Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощенностью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.
Во многих семьях есть люди, страдающие пьянством, наркоманией и иными пороками. И те, кто живет рядом с ними, называются сухим медицинским термином — «созависимые».
Рискнем дать свое определение созависимости как зависимости от патологического поведения близкого человека, приводящей к изменению собственного отношения к жизни, образа жизни и, в итоге, к изменениям в собственной личности.
А раз поведение зависимого определяется страстью — грехом, значит, и жизнь созависимого грехом же и определяется.
Конечно, не каждый впадает в тот же самый грех, но гнев и печаль сопровождают любого, у кого нет покоя в доме. Как правило, за этим следует глубокое уныние и чувство невинного страдания, зачастую присвоение себе венца мученика.
А ведь печаль, уныние и гнев суть 3 из 8 основных страстей. И если психологи говорят о деструктивных отношениях между зависимым и созависимым, то мы смело можем сказать о связи, взаимной подпитке и «взаимообогащении» пороков двух греховных личностей.
Пьянство — порок очевидный, вопиющий. Однако прежде чем эта страсть овладела человеком, тот должен был пройти целый путь в развитии греховности, когда внешне все
еще было пристойно. Возможно, вы тоже идете по неверной дороге, только «преуспеваете» в грехах иных — не таких явных.
Бессмысленно, например, задаваться вопросом — в кого пошел ребенок. Или почему вдруг стап(а) пить супруг(а). Бессмысленно удивляться, почему так не повезло и именно вам встретился уже «готовый алкоголик».
Не стоит тратить силы на вопросы риторические. Разумно поискать, какие ваши грехи по-догревают порок страждущего близкого в настоящий момент. И наверняка они найдутся.
Мы можем быть прямой причиной падения близкого, можем лишь косвенно способствовать этому. Мы можем быть в большей степени жертвой греха другого. Но, в любом случае, мы сами никогда без греха не живем. Очевидным или неявным способом, мы все равно влияем на ближнего и на ситуацию в целом. И ничто не произошло одномоментно и случайно.
«Я — Бог, располагающий обстоятельствами. Ты неслучайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе предназначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, — так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.... От Меня это было» («Разговор Бога с душой: От меня это было». С. Вырицкий).
«Я не просил учить меня смирению», — можете возразить вы. Однако Господь лучше знает, в чем именно вы нуждаетесь в первую очередь. И только Он ведает, что еще вы можете и должны понять-прочувствовать, находясь в таком положении. И только Ему понятно, что и как Он пытается в вас поправить таким образом.
Мало смысла разбираться, как так получилось в прошлом, и искать виноватых.
Абсолютно всем нам надо признать данность — что мы сами больны грехом. И не только от рядом живущего наши беды, не от его порочной воли, а от нас самих. Начинать надо всегда с себя.
Основная цель нашего Отца Небесного не наказание, а обращение и спасение наших душ. И мало смысла задаваться вопросом «За что это все мне?».
Правильный вопрос — «Для чего мне это?». И, восприняв ситуацию как промысел Божий, можно изменить отношение к ней и начать меняться самому. Мы со своими близкими как сообщающиеся сосуды, и позитивные сдвиги внутри нас не могут не повлиять на окружающих. Именно на это должны быть направлены основные усилия, а не на исправление других.
Родные страждущих готовы и идут на любые жертвы в попытках спасти их. И это кажется проявлением искренней любви. Взаимоотношения зависимого и созависимого зачастую парадоксальны. Попытки помочь, сделанные из лучших побуждений, не только не находят отклика, но нередко усугубляют ситуацию. При этом расходуются огромные силы, приносятся серьезные жертвы, а обе стороны в результате, как правило, получают душевные раны. Даже такое светлое чувство, как любовь, в этой ситуации принимает странные формы.
Наверное, дело в следующем: каждому светлому чувству каждой добродетели противоположен определенный грех. И такое всепоглощающее чувство — это лишь попытка греховной натуры заполнить «свято место», предназначенное для этой добродетели. В результате является искаженное, разрушающее обе стороны отношение, которое мы упорно продолжаем считать добродетельным.
Думается, что гипертрофированные чувства, проявляемые созависимыми, любовью назвать нельзя. Любовь не может разрушать ни самого человека, ни того, на кого она направлена. Кроме того, все это серьезный признак маловерия, если не сказать неверия вообще.
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (от Матфея, 22:37-40).
Давайте задумаемся: Господь, любящий нас настоящей Любовью, все же попускает своему чаду впасть в греховное состояние и ждет, когда оно очнется и обратится. При этом Он прямо не вмешивается в долю человека, а лишь пытается поправлять-направлять его. И, истинно любящий нас, Он допускает даже возможность погибели. Мы же, не могущие сделать ничего и для себя, берем на себя роль спасителя другого.
О какой Любви к Богу можно говорить, если мы не доверяем Ему и считаем себя сильнее? Известно, кем стал тот, кто посчитал себя выше Бога и что было причиной этого. Так что же, как не гордыня, тогда нами руководит?
Рассматривая вторую из заповедей, видим необходимость опять задуматься о себе. Ведь ближнего любить надо, «как самого себя», а не превыше всего на свете. О какой любви к себе можно говорить, когда ты губишь свою жизнь в угоду пороку другого?
И концовка цитаты из Писания подводит жирную черту: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Что можно сказать после этих слов? С чем начать спорить?
Итак, «возлюбить Бога превыше всего», начав с примирения с Ним — покаяния, осознав неслучайность своего положения. Сохранять надежду, всегда помня, что «один из законов Божественного о нас промысла есть так устроять жизнь каждого и течение случайностей в ней, чтобы он, пользуясь ими разумно, мог наискорейшим и наиудобнейшим образом очистить себя от страстей» (Ф. Затворник).
Необходимо довериться Богу. И ваш страждущий близкий также неспроста находится в этом положении, и, пока он жив, возможно его обращение и есть ему спасение. Но спасение не от вас, а от Бога. И если даже истинно любящий Отец Небесный допускает возможность погибели своего чада, то и вам необходимо смириться с такой возможностью.
И далее, «возлюби... как самого себя». Необходимо вспомнить о себе, вспомнить, что цель жизни каждого человека — личное спасение, а не спасение окружающих. Ваша жизнь самоценна и должна быть наполнена не только страданием за другого. И в этом нет эгоизма и равнодушия — это по слову Божьему.
И лишь в-третьих читается: «возлюби ближнего». Возлюбить, отделив человека от греха, греху этому никак не потворствуя и жизнь свою целиком не отдавая, установить здоровые границы в отношениях с окружающими и не давать эти границы нарушать.
Помните, что вы имеете дело со взрослыми людьми, проживающими свою жизнь, в которой есть все возможности для спасения и обстоятельства, подталкивающие на правильный путь. Но важно понять, что только они сами могут сделать выбор — спасаться им или погибать.
На них мало могут повлиять ваши слова. Большее, что вы можете сделать для них, — молиться. Ваши эмоции, Ваша душевная энергия мало помогли вам раньше, заменяйте эту энергию на духовную.
Очень важным моментом как для примирения с Богом, так и для построения новых отношений с близкими является прощение. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (от Матфея, V: 14,15). Это фундамент новой жизни.
Необходимо отметить, что дело личного исправления, а тем более попытки помочь спастись другому очень трудны. «Плавная наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)». Сами по себе мы беспомощны перед этими силами, которые взъярятся, как только мы станем пытаться что-то менять в лучшую сторону. Защиту можно искать только в Боге. Мы должны стараться жить по Его воле, для чего необходимо изучать Слово Божье. Должны стремиться исполнять церковный Устав. А источником сил выступят таинства Церкви, в первую очередь таинство Причащения.
Хочется закончить эти размышления словами апостола Павла: «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга* и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя... Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (к Галатам 6:1-5,9).
Носите бремена друг друга — Феофилакт Болгарский в своем толковании разъясняет смысл этой фразы так:
«Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой».