Публикации

Помни день субботний

  Количество просмотров

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему...» (Исх. 20:8-10).

Эта заповедь предписывает нам, во-первых, шесть дней заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Господу и святые дела.

Нарушают заповедь те, кто ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «Шесть дней работай». А мы? Накануне понедельника у нас портится настроение: завтра на работу… Вместо: «Господи, благослови начать трудовую неделю», мысли: «скорей бы суббота…», «скорее бы на пенсию…». Всячески стараемся урвать для безделья или для своих дел, пустой болтовни с сослуживцами как можно больше времени, за которое получаем зарплату. Работаем не по совести, а только чтобы начальство не увидело нашего нерадения, только бы на выговор не нарваться; мы еще обижаемся, что мало получаем денег, что нас не повышают по службе. А если нам сделают замечание, что работаем не так, то тут же обида до слез, истерик и грубости, указывание на других, которые, по нашему мнению, хуже нас работают.

У святителя Николая Сербского читаем: «Труд твой пусть будет созидательным, ибо ты чадо Создателя. Все творения Божьи трудятся непрестанно: и солнце, и вода, и воздух, и растения, и животные. Твоя праздность будет оскорблением миру и грехом перед Богом».

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь», — читаем в «Цветнике духовном», где собраны назидательные мысли и добрые советы мужей мудрых и святых. И далее: «Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения» (святитель Иоанн Златоуст), «Покой и праздность — гибель душе и больше демонов могут вредить ей» (преподобный Исаак Сирин).

Есть притча об очень богатом купце. Своими трудами он накопил огромное состояние и умер. Господь Бог отпустил его с того света посмотреть, как сыновья живут без труда и забот. Оказалось, праздность довела их до ссоры и братоубийства. И стал несчастный отец ходить по городу и учить родителей: «Ничто не развращает так детей, как безделье. Из-за безмерной любви я сам толкнул детей в бездну ада. Раздайте перед смертью богатство нищим. А детей научите трудиться, и это оставьте им в наследство».

Церковь никогда не поощряла тунеядства. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес.3:10), — это слова апостола Павла, обращенные уже к первым христианам. Читая о жизни христианских подвижников, нигде не видим, чтоб они пребывали в праздности. Молитва и труд — вот два крыла, на которых они устремлялись к Богу, вот два весла, с помощью которых они плыли по житейскому морю. Святые, являющие нам пример для подражания, своими беспрерывными трудами, молитвою, пощением достигли ангельского состояния. Трудами своими добывали они себе пропитание и часть еще уделяли немощным и больным.

В Священном Писании многократно говорит Господь о необходимости шесть дней трудиться, не покладая рук, а седьмой посвящать Богу. В Ветхом Завете праздновалась суббота («Шаббат» по-древнееврейски значит «покой»), как воспоминание о сотворении Богом мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (Быт.2:3). Когда Господь выводил из египетского рабства избранный народ, то заповедал собирать манну шесть дней, причем, в шестой — вдвое больше, чтобы хватило на седьмой — день субботний — день покоя.

Но почему в заповеди сказано соблюдать день субботний, а мы соблюдаем воскресный? В ветхозаветные времена праздновали субботу как седьмой день. С момента Воскресения Христова христианская Церковь празднует через каждые шесть дней седьмой, но только не последний из семи дней, субботний, а первый день каждой седмицы, воскресный. Это является символом того, что за Ветхим Заветом, пророчествующим приход Мессии (Спасителя) на землю, пришло новозаветное время, когда Бог явил Себя в Сыне Своём. В книге Деяний апостолов упоминается о собрании учеников, то есть христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели, или в день воскресный, «для преломления хлеба», то есть для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7).

Шесть дней суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Без содействия самого человека Господь не совершает над ним Свое дело: очищение, освящение, возрождение. Человек ведь не дерево, не металл, из которого можно выделывать те или иные вещи, и не машина, которую можно вертеть по произволу. Он — существо, одарённое такой свободой, которую не трогает Сам Господь. Проводить свято — быть в том месте, где преподается освящение, и заниматься теми делами, которыми приобретается благословение. Как совершится освящение над теми, кто действует под влиянием страстей и оскверняет себя всеми неправдами? Как изольётся освящающая благодать Святого Духа в сердце, если оно обращено не к Богу, а к житейским занятиям и похоже на сосуд, перевёрнутый вверх дном? Что можно налить в такой сосуд?

Как в Ветхозаветной Церкви под именем Субботы подразумевались и другие дни, установленные для праздников и постов, так и в христианской Церкви должно соблюдать, кроме воскресного дня, другие праздники и посты. Это время мы должны посвятить Богу: всецело быть с Ним — молиться, радоваться красоте мира, созданного Вседержителем. Вырвите свою душу на один день в неделю из бешеной гонки дел, отдайте «день седьмой» Господу по заповеди Его. И сами убедитесь насколько упорядочится ваша жизнь.

Истинные христиане в такие дни идут в церковь, на богослужение, и дома усердно молятся. В эти дни надо вспомнить всех, кому худо: кто болен, беден, одинок. Их нужно навестить, утешить, а бедных обрадовать каким-нибудь подарком, пусть маленьким.  И, конечно, сами мы в праздники должны быть праздничными: не ссориться, не огорчать друг друга, радоваться.

По словам митрополита Антония (Сурожского), «праздники, как решающие события в судьбе человечества, мира, космоса всегда вводят нас в общение с Господом Иисусом Христом, Божией Матерью и святыми, и что наше участие в различных празниках есть нечто более плодотворное, чем чисто созерцаемое богословское восприятие данных событий».

Вернуться к списку

Последние добавления