Публикации

После долгих лет забвений: Тайны иконы «Грузинской-Раифской»

  Количество просмотров

4 сентября Святая Церковь совершает празднование Грузинской иконе Божией Матери. Это престольный праздник Раифского Богородицкого мужского монастыря, так как здесь хранится один из самых древних и почитаемых списков этого образа.

Именно к этому празднику Господь открывает нам все новые страницы истории древней обители.

Звонок в редакцию от правнучки Степана Абрамова (того самого, кто был арестован и расстрелян вместе с монахами в 30-ые годы прошлого столетия) удивил.

Оказывается, в семье сохранился образ Богородицы «Грузинская», перед которым не прекращаются молитвы и по сей день. Фотографию этой иконы и прислала правнучка Степана Алексеевича — Ольга, именно его, уважаемые читатели, вы видите на этой странице сайта.

Ольга приехала в монастырь специально, после прочтения о своем прадеде на официальном сайте монастыря.

«Для меня посещение Раифского Богородицкого монастыря — большое событие. Очень сложно передать словами то духовное волнение, которое чувствовалось во время посещения этого святого места, где когда-то молились мои предки. Живописные места, красота природы, прекрасное лесное озеро... дивное и величественное место пленило меня. Ощущение умиротворения и благодати переполняют с первых минут пребывания здесь. Атмосфера мира и покоя... всё располагает к мыслям о Боге, жизни, прошлом и будущем. Необыкновенное место, куда хочется вернуться...»

Переписка с Ольгой продолжалась некоторое время. Выяснилось, что ее собственная семья теперь живет в Подмосковье, а вот бабушка и родственники до сих пор находятся в Сибири. Туда их выслали сразу после ареста главы семьи.

Напомним, что случилось в те далекие жестокие 30-ые годы.

«23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в обитель прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей...

Утром состоялось более чем трогательное богослужение. При выходе из церкви были арестованы все, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки. Всех их в тот же день вывезли в Казань, посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор знаменитой «тройки». Согласно приказу было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной».

Благодаря Ольге стали известны подробности дальнейшей жизни семьи мирянина Степана Абрамова, которую выслали в Сибирь, но до сих пор в семье сохранился список иконы Божией Матери «Грузинская», которую бережно хранит его правнучка Ольга. «Была большая, многодетная семья. Всего детей — одиннадцать. Имели свое хозяйство, держали скот. Дети посещали приходскую школу и помогали в домашнем хозяйстве. В начале 1930 года арестовали главу семьи (20.02.1930 г. постановлением тройки ГПУ ТАССР по ст.58-10,58-11 УК РСФСР с применением расстрела). На момент ареста Степан Алексеевич Абрамов имел жену Матрену Тимофеевну и детей: Нину (1911 г.р.), Александра (1913 г.р.), Виктора (1917 г.р.), Любовь, Марию. Семью раскулачили и сослали. Из воспоминаний Нины Степановны: «...Нас погрузили на телегу и повезли, а вслед нам мычали недоенные коровы... Затем везли на паровозе и на плотах по реке Шилка... Привезли в Сибирь. Выгрузили в тайге полураздетых и голодных. Чтобы не умереть от голода и цинги, мы разрывали снег и рвали черемшу...» С мая 1930 года семья находилась на спецпоселении на прииске Бутан Усть-Карийского райна Читинской области, а затем в Красноярском крае на Совруднике».

Сохранила семья и список иконы Божией Матери «Грузинская», которая была написана, вероятно, с раифского образа. Старший редактор редакции Церковной археологии и искусства Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» кандидат искусствоведения Мария Маханько считает, что «...Если понимать слово «список» широко — то да, ее можно назвать списком с чудотворной иконы Раифы. Только он написан, конечно, не в стиле 17 века, а, скорее, в стиле, пытающемся подражать академической живописной манере, которая в официальном иконописании приветствовалась. В любом случае — это реликвия эпохи гонений, и я очень рада, что к вам в монастырь приходят такие памятники. Но если это еще и из семьи, духовно и исторически связанной с Раифой, логично предположить, что икона была написана как повторение главной святыни этого монастыря.

У вас в храме Преподобных отцов в иконостасе есть список с чудотворной, можно с ним сравнить, он размером побольше, но стиль близкии, явно написано по литографии 1880 года».

Мы ждали встречи с Ольгой в августе этого года, но она не смогла приехать. И только когда верстался номер, стало ясно, что встреча все-таки состоится — как раз в престольный праздник обители. Кстати, как выяснилось, в поселке Васильево и поныне живет родственник Степана Абрамова. Кто знает, что может поведать он? Кто знает... если будет угодно Богу, откроются еще какие-то новые исторические факты из жизни нашей древней обители.

 

Вернуться к списку

Последние добавления