
— Ну, не сразу до этого дошли. Нам только потом объяснили, что это — обязательная программа. Вот мы и к сыну стали приступать: так и так — исповедь и причастие. Он спрашивает: «А в разные дни?» — «Да, вечером в субботу — исповедь, наутро — причащаешься» — «Это пойдёт. За каждый заход — по бутылочке». Так и пошло. Исповедуется, причащается каждые выходные. Молитвы мы для всех нас читаем вслух по очереди, а он телик смотрит, только звук выключает.
Говорю:
— И долго так живёте?
— Да вот, ему уже скоро сорок. И видим мы, что православие наше ничем не помогает. И всю Светлую седмицу причащается! Каждый день!
— С исповедью?
— Ну, нет, с исповедью ему не потянуть — две-то бутылочки в день!.. Тут нам посоветовали: езжайте в Дивеево, там батюшка Серафим от всего лечит. И нисколько не помогло! Тамошние батюшки наутро чётко слышат от него запах после вчерашней исповеди... Зато нам посоветовали там: сдайте в мужской монастырь...
— Не выйдет! — говорю. — Мы что — под конвоем будем его водить? И три магазина рядом, не считая самогонщиков.
— А меня жена специально прямо из Дивеева сюда послала. Очень хвалят ваш монастырь все паломники. Многие ведь приезжают в Дивеево после ночёвки тут. И что же делать? Всё идёт как-то не так, хотя всё православие соблюдаем... То ли какая-то ошибка где-то у нас...
— Две ошибки всего, — говорю мужику. — Первая — то, что родили сына. Вторая — то, что считаете себя православными. Это всё у вас — чистая магия...
— Как? — обиделся он. — Мы всё — по книгам. Как батюшки говорят, так и делаем.
— Ладно, мужик, вот я тебя спрошу: ты рыбу когда-нибудь ловил? Удочкой.
— Рыбу? Да, как бы... это вот... Давно — мальчишкой, когда к деду летом ездили.
— Э-эх, темнота! Но представь — на днях наш художник Михаил Кузьмич выудил в озере щуку — с себя ростом! Весь монастырь выбежал посмотреть! Во, какая, глянь! И ты представь себе, что вот выудил он такое чудо, а потом вдруг взял — и пустил обратно в озеро! Ну, представил? И так каждый раз: выудил — и плюх обратно... Что бы ты об этом сказал? Ну?
— Ну...
— Вот тебе и «ну»! Ты читал, что древние христиане вместо Христа рисовали рыбу? Слово «рыба» по-гречески состоит из первых букв ихнего греческого выражения: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». И Свою работу с апостолами Господь начал с того, что послал им чудесный улов рыбы. Первые-то апостолы — рыбаки. И Он им сказал, дескать, теперь сделаю вас ловцами человеков.
— И что?
— А то, что Христос пришёл к нам, чтобы создать Церковь. Чтобы через Церковь мы спасались от греха, то есть изменялись внутренне, избавлялись от власти греха. Чтобы приняли в себя «рыбу» — Христа — и уже никогда и нигде без него не жили. А когда мы просто, тупо ходим на службу, все правила исполняем, а не удаляем из себя грех с помощью Христа, то мы словно раз за разом выбрасываем «рыбу» обратно... Для чего тогда и ловить было?
— Да я и не хожу вовсе на рыбалку, — мужик объявляет мне.
— Слушай, мужик, — говорю, — хочешь на нашем озере поудить? Святое озеро!.. Удочки найдем!»
— Согласился? — спрашиваю отца N.
— Конечно! Думаю, кое-что понял. С Божьей помощью. Потом долго перед «Грузинской» стоял — я ему посоветовал...
Источник: сайт Раифского монастыря