С настоятелем Раифского подворья отцом Константином Исаковым в селе Большие Ключи мы сидели в тихом храме. Беседовать об активной жизни прихода как-то не получалось. Иконы смотрели на меня, и все слова терялись. А ведь 9 октября Православная Церковь отмечает память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — в этот день престольный праздник у храма...
— Отец Константин, Вы ведь начинали служить в Раифском монастыре. Знаете и монастырскую и, теперь уже, приходскую жизнь. Есть ли различия какие-то? Принципиальные, имеются в виду...
— Эта два разных образа жизни, конечно. Монастырь живет по внутреннему уставу, а приходская жизнь, хотя все мы соблюдаем общий Устав Русской Православной церкви, направлена на просвещение прихожан. Те, кто идет в монастырь, стараются обрести себя в гармонии с Богом, отрекаясь от внешнего мира, сосредоточившись на молитве.
Жизнь в монастыре достаточно сильно отличается от мирской жизни за стенами монастыря. Да, мне знаком монастырский устав, так как некоторое время находился в Раифском монастыре на послушании, когда приходилось посещать все утренние и вечерние правила... В приходах строгости такой строгости нет. Здесь совершаются службы в праздничные и выходные дни.
Монашество сильно отличается от жизни в миру, где есть семья, работа, и от приходской жизни.
Приходы — передовая линия, где Церковь встречается с миром, где культура освящается и преобразуется Евангелием. Люди очень заняты мирской жизнью и не имеют возможности вести такую же активную литургическую жизнь, как в монастыре. Приходская жизнь часто не может быть такой максималистской и редко является таковой. Однако церковный приход — не компромисс, не какой-нибудь второсортный путь христианина. Быть христианином в миру означает нести Евангелие в мир, жить и свидетельствовать о Христе, в то же время полно и активно живя культурной жизнью. Это очень высокое призвание!
У монахов другое призвание — быть «не от мира сего» и строить свою жизнь только по Евангелию и согласно традициям Церкви, особенно её литургическим циклам. Очень важно помнить, что нет разницы между службами для прихода и для монастыря. Нет разницы в правилах для поста и молитвы. Главное различие заключается в том, что люди в приходах живут в миру, а монахи нет.
Монастыри исключительно важны для жизни приходов: они составляют вместилище живой Традиции в её чистоте, где люди могут получить опыт жизни по Евангелию. Монашество может наполнить их жизни, вдохновить верующих мирян на большую верность Христу и Евангелию. Монастырь может быть местом духовного исцеления и утешения.
Приходская жизнь храма Иоанна Богослова ничем не отличается от других приходов — здесь совершаются регулярные богослужения, Таинства, проводятся беседы с людьми. Среди прихожан нашего храма — люди разного возраста. Есть представители старшего поколения и очень много молодежи. Слава Богу, что молодые люди сегодня обращаются к Богу, к вере, приходят в храм! Ведь вера делает нашу жизнь счастливой. Все мы знаем, что в жизни два пути — это дорога к Богу и дорога от Него. Человек, который посещает храм, всегда приближается к Богу, он учится жить по заповедям Божиим. И если жизнь такого человека поставит в тупик, он не будет унывать и отчаиваться, а всегда найдет выход, всегда будет чувствовать помощь Божию.
— Батюшка, при храме ведь есть и воскресная школа?
— Есть. Здание. Знаете, из-за дефицита кадров в школе сейчас проходят только детские праздники, а летом организуем детский православный лагерь: дети 10-12 лет из местной школы трудятся при храме.
Худо-бедно учебный процесс идет, но не постоянно. У нас — кадровый голод, я сейчас практически остался один. А скоро престольный праздник — а это значит, надо подготовить праздничный вечер, а потом Рождество, и так вот весь церковный год. Совмещаем и богослужения и мирские мероприятия.
— Слышала, что в селе Ивановское строят храм на том месте, где был первоначально нынешний храм Иоанна Богослова...
— Да, по Божией милости заканчиваются работы над возведением храма в селе Ивановское. Возрождается храм: проведены работы по внутреннему убранству, изготовлен иконостас, жертвенник...
Это храм исторически был родиной нашего храма. Первоначально он возник именно там. Но в конце 19 века после очередного пожара было принято решение переместить его в Большие Ключи. И теперь Господь послал нам прихожан, которые заинтересованы в том, чтобы возродить на историческом месте святой храм. Строительство шло очень долго. Лет десять. Но Господь вершит свои дела неспешно. Славу Богу, сегодня все свершилось: в храме регулярно совершаются богослужения, правда, не так часто, как хотелось бы. Так что в селе Ивановское тоже начала возрождаться духовная жизнь.
— Чтобы Вы хотели бы добавить, отец Константин?
Выразить благодарность всем тем людям, которые не остались равнодушны к возрождению нашего храма, приходской жизни. Как сказал один мой знакомый, «создать не стены, а создать приходскую жизнь» — вот что главное. Потому спасибо прихожанам, которые неравнодушны к нашему прошлому, настоящему и будущему.
Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. Ведь в храм, в который верующий человек регулярно ходит, люди, совместно с которыми он постоянно молится, батюшка, у которого он всегда исповедуется, — это важная (если не самая важная) часть его жизни. С семьи начинается род человека, а с церковного прихода, в сущности, начинается народ. Общность людей, которые вместе молятся в храме, — фундамент, делающий народ народом, это главное условие нашего единения и согласия.
Из истории храма
Первоначально храм был построен из дерева в селе Ивановском Казанского уезда в 1741 году, но он сгорел в 1821 году. В это время в селе Ивановское было 47 дворов и проживало 148 мужчин и 152 женщины, а в Ключах было уже 257 дворов и проживало 587 мужчин и 60 женщин. И когда решили возобновить храм, ключинские жители послали к Владыке большую делегацию с просьбой построить каменный храм в Ключах. В епархиальном управление у них спросили: из чего строить когда у вас нет кирпича? Тогда делегаты, сказал и, что готовы построить свой кирпичный завод, лишь бы церковь была в Ключах. Против такого аргумента возражений не нашлось, и решением Казанской духовной консистории № 13189 за 1822 год перенесли приход из села Ивановского в Большие Ключи. Строили храм всем народом и строительство его шло 10 лет, т.е. освящён он был в 1832 году. К этому же времени относится и роспись храма, которая чудом сохранилась в в Советские годы и не была уничтожена. Об этом периоде в истории нашего храма мы расскажем подробнее.
В июне 1918 года, когда Раифский монастырь пришли грабить сотрудники ЧК по руководством Валентина Несмелова именно ключинские жители одними из первых прибежали на зов набата и не только остановили грабеж, но видя те бесчинства, которые сделали в монастыре мародеры, не смогли сдержать себя в руках и расправились с ними. Естественно, ЧКистов советская власть объявила героями революции, а крестьян — защитников монастыря от посягательства властей — врагами народа. В Ключах были проведены репрессии, многие жители были арестованы и осуждены, многие «раскулачены» и сосланы в Сибирь.
И вот во время таких гонений на церковь, когда по всей России закрывались сотни храмов и монастырей, в Ключах прихожане не только не дают властям закрыть храм, но и наоборот проявляют небывалую заботу о нем и обновляют все внутреннее убранство в 1928 году. Правда, после очередной волны репрессий, прокатившихся по стране в середине 30-х годов, и когда не осталось тех, кто бы мог отстоять храм, власти его закрывают, забирая особо ценные вещи, проявляя милость к последнему настоятелю отцу Григорию из-за его возраста. После закрытия превращают храм в пекарню, красивую ограду разбирают и отдают на склад МТС, большой колокол весом 128 пудов 10 фунтов увозят в Казань. В середине 80-х в храме сделали склад и магазин хозтоваров, который просуществовал до начала возрождение церкви.
В начале 1992 года храм был передан Русской Православной Церкви и указом архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия в храм был направлен иерей Алексий Смирнов, он и начал восстановительные работы. В первую очередь, нужно было разобрать перекрытие, которое было сделано в храме в советские годы, чтобы открыть купол, начать перекрывать кровлю, заказать кресты. Денег, чтобы нанять рабочих, не было, и настоятель попросил всех прихожан помочь, кто чем может в этом богоугодном деле. Многие откликнулись на призыв настоятеля и старались внести свою лепту в восстановлении храма, кто-то работал день и ночь, кто-то ходил по всем окрестным селам и собирал пожертвования. 2001 году храм стал подворьем Раифского монастыря. Настоятелем был назначен священник Константин Исаков.
Сейчас храм воссановлен, и вместе с храмом возродилась приходская жизнь села, и люди вновь обретать Веру, Надежду и Любовь, которых нам в настоящее время очень не хватает.
Доехать до Больше-Ключ и некого подворья Раифского Богородицкого мужского монастыря можно на автобусах №№ 404,406 из Казани и №405 из Зеленодольска.
Богослужения проходят каждое воскресенье в двунадесятые праздники и в дни памяти особо чтимых святых. Начало Богослужений вечером в 15.00, Литургии 8.30.
Престольные праздники, посвященные апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отмечаются 2 раза в год: 21 мая и 9 октября (по новому стилю).
Источник: газета «Раифский вестник»