26 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил всенощное бдение в Крестовозвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря. За богослужением архипастырь обратился к молившимся со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Удивительное дело происходит с нами. Если быть внимательным, проанализировать ход своих мыслей во время богослужения, то был бы какой-то хронометраж. И посмотреть, сколько времени мы стояли в храме — не просто ногами, а сосредоточившись мысленно. А сколько времени — совершали [в уме] дела домашние, может, даже бизнесом занимались, а то и осуждали кого-нибудь, планы строили. Тело в храме, а ум бродил где-то.
Вот что характерно: мы иногда задаем себе вопрос, почему уходим из храма в какой-то степени уставшими и внутренне пустыми. А откуда будет наполняемость благодатным озарением, если тело наше здесь, а мысли — на базаре. И вот, к великому сожалению, это самое тяжелое духовное делание — внутреннее — сейчас забывается. Оно самое тяжелое, но и незаметное. Мы стоим в храме и как-то даже сами себя начинаем подхваливать: вот, был в храме сегодня. А то, что происходило в мыслях, похвалить некому, ведь мы это показать не можем никому.
И вот здесь я хотел бы напомнить — и вам, и себе, а особенно инокам — об умном делании, то есть, хранении своего ума. Бывает нам тяжело стоять в храме оттого, что мы не молимся. Мы стоим, но не вникаем в слова молитвы. Иногда, действительно, невнятно или быстро читают, иногда много непонятных слов, славянизмов, и поэтому начинает рассеиваться ум. Но здесь очень важно все-таки его остановить и попытаться сконцентрироваться, по возможности, вникать в чтение, пение и тем более, когда ектенью говорят — там все совершенно ясно.
А если не удается — допустим, канон читают — удержать ум следовать за читаемыми мыслями, словами, то, как советуют святые отцы, есть самый простой способ оставаться с Богом. Читай простую молитву «Господи, помилуй». Стой и неспешно в уме говори. Конечно, те, кто опытнее, могут читать молитву, которая называется Иисусовой. Она короткая, но очень сильная: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И постепенно душа будет обогащаться.
Вы даже не будете замечать, как пролетает время, и этот труд в обязательном порядке принесет свои духовные плоды. Вы научитесь упорядочивать свой ум в храме, постепенно. А христианин так и должен делать, это должно перейти в нашу повседневную жизнь. Это есть именно то, о чем часто мы слышим: ходить пред очами Божьими. То есть, когда мы хотим совершить тот или иной поступок, мысленно сопоставляем, насколько он соответствует нормам и заповедям Божиим. И постепенно человек приучает себя к духовному деланию.
Я не буду вас больше сегодня утомлять. Вот вам пища для размышлений, когда будете идти домой. Всегда, когда мысли начнут скакать, особенно в храме, вспомните, что говорил владыка. А потом почитайте у святых отцов — мы как-нибудь вместе это сделаем — и Господь мало-помалу будет давать нашему сердцу молитвенную тишину и благодатную помощь. Аминь.