Публикации

Ко всякому человеку — с любовью

  Количество просмотров

В предпраздничные дни Рождества Христова, накануне торжества примирения человека с Богом, начинаешь как-то особенно сильно осознавать свое духовное несовершенство, живя в мире, среди житейских соблазнов всякого рода, так как трудно отрешиться от всего того, что льстит зрению, вкусу и всем чувствам нашей многострастной плоти. Как часто преуспевает враг рода человеческого увлекать нас всем житейским, отвращая от спасительного, душевного, «единого на потребу» (Лк. 10:42).

Соблазны были всегда и везде, и тогда, когда действовал святой Иоанн Кронштадтский: и в доме, и в окружающих людях, среди которых были увлекающиеся, немощные поклонники и поклонницы; и в среде богатых, которые звали его, а потом — и в атмосфере поразительной славы, и в его собственной плоти и прочая, и прочая. И во вражде к нему части печати и общества…

Праведный Иоанн, пресвитер Кронштадтский (1908)

Сколько везде искушений! «Но надо, — думал праведный Иоанн, — подвизаться в мире, живя среди людей, и сохранять себя нескверным от мира». Это ли не пример для достойного подражания нам грешным?

А укреплялся святой Иоанн от Духа Святого. «Это Он, Всесвятый, так чуток во мне к малейшей нечистоте сердечной; это Он побуждает меня самый зародыш греха в сердце гнать вон из души, — делился размышлениями праведный, — все отымется от нас смертью, все земные блага: богатство, отличия, красота тела, красота одежд, простор жилища, все сладости пищи и пития. А Христос — вечное наше богатство, вечно пребудет с нами».

Дальше угодник Божий делает выводы о своих отношениях к людям вообще: коли человек есть образ Божий, а Бог есть любовь, следовательно, и отношение ко всякому человеку должно руководствоваться тоже любовью. Нужно почитать всякого человека, даже и при его греховности, — поучал святой Иоанн. Язвы — язвами: они изрыты диаволом и грехом; а образ – все образ Божий. О язвах его (любого человека) надо пожалеть, поболеть, да помолиться, как о своих. Ведь, мы все — одно тело: все — «от единыя крове» (Деян. 17:26), «все бо от единаго хлеба причащаемся» (1 Кор. 10:17).

Праведный Иоанн Кронштадтский

Христианство заповедует человеку чтить и себя самого, но именно опять как образ Божий. Вот как пишет об этом праведный:

«Уважай себя как образ Божий. Помни, что этот образ — духовный; и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию: это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу. Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей.

Научая людей жить в Боге, святой Иоанн, осознавая и свою собственную греховность или наклонность ко греху, призывал: «Будем вместе учиться. Тебя борют грехи, страсти различные? И меня борют. Тебя соблазняет враг? И меня тоже. Ты падаешь? И я падаю. Но я падаю и всегда восстаю. Борют и побеждают меня страсти, например, гнев, гордость, зависть, вожделение. Но я немедленно каюсь, молюсь, плачу, напрягаю веру, надежду на Господа, молюсь горячо о помиловании — и побеждаю страсти мои и врагов моих невидимых, борющих меня. И восстаю».

И еще наставлял угодник Божий: «Когда молишься о прощении грехов своих — укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать грехи по искренней молитве. И всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были; лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится, а внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия, за то действительно и не получает прощения. Неуверенность в получении просимого у Бога — хула на Бога и Христа, пришедшего в мир от Отца грешников спасать, а не праведников. Познайте Сего Спасителя, — как я знаю Его по благодати Его, по дарованию Его». Поэтому-то праведный свою «общую исповедь» сначала посвящал грехам, а потом кончал приглашением на «пир» Божий и к святым Тайнам Тела и Крови Христовых. Так святой Иоанн (Кронштадтский) всех зовет к надежде на Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Вернуться к списку

Последние добавления