«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им;
ибо таковых есть Царствие Божие»
(Мк. 10, 14).
Опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле» — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая концепция, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человека на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.
Можно отметить также, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком одновременном снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, естественным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая его нравственного критерия в восприятии им окружающего мира, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
Однако существует мнение о том, что при коммунистах жили люди морально устойчивые. Давайте подумаем: кто воспитывал поколение этих морально устойчивых людей? Они воспитывались еще верующими и богобоязненными родителями, а потому совесть их с детства была приучена к благочестию и целомудрию. А следующее поколение, выросшее практически без Бога в душе, породило пьяниц, наркоманов и развратников.
Несомненно, частично возможно воспитать нравственного и морально устойчивого человека, который будет опираться на то, что он видел в семье. Позже, когда он создаст свою семью, будет передавать эти знания своим детям. Объяснить морально-этическую причину желательного или нежелательного поведения ему будет очень трудно: «Этому учили меня родители», «В наше время это было не принято». На всякое утверждение дети могут поставить противоположный аргумент: «Сейчас время другое», «Моральные ценности общества поменялись». В материальном мире без Бога сложно объяснить нужность нравственности. Всегда конкретные материальные ценности будут противостоять размытым, не до конца объясненным понятиям добра. Метко в таком случае высказался один мой знакомый психолог в беседе: «Только религия учит правильной нравственности».
Поэтому безрелигиозное воспитание, во-первых, временно и неустойчиво; во-вторых, зависит от общественного строя. Знаменитый советский писатель Варлам Шаламов, который 20 лет провел в лагерях, писал, что человеческая культура крайне хрупкая: «Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях». В тоже время: «Единственная группа людей, которая держалась чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов», — пишет атеист по убеждениям Шаламов.
Искусство и наука в целом получили свой расцвет после принятия странами христианства в качестве государственной религии. Христианство серьезно повлияло на цивилизацию в целом. Отделы социальной помощи (бесплатное страхование, государственное обеспечение в виде пенсии и больницы) также являются отражением христианского государства. Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
И сейчас родителям необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Христианское, православное воспитание является фундаментом нравственности, дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, от которого мы пытаемся уберечь своих детей.