Публикации

Воспитание по образу Божьему

  Количество просмотров

Сегодня сотни тысяч маленьких граждан России сели за парты, многие из них впервые. Они узнают, что их Родина — Россия — самая большая страна, занимающая почти всю Евразию: от Балтики до Тихого океана. Что Россия подарила миру величайшую литературу, сокровища искусства и культуры, удивительнейшие открытия в науке и достижения в технике. Что русский народ поразил мир мужеством и беззаветной отвагой на поле брани, защищая свою Родину. Замечательным будет, если в школах скажут и о том, что Россия сохранила самое бесценное сокровище, данное Господом, — Православную веру.

Блестит под лучами солнца небольшой купол с резным крестом над светлой крышей двухэтажного пристроя. Ребята в воскресной школе Свято-Авраамиевского храма занимаются в просторном классе. Ряды столов расположены так, чтобы учащиеся сидели лицом к алтарю. Перед ними лики Спасителя, Богородицы, угодников Божиих. Каждое занятие в школе начинается и заканчивается молитвой. На классной доске крупно написано «Свет Христов просвещает всех!».

Весь интерьер учебной комнаты тщательно продуман, чтобы и детям, и преподавателям было уютно, удобно на занятиях. Всем, кто заботится о детях, важно помнить, что не только ребенок идет в школу, но и школа входит в жизнь ребенка. И, конечно, нужно стараться создать атмосферу мира, любви, творчества, разумной строгости, так необходимых для боговдохновенной жизни.

Однажды написала для ребят старшей группы на доске слово «образование», спросила, что оно означает. Посыпались ответы, которые сводились к понятию, что это набор знаний по разным предметам. Тогда попросила найти в слове корень. Нашли — образ. Беседа по слову затянулась. В конце диалога сделали вывод, что образование — это воспитание человека по образу Божию. И главное — совсем не набор знаний. Главное — воспитывать в себе, в других любовь к Богу, ко всем окружающим людям, к миру, к Отечеству своему. 

Дети перечислили обстоятельства, когда человек теряет в себе образ, подобие Божие, и становится безобразным, т.е. без образным. К сожалению, они увидели вокруг в жизни много безобразного: пьянство, сквернословие, наркоманию, обман, недружелюбие и многое другое. Утешением для них стало то, что не все люди теряют в себе образ Божий. Единодушно решили, что образование есть очищение образа Божия в человеке, явление образа Божия в нем. А вера — тот свет, который просвещает, образует человека.
Интереснее говорить с теми, кто постарше. Они начали понимать, в чем состоит смысл человеческой жизни. И находятся в поиске духовного пути. Теоретически понимают многое, а практически не все гладко получается.

Но легко или трудно жить человеку, когда ему 15-16 лет? Наверное, и то, и другое. Трудно, потому что часто нет настоящего взаимопонимания в отношениях с родителями, у кого-то нет преданного друга, у кого-то рождается чувство влюбленности, и он не знает, как себя повести. Легко, потому что так здорово куда-то поехать с приятелями, сходить на дискотеку, «потусоваться».

Однако… Всем известна сказка Андерсена «Гадкий утенок». Она наводит на мысль о том, что из общей тусовки птичьего двора вылететь лебедем удается далеко не всем, а тем, кто с самого начала имел что-то свое, непохожее на других. Можно, конечно, решить, что ходить в курином хороводе и есть самое лучшее в жизни, но если все-таки хочешь стать «лебедем», уникальной, не похожей на других личностью, нужно о многом подумать.

Часто приходится слышать, что у современных детей нет авторитетов. Моему поколению, когда мы сидели за школьными партами, ставили в пример семью Ульяновых и, конечно, в первую очередь, — В.И. Ленина. Только так получалось, что в нашем детском сознании он находился на такой идеальной высоте, что нам было до него не дотянуться. Самым авторитетным человеком в моих глазах была первая учительница. Потом были разные учителя, но такой, как она, уже не повстречалось. Когда в человеке доброта, внимательность, честность — неподдельные, их чувствует любой ребенок. Затем раздавались призывы равняться на Зою Космодемьянскую, Павку Корчагина и других выдающихся людей, оставивших добрый след в истории жизни человеческой.

Сейчас выявляется, что авторитетом у детей часто становятся тоже люди известные, которые мелькают на экранах телевизоров, такие, как Шварцнегер, Майкл Джексон и другие «звезды» театрального или спортивного мира, жизнь которых с православной точки зрения образцом для подражания не является.

Мы, преподаватели школ, родители, должны постараться явить иные образцы — из мира Божественного, церковного. Надо донести до детей понимание того, что сила человека — в духовной красоте, благородном смирении, любящем сердце. И главная личная задача учителя, думается, явить лик иного, прекрасного, чистого мира. Сам Спаситель, Его Матерь и целый сонм святых, их учение, жизнь — самые ценные, самые авторитетные для каждого из людей.

Вернуться к списку

Последние добавления