Иконография – это искусство, которое строго регламентировано. Система изображения святых, сцен из жизни здесь всегда детально обусловлены. Каждый нюанс что-то да значит и уметь «читать» эти детали – полезное умение. Вот, например, при изображении Рождества Христова в самом краю сцены можно увидеть непонятно откуда взявшегося сгорбленного старика. Откуда он на иконе Рождества Христова, в Евангелии он не упоминается?
Вдали от всеобщего ликования вокруг родившего Христа сидит в глубоком раздумье Иосиф, а перед ним стоит сгорбленный старик с палкой. Так в иконографии этого праздника принято изображать дьявола, который искушает Иосифа. Иногда лукавого изображают в виде беса.
Здесь икона, основываясь на предании, передаёт также и содержание некоторых богослужебных текстов, в которых говорится о сомнениях Иосифа и его смутном психологическом состоянии. Апокрифы повествует о том, как дьявол искушал Иосифа: «как из этой сухой палки не может быть листвы, так у Девы не может быть потомства». В этот же момент палка зацвела.
Дьявол тут же нашелся, что ответить: «это невозможно, потому что противоречит законам природы» — принимая различные формы, постоянно возвращается, этот «аргумент» проходит через всю историю Церкви. Поэтому в лице Иосифа икона показывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, столкновение двух миропониманий: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается.
На одних иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, слагая в сердце Своём всё сказанное о Нём, или прямо перед Собой на внешний мир; но на других Она смотрит на Иосифа, словно выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию. Так Церковь призывает нас терпимо и сострадательно, а не враждебно, относится к человеческому неверию и сомнению.