Так часто, в начале своего пути к Богу, в нас появляется желание спасти вокруг себя, если не всех, то по крайней мере некоторых. Мы готовы рассказывать о том, как надо жить, готовы молиться за ближних, готовы делать дела, сворачивая горы на своем пути. Но что это за путь? И куда он ведет? И что спасительного мы можем сделать для ближнего на самом деле?
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А мы часто говорим иначе: «Вот я общаюсь с ней, и она становится лучше. Через меня Бог действует». Или: «Я за него молюсь, чтобы ему легче жить было». Или: «Я хочу привести их к Богу»…
А ведь узнать, где Бог, «в какой стороне находится», еще недостаточно, чтобы привести кого-то к Нему, указав на эту сторону. Ведь путь к Богу так длинен, что человеку может и лес непроходимый на этом пути попасться: так что он никогда не выберется из него, хотя и шел вроде напрямую. Чтобы направить чью-то жизнь к Богу, нужно указать дорогу, которая совершенно точно поведет человека в нужном направлении и упрется в конце концов в двери Царствия Небесного. И дорога эта может быть совсем не прямой, но главное – огибающей для данного человека смертельно опасные участки. Кто может указать дорогу? Только Бог. Потому как только Ему видна вся картина наших жизней, все дороги, все леса и болота. Он «над» миром сим. А человек стоит на земле и дальше своего горизонта ничего не видит.
Если человек борется со страстями, очищает себя от греха и стремится уподобиться своей жизнью Христу, то Бог для такого человека становится ближе. Сам Господь приближается к нему, потому что Он ищет «общения» с любым, с каждым… Это мы своими закостенелыми грехами не подпускаем Его к себе. Но когда человек готов оставить все свои грехи ради жизни с Богом, тогда и Господь отдает свою жизнь на кресте ради этого человека, своим страданием выкупая его из плена смерти, чтобы он мог соединиться с Ним.
О путях спасения и может судить только тот, кто сам уже прошел немалую часть своего пути, кто не из книжек знает о невидимой брани, борьбе со страстями, стяжании добродетелей, о кресте, который несет на себе человек смиренный. Остальным этот путь неведом.
Мы не знаем, как спасти ближнего, хотя, может быть, и искренне желаем этого. Мы станем что-то объяснять, но он может не услышать. Мы дадим книжки, но он не воспримет написанное правильно, а может только еще ожесточиться от того, что ему не понравится прочитанное.
Мы так горды зачастую бываем, что твердя в уме: «Господи! Господи!», – не замечаем, как убиваем людей вокруг. Представьте, что кто-нибудь ворвется в ваш дом, некий «воодушевленный» человек, через окно залезет, разобьет что-то для вас ценное, пройдет по головам ваших маленьких детей, разгонит гостей и падет вам в ноги со словами: «Я хочу служить тебе. Да будет воля твоя. Что повелишь мне делать?»
И мы к Господу вот также врываемся, часто по пути убивая души наших ближних, которые тоже дети Его. Что мы услышим на Страшном Суде? – «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония»? (Мф.7:23).
Поэтому в первую очередь мы должны следить за собой, за тем, «как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим.14:13). Мы должны в себе искоренять те пороки, которыми засоряем жизни наших ближних. Всё взаимосвязано, и наши грехи искажают пути людей вокруг нас. Мы извратили свои души так, что стали не способными славить жизнями своими Господа в Духе Святом, как должны бы были в идеальном состоянии, и поэтому люди рядом с нами тоже погибают. И поэтому нам нужно каяться в собственном отпадении от Господа, возвращая себя от служения греху в служение Его святой воле, выпрямляя тем самым стези и наших ближних. Как сказал митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед: «…мы все призваны к одному и тому же: побеждать зло в себе и через это – вокруг себя во вселенной. Говоря образно, каждый раз, когда убит опасный зверь, он убит не только для того, кто был в прямой от него опасности, он убит для всех, для кого он мог стать таковой. Так же и со злом, с грехом».
Спасение людей совершается Господом, а не человеческими желаниями, увещеваниями... И даже отправив человека в Церковь, которая имеет дар проповедания путей спасения Духом Святым, мы можем опять же поступить неверно, потому что, как было написано у протоиерея Александра Шмемана, Дух Святой не только говорит через проповедника, но и слушает в принимающем проповедь и открывает человеку услышанное Слово. Но слушающий должен не противиться этому Духу, чтобы уразуметь полезное для себя. А для этого необходимо, чтобы Сам Господь и привел человека в Церковь. А иначе человек, пришедший в Церковь не по гласу Божию, может столкнуться со множеством факторов, отталкивающих его от данного места, от сказанных слов… Потому что не пришло еще его время узнать Бога. Он не открывается ему.
А если чье-то время пришло, то нужно найти в себе силы не мешать Господу спасать человека. И это не значит, не делать ничего. Наоборот, делать всё от себя зависящее, но твердо зная, что жизни человеческие в руках Божиих, и замысел Его о нас премудр. И нам нужно вписаться в премудрость эту и научиться не противиться благу, которое Господь посылает нам от Своей Любви, превосходящую всякую о Ней мысль. Нужно научиться по отношению к ближнему творить дела Божии, отрешенные всякого самолюбия и тщеславия, а для этого вся жизнь наша должна быть положена в Господе.