Публикации

Исповедник: протоиерей Владимир Воробьев

  Количество просмотров

Более полувека под толщей воды покоится старинный уездный город Спасск, в 1935 году переименованный в Куйбышев. Раньше здесь находилась тюрьма, в которой в советские годы томились многие исповедники за веру Христову. Был среди них и протоиерей Владимир Воробьев.

Протоиерей Владимир Воробьев был человеком благочестивым. Когда начались гонения на Церковь, и священнослужителей стали убивать и отправлять в ссылку, он не побоялся принять сан. Его не убили, но, как и многих, сослали в тюрьму в город Спасск. Его матушка регулярно навещала мужа и помогала, чем могла. Но непосильная форма заключения, уже немолодой возраст подорвали здоровье отца Владимира. 16 февраля 1940 года он скончался «от паралича сердца». Его похоронили на ближайшей к тюрьме аллее. Эта часть по воле Божией оказалась не затопленной. 

О жизни протоиерея Владимира Воробьева рассказывает его внук — ректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев:

— Я своего дедушку не видел. Он был родом из Саратовской губернии, происходил из крестьянской семьи. Управляющий имением учил его вместе со своими детьми и помог ему пойти учиться дальше. Дедушка захотел поступить в духовную семинарию, после окончания которой он женился, был рукоположен и направлен священником в третьеклассный женский Краишевский монастырь в Ахтырском уезде Саратовской губернии. Там родился мой отец — Николай Владимирович Воробьев. Он воспитывался при монастыре, матушки-монахини нянчили его, он был музыкально одаренным ребенком, с детства пел на клиросе. В 1910 году вся семья переехала в Москву, где дедушка окончил Археологический институт, а отца отдали в гимназию. Дедушка был назначен служить в Скорбященском домовом храме на Зубовском бульваре при приюте Братства во имя Царицы Небесной, где жили дети-инвалиды. Во дворе приюта находилась квартира для семьи священника. Здесь же жила одинокая женщина с сыном по фамилии Казанский, который оставался на весь день один, и моя бабушка, — Ольга Андреевна, звала его к себе домой и кормила его.

В 1918 году дедушка был переведен настоятелем в храм Николы в Плотниках на Арбате на место скончавшегося отца Иосифа Фуделя. Святейший Патриарх Тихон знал дедушку и служил в его храме. Он был близок и священномученику Петру (Полянскому), митрополиту Крутицкому.

Первый раз дедушка был арестован в 1924 году, пробыл в тюрьме около полугода и был освобожден. Второй раз его арестовали в 1930 году. Его следователем оказался тот самый Казанский, теперь уже известный своей жестокостью «специалист» по церковным делам. Он таскал дедушку за бороду по помещению, где проходили допросы, тыкал в лицо револьвером и кричал: «Разоружайся, сволочь!» По этому делу дедушка был отправлен на десять лет в Севлаг. В 1933 году дедушка был «списан» из лагеря по состоянию здоровья — не мог работать из-за больного сердца и дальше отбывал свой срок в административной ссылке в городе Спасске на Волге ниже Казани. В 1938 году его там арестовали. Просидев полтора года, он в 1940 году умер в тюрьме от сердечного приступа. Через год родители назвали меня в память о дедушке его именем.

Вернуться к списку

Последние добавления