Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Этой заповедью Бог объяснил людям, что употреблять имя Его в шутках и в пустых разговорах недопустимо.
В устном народном творчестве восточных народов есть притча о богохульнике. Один золотых дел мастер, работая, непрестанно поминал имя Божие попусту: как клятву, как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу, и спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку. Гость снова его окликнул — история повторилась. Мастер, рассердившись, вернулся к себе. Паломник в третий раз его окликнул. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: «Зачем ты зовёшь меня понапрасну? У меня работы по горло!». Паломник ответил: «Поистине, у Господа Бога работы ещё больше, но ты Его призываешь ещё чаще. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?».
Однако не произносить имя Бога всуе — это ещё не полное исполнение третьей заповеди. Отцы Церкви объясняют, что третья заповедь запрещает также хулу и ропот на Бога, ложь под присягой и кощунство. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы, с призыванием имени Божия, также являются нарушением этой заповеди. Бог, дав нам третью заповедь, выступает также против лицемерия, наигранного благочестия и формального подхода к вере.
Как и каждая из десяти заповедей, третья содержит в себе глубокий смысл. Это было бы странно, если бы заповедь лишь запрещала произносит определённые слова. Святитель Николай Сербский пишет: «Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф“, а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?».
Трепет и глубокое воздыхание — вот что должен испытывать человек, когда он произносит имя Божие. А разве можно испытывать трепет, когда мы со злостью нередко восклицаем: «Господи, да сколько уже можно-то?». Потеря этого трепетного чувства чревата увеличением грехов в жизни. Например, священник-миссионер Алексей Мороз пишет, что невнимательное чтение молитв, праздное поведение в храме, разговоры во время Литургии, участие в толчее перед иконой — всё это следствия несоблюдения третьей заповеди.