Публикации

Косынка и коса – женская краса

  Количество просмотров

Многие женщины задаются вопросом, для чего покрывать голову в храме? Они считают этот обычай архаичным и странным, как и требование соблюдать определенные правила поведения и дресс-код, приходя в церковь. Можно было бы ограничиться замечанием, что таким образом прихожанки выражают свое смирение, напомнить, что в чужой монастырь не идут со своим уставом, а также удивиться, почему такой вопрос не возникает, когда те же дамы и девушки посещают, например, буддистские храмы в своих заграничных поездках. Они готовы безропотно снимать обувь, покрывать голову и руки, посещать только отведенные для женщин помещения. Но как только речь заходит о Православии, в дело идут аргументы об архаизме.

Если обратиться к истории вопроса, то покрывать голову во время молитвы конкретно христианкам предписал апостол Павел в послании к коринфянам. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11:4-5). Логика тут такова, что мужчина, выражая подчинение и покорность перед Господом, обнажает голову, а женщина, признавая свою второстепенную роль после мужчины, – напротив, покрывает.

Стоит отметить, что обычай покрывать голову во время молитвы присущ практически для всех авраамических (то есть почитающих единого Бога-Отца) религий. Причем женщины из религиозных семей, особенно замужние, носят головные уборы не только во время молитвы, но и в повседневной жизни.

Обычай этот уходит корнями в глубокую древность и представляет собой определенный архетип. Дело в том, что наши древние предки еще во времена магических культов были уверены, что волосы женщины – это ее связь с потусторонним миром и высшими силами. Именно в волосах, как считалось, концентрировалась жизненная и магическая сила женщины. Отсюда и пошел обычай отращивать максимально длинные волосы и покрывать их. К тем временам восходит и обычай заплетать и завязывать волосы всевозможными способами: тогда это считалось не просто частью моды, но и имело ряд обрядовых, сакральных смыслов. Использование женских волос в магии распространено на всех континентах, во всех культах и верованиях. Тогда же сложилось негативное отношение к коротким стрижкам, поскольку таким образом женщину как бы лишали всей ее силы и привлекательности, отрубали связь со сверхъестественным. Кроме того, отрезанные волосы были атрибутом либо больных, либо преступниц. А женщину, просто вышедшую из дома с длинными распущенными и непокрытыми волосами, как делаем сегодня мы, все прохожие единогласно называли ведьмой или распутницей.

Таким образом, к тому времени, когда апостол Павел прибыл в Коринф, обычай этот уже имел давнюю историю, постепенно сходил на нет и соблюдался только наиболее религиозными женщинами. Собственно, в противном случае апостолу не пришлось бы объяснять, почему следует покрывать голову и что это символизирует. Христианство не столько продолжило старые обычаи, сколько вдохнуло в них новые смыслы, однако в сознании народа все слилось воедино. Например, расчесывание волос еще долгие века оставалось настоящим ритуалом: регламентировалось и количество касаний, и «допуск» к гребню (далеко не всегда девушка могла расчесаться сама или ей не позволял этикет), что носило на себе отпечаток того магического сознания. Расчесывание волос ассоциировалось с восстановлением энергии и связи с высшими силами. С повсеместным распространением христианства появляться на людях без головного убора стало считаться неприличным, а мусульманские завоевания Европы добавили к женскому гардеробу еще и плотные вуали.

На Руси женщин с непокрытой головой пренебрежительно называли «простоволосыми». Стричь волосы было не принято вовсе, и головной убор выполнял еще и функцию поддержки такой огромной и тяжелой копны, что успевала украсить голову девушки к совершеннолетию. Кстати, традиционная русская коса была частью своеобразного «языка тела». Количество кос и способ плетения указывали на социальный статус девушки, а затем – женщины. Одну косу, например, носили невесты на выданье, а замужние непременно завязывали две. Первые всегда выставляли свою красу напоказ, привлекая женихов, а уж как обвенчались, так косы можно видеть только мужу.

Из дореволюционной Руси пришло к нам и выражение «дергать за косу» – в смысле «привлекать внимание», «хулиганить». А если проказы зашли слишком далеко и с женщины сорвали платок на улице или, упаси Бог, насильно остригли ее, чтобы опозорить перед честными людьми, за это полагался официальный штраф. Первые удары по традиции нанес Петр Первый.

В художественной литературе об этом пишут в ироничном ключе, а на деле народ был действительно напуган, ведь разрушали целый архетип, целый комплекс сакральных смыслов. Это воспринималось как массовое надругание над женщинами и обращение их в ведьм или гулящих. «У ворот Китая и Белого города прибили второй царский указ: «Боярам, царедворцам, служилым людям, приказным и торговым ходить отныне и безотменно в венгерском платье, весной же, когда станет от морозов легче, носить саксонские кафтаны». На крюках вывесили эти кафтаны и шляпы. Солдаты, охранявшие их, говорили, что скоро-де прикажут всем купчихам, стрельчихам, посадским женкам, попадьям и дьяконицам ходить простоволосыми, в немецких коротких юбках и под платьем накладывать на бока китовые ребра... У ворот стояли толпы в смущении, в смутном страхе» (Алексей Толстой, «Петр Первый»).

Но традиция поддалась, хоть и неохотно, и горожанки отказались от традиционных платков в пользу модных шляпок и повязок, а затем и вовсе перестали покрывать головы. Обычай носить косынки сохранился в деревнях: даже на раннесоветских плакатах бросается в глаза то, что все работницы и колхозницы изображены с покрытыми головами. Впрочем, тогда это стали объяснять производственной необходимостью и удобством, а не подчинением и покорностью.

Встретить отголоски древних обычаев можно и сегодня. Всевозможные маги и колдуны по-прежнему используют волосы в своих ритуалах, сильны связанные с ними поверья. Поэтому многие и по сей день либо стригутся исключительно дома, либо собирают все свои волосы после стрижки и расчесывания и сжигают – чтобы никто не мог использовать их в дурных целях. Но это, конечно, суеверия. В более близком нам светском этикете и дипломатическом протоколе сохранилась традиция, предписывающая мужчинам непременно снимать головной убор в помещении, перед покойником или перед уважаемым, знатным лицом (а не снять перед ним шляпу или шапку – знак неуважения или даже вызов), а вот женщинам можно оставаться с покрытой головой.

Таким образом, приходя в храм с покрытыми волосами и украшая себя головным убором в другое время, мы отдаем дань многовековым христианским, православным, русским традициям. Несоблюдение их – это демонстративная надменность и гордыня, в храме неуместная и оскорбляющая присутствующих. Именно поэтому к простоволосым женщинам могут подойти, сделать замечание и предложить косынку. Бесплатные головные уборы сегодня появились практически в каждом храме. Но если дама брезгует, приобрести новый можно тут же по цене полчашечки кофе. В повседневной жизни носить платок православных никто не заставляет, однако, если вы выйдете замуж за священника или глубоко воцерковленного мужчину, не удивляйтесь, если он попросит носить головной убор даже дома. Помните, что покрытая голова для православной женщины – это, прежде всего, символ уважения к Богу и супругу.

Вернуться к списку

Последние добавления