Публикации

Программа «Тема»: Крещение Господне

  Количество просмотров

Интервью митрополита Феофана, посвященное празднику Крещения Господня

В преддверии праздника Святого Богоявления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ответил на вопросы Алексея Кулешова, ведущего программы «Тема» на телеканале «Эфир»

Ведущий: Эфир продолжает «Тема», в студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Во вторник, 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных религиозных праздников — Крещение Господне. Подготовка к нему сейчас идет полным ходом. Спасатели, например, проверяют места, где будут организованы иордани — проруби для крещенских купаний. И вот о празднике, и не только, мы говорим с нашим гостем. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Добрый вечер, владыка!

Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей!

Праздник Крещения Господня

Проповедь митрополита Феофана после вечернего богослужения в канун праздника Богоявления

Ведущий: Крещение — действительно большой для православных праздник, один из главных. С какими чувствами следует встречать его?

Митрополит Феофан: Великий праздник! Я вспоминаю свое детство. Курская область, село. Деревенский храм был от нашего села примерно в четырех километрах. Помню, как к ночной службе, с фонариками со всех деревень текут ручейки людей. А ночью служба, таинственная служба. И удивительно — несмотря на то, что время было атеистическое, люди шли непрерывным потоком. И Крещения ждали с особым трепетом.

Вообще, что такое Крещение? Для православных крещение — это особое благодатное Таинство, в котором человек получает защиту. Воины в древности кольчуги носили, сейчас бронежилеты. Порой мы забываем, что в мире существуют силы добра и силы зла. Это не игрушки — думаю, это каждый человек на себе испытал. О человеке некрещенном по-русски говорили: «Горох при дороге — кто идет, тот и скубёт». Так и крещение для православных — защита, когда дается каждому крещаемому ангел Господень, даётся благодать, защищающая от наветов дьявола.

Это то крещение, которое мы принимаем в детстве или взрослыми. А теперь о самом празднике. Крещение берет свои истоки от этого праздника. Сам Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю, пророку, который крестил крещением покаяния, на реку Иордан (см. Мф. 3). Иоанн знал, Кто к нему пришел. Он удивлен: «Как так? Бог, Сам Бог, Иисус Христос! Бог воплотившийся идет ко мне». И говорит: «Нет, я недостоин даже развязать ремень сапог на ногах Твоих, а не то чтобы крестить Тебя». Тогда Христос смиренно, но твердо говорит: «Оставь! Так подобает исполнить всякую правду. Крести меня».

Если люди крестились крещением покаяния, каясь перед этим, то Христу не в чем было каяться. Но этим дан был образ и начало крещения всех людей. Когда Иоанн Креститель на вошедшего в воду Христа кладет руки, то вдруг в виде обыкновенного голубя Дух Господень нисходит на голову Иисуса Христа. Как бы засвидетельствовав, что перед народом Сам Сын Божий, с неба голос Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это историческая канва и драматическое основание Крещения.

Вернемся ко дню сегодняшнему. Мы празднуем единожды бывшее событие, историческое воспоминание, или нечто большее? Это и историческое воспоминание, и нечто большее. Человек верующий, при крещении отрекшийся от Сатаны, давший обет творить добрые дела, вновь и вновь как бы спрашивает себя, как исполнил то, что обещал при крещении. Если не сам обещал, то крестные, а если взрослый — то сам давал слово.

В день Крещения нисходит особая благодать на воды. Опять вспоминаю детство. Не везде были храмы. Была традиция, где храмов нет — и по сегодняшний день, как правило — люди в полночь шли к источникам, там омывались, набирали воду и хранили эту воду целый год. А перед этим освящали этой водой свои жилища. Если посещала болезнь, то омывались и омываются этой водой, понемножку пьют эту воду. Благодатная помощь…

Ведущий: Владыка, о купаниях. Медики говорят, что «будьте осторожны, не каждому можно, не нужно сразу в воду нырять».

Митрополит Феофан: Замечательное предупреждение медиков, мы будем прислушиваться. Конечно, надо уйти от того, чтобы сначала градусы повысить...

Ведущий: Да.

Митрополит Феофан: … а уже потом лезть в воду. Это в какой-то степени кощунство, потому что тот, кто в проруби окунается, идет с верой, что он омывается в воде, получившей в этот день особое благословение. Когда есть такая вера, то человек действительно получает просимое. А если, как часто бывает, идет за компанию, да еще и рюмочку выпил... Поверьте, это плохо. Еще раз повторю: это плохо. Если ты идешь в день Крещения Господня окунуться в проруби, то иди с верой. Это будет гораздо действенней и спасительней.

Выходные дни в новогодние праздники

Ведущий: Владыка, я про светские праздники еще хотел спросить. Это наша первая встреча в наступившем году…

Митрополит Феофан: Да.

Ведущий: …очень долго, 10 дней, мы отдыхали, отдыхала вся страна. Как, по-Вашему, стоит ли так долго отдыхать? Я помню, звучала идея, чтобы на майские, может быть, праздники, всё это перенести.

Митрополит Феофан: Вы знаете, у нас во всём всегда перекосы. Откуда у нас всё берется? На Западе были каникулы — давайте и мы сразу устроим, как на Западе. Конечно, мы не можем день новогодний сделать рабочим. Или праздник Рождества Христова сделать рабочим днем. Нет, этого нельзя делать. По моему размышлению, можно дня два, как это было, на Новый год, и на Рождество тоже пару-тройку дней. А остальные дни, если они закреплены законами, можно перенести на другое время — летнее, более удобное.

Ведущий: Вредно человеку русскому долго отдыхать.

Митрополит Феофан: Вредно долго отдыхать человеку не только русскому, а гражданину России. Потому что мы все в какой-то степени и русские, и татары, и мордва, и чуваши, и чеченцы...

Ведущий: Менталитет один.

Митрополит Феофан: Менталитет более-менее близкий, и потому во всём должна быть мера. А у нас что получается? Те, кто побогаче, в Майами или Эмираты уехали. А для простого народа нередко бывает беда. Жены начинают роптать, потому что мужики пьют всё время, мужики начинают от безделья пить. Поэтому, еще раз говорю, этот отдых не сбалансированным получается, да еще и время года такое. Во всём нужна мера.

Закон о запрете дискриминации инвалидов

Ведущий: И еще. С 1-го января вступил в силу закон о запрете дискриминации инвалидов при устройстве на работу. То есть, если приходит устраиваться на работу человек, условно говоря, в инвалидной коляске, не может просто так работодатель сказать: «Не нужен ты нам». Неужели нужны какие-то такие законы запрещающие?

Митрополит Феофан: К сожалению, это то, о чём мы с Вами говорим. Потеряно отношение к человеку — независимо от того, какого он цвета кожи, какой разрез глаз, какой язык, какая религиозная направленность — как к образу Божию. Тем более, к инвалиду. Здесь всё очень просто с христианской точки зрения: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Работодатель, когда принимает человека с ограниченными физическими возможностями, в какой-то степени идет на жертву, творит милостыню. С другой стороны, это надо делать так, чтобы не оскорблять и не унижать, не давать понять инвалиду: «Я тебя беру, но ты знаешь, что это только по доброте моей. В общем то, ты не очень подходишь».

Что такое закон? Закон — это некие ограничения и рамки. Там, где действует совесть, где не потеряны нравственные ориентиры, там и законы могут быть не нужны. Формальные законы появились гораздо позже нравственности. Говорят, что общество совершенствуется и потому появляются законы. А не наоборот ли? Общество развращается — нужны законы. И всё время идет их ужесточение. А результат? Значит, вопрос заключается не в силе закона, а в нравственном состоянии общества. Чем нравственней общество, тем могут быть слабее формально законы.

Вопрос о проблеме кредитно-потребительских кооперативов

Ведущий: Давайте продолжим разговор о законе и об обществе. В Казани на этой неделе состоялся суд над человеком, который устроил сразу три кредитно-потребительских кооператива. Люди понесли туда свои деньги, польстились на баснословные проценты. Десятки, сотни тысяч рублей несли, а в итоге оказались ни с чем.

Митрополит Феофан: А здесь уже другой вопрос — безрассудности людей, которые на эту наживку больших процентов клюнули. И здесь уже нельзя применить слово «по неведению». «МММ» было, «Валентина» какая-то...

Ведущий: Много было в нашей истории, к сожалению.

Митрополит Феофан: Да, много в нашей новейшей истории таких явлений, когда кредитные организации заманивали большими процентами, а потом всё улетучивалось. Значит, с одной стороны, виноваты люди. С другой стороны, здесь как раз против прохиндеев должно быть законодательство четко прописано. Что получается в этих, так сказать, пирамидах различных? Правоохранительные органы, финансовые ведомства знают, к чему это приведет. Значит, надо не ждать, пока будут обмануты люди, вложившие средства в кредитную организацию, а предотвращать. Две стороны здесь. С одной стороны, должно быть благоразумие: не надо думать, что положишь свои кровные деньги, а потом кусок потолще заберешь. Не получится, бесплатный сыр в мышеловке. С другой стороны, закон. И в средствах массовой информации должны быть передачи, которые бы разъясняли: не ловитесь на эту удочку.

Программа «Сохраним семью» в Татарстане

Ведущий: О другой теме давайте поговорим. На неделе в Казани начал действовать проект «Сохрани семью». Идея такая. Супруги решили развестись, а их приглашают на встречу с медиатором, с психологом. И на этой встрече пытаются прийти к компромиссу, уладить семейные противоречия, чтобы сохранить семью. Владыка, взрослые люди приняли решение, что больше не могут жить друг с другом. Стоит ли вмешиваться?

Выступление главы Татарстанской митрополии на проходящем в Казани IV форуме Всероссийской программы «Святость материнства»

Митрополит Феофан: Опять приведу пример из жизни в моей собственной семье. Я, поскольку монах, неженат. А у меня четыре брата и сестра была. И все братья женаты. Вспоминаю мою мать. Нередко были между семьями молодыми, моими братьями, их женами конфликты. И я помню, как мать объясняла сыну: «Ты говоришь только о недостатках жены, а посмотри, какие у нее хорошие качества есть. Посмотри, какая она трудолюбивая. И вообще, у вас уже ребенок есть. А как ты ребенка без отца оставишь? Найдешь другую — думаешь, лучше будет? А потом, ты же венчался, а Бог заповедал не разводиться». И остывает брат потихоньку. Прошло уже 45 лет их совместной жизни. Моему старшему брату 87 лет. Как-то мы сидим, и я говорю: «Как вы прожили?» — «Слушай, как я счастлив! Какая же у меня замечательная жена!». Я говорю: «Коля, а помнишь, как ты с матерью спорил?» — «Да, что это, по молодости всё».

Ведущий: То есть, это нужно.

Митрополит Феофан: Конечно, нужно, но кто это будет делать? Какой-то психолог… Непонятно. Сохранение семьи — это все-таки...

Ведущий: Есть профессиональные люди, которые этому учились.

Митрополит Феофан: Профессиональные люди — хорошо, конечно, нормально. Нормальная инициатива. Институт семьи надо уметь взращивать и сохранять, передавать по наследству любовь к сохранению семьи. Вот это очень важно.

Ведущий: То есть, получается, изначально, а не бороться с последствиями?

Митрополит Феофан: Конечно, мы боремся с последствиями. Сначала вседозволенность, в том числе, во взаимоотношениях мужчины и женщины. Говорят, что все живут гражданским браком, притираются друг ко другу, смотрят. Взаимоотношения мужчины и женщины — что значит, притираются? Это перчатки, носки или ботинки? С другой стороны, возникает расхлябанность. Ценностные отношения между возможными супругами теряют свою красоту. Говорят: «А вот на Западе». Сохранять целомудрие — разве это плохо? Дело не в свободе и не в демократии, а в ложном понимании свободы и пользовании ею. Один замечательный философ говорит: «Свобода — хорошее дело, но она должна быть ограничена законом любви». Та свобода хороша, которая ограничена законом любви.

Увековечание памяти казанского благотворителя Асгата Галимзянова

Ведущий: Владыка, на прощание еще один вопрос. На этой неделе в Казани начали собирать подписи под обращением, чтобы одну из улиц города назвать именем известного мецената Асгата Галимзянова. 3-го января, к сожалению, не стало его. Как относитесь к этой идее?

Митрополит Феофан: Позитивно. Я отношусь к этой идее позитивно. Увековечить имя человека, который известен добрыми делами, милосердием. Я внимательно ознакомился с его жизненным путем. Он творил добрые дела: автобусы, продукты, вещи передавал в больницы, сиротам в интернаты. Дай Бог, чтобы у нас поменьше именами партийных деятелей называли улицы и города, а побольше — именами людей, которые оставили след добрый. И когда бы шел кто-то по этой улице, то рассказал своему ребенку о человеке, который творил доброе: «Видишь, вот он как? Мы все помним его, и ты живи так же».

Ведущий: Ну что ж. Спасибо большое, очень хороший совет. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Я благодарю за внимание всех наших зрителей. До свидания! Еще увидимся.

Митрополит Феофан: Спасибо большое. До новых встреч! С праздниками всех вас!

Вернуться к списку

Последние добавления