Сегодня Русская Православная Церковь отмечает начало церковного новолетия. Этот день открывает начало нового учебного года во многих воскресных школах.
Как известно, на Руси в допетровские времена летоисчисление начиналось с 1 сентября, так как 1 сентября 312 года император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. В память об этом событии отцы I Вселенского Собора (325 г.) определили начинать Новый год с 1 сентября, дня, который стал началом свободы христианской. Это уже в 1699 году Петр I по западному примеру приказал перенести день новолетия на 1-ое января. А до тех пор 1 сентября было торжественным праздником для всего русского народа — началом Нового года.
Именно в сентябре начинается новый учебный год во всех образовательных учреждениях страны, а также воскресных школах при православных приходах. Отдохнув летом, дети и подростки, юноши и девушки начали обучение в школах и других учебных заведениях, где их встретили те, кому доверено духовно-нравственное образование и воспитание юного поколения. Забота о содержании, формах и методах образования — задача важная для всех педагогов.
Глубокий смысл имеет вопрос: «А для чего нужно учить?». Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствовал: «Учить не за тем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Отсюда главная задача — научить каждого человека следовать указаниям совести. Если научить детей жить по совести, то сами по себе отпадут многие духовно-нравственные проблемы, которых в настоящее время множество. Дети — народ любознательный, частенько задают вопрос: «В чем состоит смысл человеческой жизни?». Не правда ли, вопрос не праздный? И как важно, чтобы учитель смог дать на него правильный, духовно обоснованный ответ.
Недавно мне тринадцатилетний мальчик поведал: «Знаете, моя мама говорит, что человек без денег — это не человек, человек только с деньгами является человеком». На что я ответила: «Ты по телевизору явно видишь очень богатых людей, из них все являются хорошими людьми?».
— Нет, они часто обманывают, нехорошо ведут себя и даже пытают, убивают других людей.
— Хорошо, ты верно рассуждаешь. Были ли богатыми святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие? Ты читал о них?
— Они не стремились к богатству. Николай Угодник, Ксения Петербургская даже простились со своим богатством, все раздали людям.
— Это верно.
И мы некоторое время беседовали о богатстве материальном, о богатстве и нищете духовных, о том, что с Богом в душе человек остается человеком, а безбожный с любыми деньгами может утратить в себе образ человеческий, все лучшие душевные качества. Конечно, нам, мирским людям, невозможно прожить без денег. Только нельзя в погоне за материальными благами забывать о высоких нравственных законах, нормах. Не зря великий поэт Пушкин бесполезную для жизни вечной мелкую рассуеченность обозначал словами «жизни мышья беготня».
Все родители желают, чтобы их дети были счастливы. Но только православные родители и православные учителя знают, что, лишь живя в Боге, человек может быть истинно счастливым (независимо от количества денег), то есть иметь в душе мир, любовь и радость, невзирая ни на какие внешние обстоятельства жизни. Надо помнить, что Господь хочет, чтобы каждый человек пришел к познанию Истины, каждый встал на путь духовного роста и спас свою душу. Хорошо жить не в одиночку, а с Богом, вложив ладонь в Его руку.
«Родители и дети, воспитатели и воспитываемые! Помышляйте и не забывайте, что учения человеческие приготовляют к жизни временной, но и ее не могут сделать счастливою без помощи учения Господня, а учение Господне приготовляет к вечной блаженной жизни, которой и да сподобит Бог всех нас кратким или долгим, но верным и правым путем достигнуть», — писал святитель Филарет Московский. Слова святителя Филарета для православного человека в комментариях не нуждаются. Все понятно. Родителю невоцерковленному это понять сложно. Тем не менее радует факт, что в последние годы в воскресную школу приходят дети и из семей, где представления о Божественной Истине весьма слабые.
Главная цель обучения в православном понимании — привести ребенка ко Христу. Заставить любить Бога и верить невозможно, ребенок должен прийти ко Христу сам. Чтобы это произошло, следует создать условия, указать ему дорогу. К тому же учитель сам обязательно должен знать путь, по которому собирается вести ученика, потому что педагог (детоводитель) идет по нему вместе с ребенком…