Публикации

Библиотека имени святого князя Владимира в Казани

  Количество просмотров

Казань всегда была «книжным» городом. Первые монастырские библиотеки в крае, позже — одна из первых в провинции типографий, и неуклонное увеличение их числа на протяжении XIX столетия. Множество книжных лавок и магазинов, общественных, учебных заведений, частных и личных библиотек определяли ее интеллектуальную атмосферу, накладывая отпечаток и формируя быт разных сословий.

Заметно возросло число библиотек во второй половине XIX века. В 1880-е годы появлялись не только универсальные, но и специальные библиотеки — иностранной, музыкальной, детской литературы. В этой связи не покажется чем-то особенным то, как была увековечена дата 900-летия крещения Руси в Казани — ни чем иным, как открытием общедоступной безвозмездной библиотеки духовно-нравственных книг. Однако юбилей был лишь поводом, а побудительные причины создания такой библиотеки лежали в русле более общих проблем, переживаемых обществом: недостаточность религиозного образования в светских учебных заведениях, усиление влияния идей противоборствующих церкви (атеизма и социализма), повсеместное отчуждение интеллигенции от Церкви и духовные искания вне Православия, а в Казанской епархии еще и необходимость миссионерской деятельности. Не следует забывать и о наличии в Казани большого числа преподавателей и учащихся не только светских, но и духовных учебных заведений — Казанской духовной академии, духовной и учительской семинарий, для которых наличие центра такого рода литературы было насущной необходимостью.

Вскоре после открытия библиотека превратилась в одну из лучших в губернии по богатству духовно-нравственного, богословского и религиозно-философского отделов, о чем неоднократно появлялась информация на страницах местной периодической печати.

Не столько история казанского библиотечного дела (из которой, кстати, Владимирская библиотека оказалась изъятой, и сведения о ней и по сей день остаются в забвении), но не в меньшей степени люди, посчитавшие для себя необходимым принять участие в ее создании, вне зависимости от их личной мотивации, достойны нашего внимания.

Инициатором ее создания в 1888 году выступил Преосвященнейший Павел, архиепископ Казанский, член Святейшего Синода, обратившийся с воззванием к пастве и пригласивший к ее устройству городскую думу. Для заведования читальней был учрежден комитет в составе духовных и светских лиц. В него вошли: от городской думы городской голова Сергей Викторович Дьяченко, профессор университета Николай Алексеевич Осокин и архитектор Павел Евграфович Аникин, от духовенства ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Никифор Тимофеевич Каменский (впоследствии, архимандрит Никанор), священник Покровской церкви М.В. Бажанов и священник Гостинодворской церкви Н.А. Боголюбов. По сведениям «Отчета о действиях библиотеки св. равноапостольного князя Владимира за 1892 год» (Казань. 1892), в составе комитета произошли частичные изменения: по смерти архиепископа Павла комитет возглавил преосвященный Никанор, епископ Чебоксарский, членами комитета были С.В. Дьяченко (товарищ председателя), профессор Н.А. Осокин, священник М.В. Бажанов (казначей и он же делопроизводитель), священник П. Руфимский. Библиотекарем состоял дьякон Грузинской церкви П. Алексеев. Все были известны в городе не только своей профессиональной, но и общественной деятельностью.

Для Никифора Тимофеевича Каменского участие в комитете по созданию библиотеки представляется неотъемлемой частью его служения в качестве ректора Казанской духовной семинарии, доктора богословия, историка, автора трудов, открывших ряд ценных источников по истории православия в Казанском крае, способствовавшего распространению системы богослужения на языках народов Поволжья. Позже он столь же деятельно поддержал деятельность Церковного историко-археологического общества Казанской епархии. Семинария внесла самый весомый вклад в формирование библиотечного фонда, передав книги 200 названий.

Священник Михаил Всеволодович Бажанов (1855-?) происходил из священнического рода Нижегородской губернии, в сане состоял с 1877 года, в 1882 году окончил Казанскую духовную академию кандидатом с правом получения степени магистра, в 1883 году определен в Покровскую церковь, состоял членом Епархиального училищного Совета. Он вполне осознавал необходимость мер в области духовно-нравственного просвещения народа на личном каждодневном опыте служения. В 1907 году в Казани была издана его работа «Св. Иоанн Златоуст и его пастырская деятельность в Антиохии» (Центральная типография).

Николай Алексеевич Осокин (1843 — 1895), профессор кафедры всеобщей истории Казанского университета, редактор «Известий Императорского казанского университета» и «Ученых записок Императорского казанского университета», и что особенно важно в контексте этой статьи — увлеченный библиофил. Не мало важна и его деятельность на общественном поприще — по развитию и устройству школ в Казани, организации женского профессионального образования, открытию Высших женских курсов, созданию учебно-педагогического и городского музеев в Казани. Состоял казначеем Братства Святителя Гурия. Известен также как активный земский деятель, попечитель Казанского реального училища. Николай Алексеевич был одним из видных казанских библиофилов, любивший похвастаться своей обширной и красивой библиотекой, о чем сохранил воспоминания другой не менее видный библиофил Н.П. Лихачев: «Главную часть (библиотеки Осокина) составляли исследования по всем периодам истории на разных новых языках. Просрессор выписывал много и старался, насколько это возможно в Казани, следить за литературой. В этой части библиотеки владелец был силен, но он любил и русские редкие книги и в них иногда ошибался. М.П. Петровский и А.Н. Островский посмеивались над исключительно красными кожаными корешками переплетов и частыми ошибками в определении редкости приобретений. Тесть Осокина — старик доктор, седой, но крепкий, как дуб, также любил книги. Собирал он французскую литературу, каковую и читал, но имел страсть к редкостям вообще, которыми он любовался на полках. Обладая значительными средствами, он иногда доставал вещи, на зависть всем. Так он приобрел славянскую рукопись на пергамене, Евангелие XIII века, купил, как-то, Молитвослов латинский на пергамене (с миниатюрами), рукопись, которая, впрочем, немедленно была отобрана затем Н.А. Осокиным, имел довольно много инкунабул и славянских старопечатных книг». В создаваемую Владимирскую библиотеку Н.А. Осокин передал книг 49 названий.

Павел Евграфович Аникин (1827-1891), гражданский инженер, автор церковных и общественных зданий, множества частных домов в Казани, гласный Казанской городской думы в течение семи созывов, член попечительных советов многих начальных городских училищ, в 1886-1891 годах председатель попечительского училищного совета при городской думе. По его проекту была построена в 1874 году и освящена в 1883 новая Покровская церковь.

Не располагая значительными средствами, комитет принял решение о приспособлении под читальню трапезной старой Покровской церкви: сугубо практические соображения неизбежно проецировались на историческую традицию — по преданию, православный приход существовал здесь уже в 1560-е годы.ъ

Карта дореволюционной Казани. На углу ул. Покровская (ныне К. Маркса) и ул. Поперечно-Покровская (ныне К. Фукса) располагались почти рядом два Покровских храма: «новый» и «старый», в трапезной которого и размещалась Владимирская библиотека (на карте — квартал 29)

Членам комитета удалось привлечь к участию в создании фонда и имущества читальни людей самых разных сословий. Еще до открытия библиотеки в адрес комитета поступали пожертвования непосредственно книгами и денежными средствами. 1000 рублей было ассигновано из городских средств думой. Среди жертвователей — духовенство от архиепископа и ректора духовной академии и семинарии до сельских священников, причты церквей и монастырей, профессора Казанского университета и именитые граждане. Все они поименно перечислены в отчете комитета за 1889 -1990 годы вне зависимости от величины пожертвований: от 100 до 1 рубля. Архиепископ Павел внес на счет средств библиотеки 100 рублей.

15 рублей поступило лично от Александра Поликарповича Владимирского (1821-1906), магистра богословия, философа, духовного писателя, известного в Казани профессора богословия, логики и психологии в Казанском университете (1850-1871), декана историко-филологического факультета (1865-1871), настоятеля Крестовоздвиженской церкви университета (с 1851), наконец, — ректора Казанской духовной академии (1871-1895), главного редактора журналов «Православный собеседник» и «Известия по Казанской епархии». При его содействии при академии были открыты Казанские миссионерские курсы — единственное в стране духовное учебное заведение для светских лиц. Неоднократно А.П. Владимирский избирался членом Совета Братства святителя Гурия. Кроме личного взноса ректора, Казанская духовная академия передала в фонд библиотеки журнал «Православный собеседник» за 29 лет.

Петр Диомидович Миловидов (1828 -1892), дворянин, дослужившийся до ордена св. Владимира 4 ст., ключарь Благовещенского собора, пожертвовал 10 рублей и книг 6 названий. Книг 19 названий поступило от Евфимия Александровича Малова (1835-1918), протоиерея, историка и духовного писателя, одного из ярких представителей казанской богословской науки миссионерского направления, доктора богословия, профессора кафедры древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии, члена Общества археологии истории и этнографии при Казанском университете, редактора «Известий по Казанской епархии», автора ряда публикаций и трудов.

Посильную лепту внесли и рядовые сельские священники: Н.А. Румянцев — священник села Куралова пожертвовал 2 рубля; Руженцов — благочинный, священник села Столбищ — 3 рубля; по 5 рублей поступило от принтов Макарьевской церкви и Казанского женского монастыря; 10 рублей передал церковный староста Духосошественской церкви Софронов.

Откликнулись и светские лица. О жизни многих из них мы мало осведомлены, имена других — напротив, вписаны в казанское краеведение. В числе последних — Ольга Сергеевна Александрова (Александрова-Гейнс). О жизни и трагической судьбе после 1917 года этой женщины, сделавшей благотворительность смыслом своего существования, можно говорить, опираясь на публикации ряда авторов. И все же список ее пожертвований (а это нередко десятки и сотни тысяч рублей) не исчерпывается ими. Ее энергия, личные усилия и заинтересованность в самых различных инициативах и начинаниях в сфере просвещения и культуры, светского, а равно и конфессионального характера, удивляют все новыми фактами. И участие в устройстве библиотеки святого благоверного князя Владимира, на которую она пожертвовала 50 рублеи — в их числе.

10 рублей на устройство библиотеки передал Николай Александрович Толмачев (1823-1901), доктор медицины, профессор Казанского университета и врач в учреждениях приказа общественного призрения. Кроме своей профессиональной деятельности он был увлечен археологией, и в этом качестве приобрел известность в научных кругах, выступал с докладами на археологических съездах: на VII Ярославском с докладом «О посещении Ананьинского могильника», на IV съезде в Казани сделал доклад «Об остатках древности в пределах Казанской губернии».

В числе других жертвователей — Мария Васильевна Малиновская, пожертвовавшая 10 рублей; Федор Иванович Шмелев, внесший 5 рублей; статский советник С.Г. Яхонтов (1 рубль), по 3 рубля внесли В.С. Росляков, В. и В. Богдановы.

Кроме того, на весьма значительные суммы были сделаны пожертвования непосредственно книгами.

Варвара Николаевна Перцова (урожденной Мандрыка, 1812-1891), вдова Эраста Петровича Перцова, литератора и публициста, чье имя связано с памятью о пребывании в Казани А.С. Пушкина в 1833 году, передала комитету книг 54 названий.

Ее сестра, Екатерина Николаевна, по мужу Чемесова (1814-?) также пожертвовала книг 23 названий. Обе сестры принадлежали к известным в Казани фамилиям и получили наилучшее по тем временам образование в Смольном институте благородных девиц.

Казанские книгопродавцы также откликнулись на инициативу создания новой для Казани библиотеки: 48 названий книг передал Л.А. Дубровин, книг 20 названий пожертвовал Ярыгин. 104 названия книг было пожертвовано душеприказчиком Крупенникова, купца и известного благотворителя.

С момента формирования фонда библиотеки сложился довольно значительный отдел периодической литературы. Начиная с I860 годов Россия переживала подъем и кардинальные изменения в церковной журналистике. Число периодических изданий богословского и духовно-нравственного направления достигало нескольких десятков. В результате обращения Казанского архиепископа к некоторым редакциям духовных журналов на счет комитета безвозмездно поступили комплекты журналов «Душеполезное чтение» за 12 лет, «Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения» за 21 год, «Воскресные беседы» за 13 лет, «Христианское чтение» за 34 года, «Вера и разум» за 5 лет, а также от редактора «Душеполезного чтения» протоиерея Нечаева разных книг на 11 руб. Это были самые читаемые в России издания с широкой богословской и публицистической программой, и сегодня представляющие немалый интерес не только для духовенства и мирян, но и специалистов в области культурологи, этнографии, истории, церковной археологии, литературоведения.

Журнал «Душеполезное чтение», издаваемый в Москве в 1860-1917 годах, был ориентирован главным образом на духовенство, представляя материалы, содействующие проповеднической деятельности и изучению Священного писания, творений Отцов Церкви в контексте проблем современной общественной жизни, публикуя рассказы и очерки о духовенстве и церковной жизни в России и на Православном Востоке. Журнал объединил авторов из круга профессоров Московской духовной академии и светских лиц богословского направления. Номера журнала высылались безвозмездно и после открытия библиотеки: «Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения», издаваемые с 1869 года, с 1871 года — ежемесячно, в соответствии с программой деятельности самого общества представляли особый интерес публикацией новейших исследований в области церковно-археологической науки.

«Воскресные беседы» также были органом Московского общества любителей духовного просвещения и представляли собой отдельные оттиски статей из «Московских епархиальных ведомостей», рассылавшиеся по российским храмам по самой доступной цене — 1 копейка, и были посвящены объяснению таинств, заповедей, притчей, жития святых и поучений. Тираж изданий достигал 15 тысяч экземпляров.

Журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» — одно из старейших периодических богословских изданий (издавался с 1821 по 1918 год) — также отличался широтой программы, сочетая публикации академических научных трудов, как профессоров, так и выпускников академии, с материалами, удовлетворяющими потребности приходского духовенства и простых верующих.

Богословско-философский журнал при Харьковской духовной семинарии «Вера и разум» (издавался с 1884 по 1917 годы) имел три раздела — собственно церковный, философский и епархиальный.

В дальнейшем отдел периодических изданий библиотеки также пополнялся благодаря безвозмездной пересылке «Церковных ведомостей», «Душеполезного собеседника», «Руководства для сельских пастырей», «Православного обозрения», «Православного собеседника» и «Известий по Казанской епархии».

Особый интерес среди них представляли издания: «Душеполезный собеседник» (1888-1918, возобновлен в 2012 году), «Руководство для сельских пастырей» (1860-1917), «Православное обозрение» (1861-1891). Первое из них — издание Московского подворья афонского русского Пантелеймона монастыря — печатало выдержки из творений отцов церкви в переводе на русский язык, богослужебные песнопения, материалы о святынях Востока и путешествиях по святым местам, значительное место уделялось духовной поэзии. Его постоянными авторами были афонские старцы, публиковались их толкования слова Божиего, назидательные поучения, келейные записки. Журнал был известен во всех слоях общества и бесплатно рассылался по всем монастырям, в качестве безвозмездного дара афонцев русскому народу.

«Руководство для сельских пастырей» хотя и издавалось Киевской духовной академией, но его материалы охватывали проблематику, обозначенную в самом названии журнала в широких географических границах. Журнал имел свою специфику, в частности, в нем много внимания уделялось этнографии, поскольку именно сельское духовенство в первую очередь сталкивалось со своеобразием народного православия, отмеченного массой народных предрассудков, суеверий, дохристианских обычаев и обрядов, преодолевать которые и надлежало сельскому пастырю. Много публикаций посвящалось духовно-нравственному облику сельского духовенства. Большой интерес представляло публикуемое в журнале обозрение духовной журналистики и литературы.

О широте программы церковной журналистики красноречиво свидетельствует и «Православное обозрение» — московский богословско-философский журнал, рассчитанный на образованного светского читателя, посвященный актуальным проблемам церковно-общественной жизни. На его страницах печатались произведения И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ф.И. Тютчева, И.С. Аксакова, В.С. Соловьева и других мыслмтелей. Журнал издавал приложения: «Памятники древней христианской письменности».

«Православный собеседник» (1855-1917, возобновлен в 2000 году) — первое печатное академическое издание Казани. Открытый как противорас-кольнический журнал, он скоро превратился в издание высокого академического уровня, обращенное к проблемам и интересам современности в рамках широкого спектра богословской науки, став одним из самых популярных в России. О журнале писали В.Ф. Люстриц-кий, Н.Ф. Красносельцев, А.В. Журавский, Е.В. Липаков. «Известия по Казанской епархии» (1867-1919) отличались от других епархиальных ведомостей тем, что издавались не консисторией, а Казанской духовной академией, что обеспечивало ему более широкую программу и высокий научный и литературный уровень публикаций. Изданию посвящен труд С. Терновского «Содержание «Известий по Казанской епархии» за 1867-1900 годы (Казань. 1905).

Наличие отдела периодических изданий, основы которого были заложены этими щедрыми дарами, играло неоценимую роль в структуре библиотеки — выписывать такого рода издания в таком широком ассортименте было доступно далеко не всем.

Открытие читальни состоялось в день всероссийского торжества 15 июля 1888 года при участии городского духовенства и высокопоставленных лиц. Архиепископом Казанским было совершено молебствие св. равноапостольному князю Владимиру, после чего преосвященнейший обратился к присутствующим с речью, призвав благословение Божие на новое учреждение и передав читальне икону Казанской Божией Матери.

В течение первого года существования библиотеки внимание благотворителей к ней не ослабевало и вышло за пределы Казани. Пожертвования, как деньгами, так и книгами, поступали из Спасского, Казанского, Козьмодемьянского, Ядринского уездов

Казанской губернии, из Петербурга и Одессы, от Императорского Палестинского общества. Список лиц достигает двух десятков человек (Н.С. Бердников — профессор Академии, П.Ф. Зарубин — купец, владелец винокуренного завода в Мариинском Посаде Цивильского уезда, И.Н. Журавлев, А.Г. Ге — профессор университета, В. Веселицкий — священник с. Богородского Казанского уезда, М.А. Толстая, Ф. Гладков — крестьянин с. Новомордова Спасского уезда, А.В. Рустицкий — директор банка, статский советник, гласный городской думы (1883-1887), К.М. Каменский — священник с. Чуратчикова Цивильского уезда. М.М. Данилов, г-жа Ку-ваевская, М. Рождественский — протоиерей Козьмодемьянской Троицкой церкви, А.П. Репьев —    преподаватель семинарии, К. Сироткин — священник с. Шумшеваш Ядринского уезда, Н. Виноградов — законоучитель 1 гимназии).

Среди них особенно примечательны такие разные личности, как: Илья Степанович Бердников (1839-1915) — почетный член Казанской, Петербургской, Московской. Киевской духовных академий, член редакционного комитета «Православного собеседника», обладатель обширной библиотеки, затем передав ее академии, с которой была связана вся его жизнь; Иван Николаевич Журавлев (?-1895) — купец первой гильдии, промышленник, председатель биржевого комитета, основатель и содержатель бесплатного ночлежного приюта в Казани, при котором он, кстати, также основал библиотеку, выписав книг и журналов на 400 рублей; Александр Генрихович Ге (1842-1907) — заслуженный профессор Казанского университета, вошедший в историю российской медицины как один из выдающихся дерматологов; Николай Петрович Виноградов (1852-1928) — протоиерей, заслуженный профессор и инспектор Казанской духовной академии, член Братства св. Гурия, настоятель собора Казанского Богородицкого монастыря, законоучитель Первой казанской мужской гимназии, один из инициаторов создания и руководитель Казанских высших богословских курсов; Александр Павлович Репьев — воспитанник Казанской духовной академии, преподаватель Казанской духовной семинарии, духовный писатель, сотрудничавший в «Православном собеседнике», «Православном вестнике», «Русских ведомостях» и других изданиях. 400 рублей было пожертвовано Федором Кирилловичем Стахеевым, вятским почетным мировым судьей. Участие представителя елабужской династии Стахеевых, принадлежащей к финансово-промышленной и торговой элите России, говорит о многом.

По сведениям «Отчета о действиях библиотеки св. равноапостольного князя Владимира за 1892 год», в числе дарителей приведены имена епископа Никанора, профессоров Казанской духовной Академии Н.И. Ивановского, А.Ф. Гусева, священника А.В. Молчанова, Ф.А Стукова.

Читальня вызвала сочувствие даже в среде старообрядцев — от них на имя председателя комитета С.В. Дьяченко было передано 150 рублей. Кроме того, книги поступали от профессора С.-Петербургской академии И.Е. Троицкого (75 названий), от архиепископа Одесского Никанора, от Императорского Палестинского общества.

Уже в первый год существования библиотека располагала книгами до 1030 названий за сумму приблизительно в 2000 руб. Читающих посетителей в ней было до 1100 человек, 70 лицам выдавались книги на дом (до 600 названий). Библиотекарем состоял имеющий звание учителя В.В. Иванов, позже — дьякон Грузинской церкви П. Алексеев. Были составлены систематический (безвозмездно отпечатан в типографии Чиркова) и хронологический каталоги.

Экземпляр «Систематического каталога книг библиотеки св. равноапостольного и великого князя Владимира, основанной 15 июля 1888 года в память 900 летия крещения Руси» (Казань типография М.А. Чириковой. 1889) сохранился в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского. На нем два старых штампа: прямоугольный чернильный «Библиотека Казанской Духовной Академии» и изящный полуовальный тисненый «Александр Евгеньевич Царегородцев». Книги были распределены по 16-ти отделам: «Священное писание и толкование оного» (71 название), «Творения святых отцов и учителей церкви» (52 названия), «Жития святых» (67 названий), «Учения веры и благочестия» (180 названий), «Богослужение и исследование его» (148 названий), «Проповедничество и разного рода речи» (89 названий), «Церковное законоведение и пастырство» (9 названий), «Священная история» (49 названий), «Общая церковная история» (28 названий), «Русская церковная и гражданская история» (105 названий), «Русский раскол и другие христианские исповедания» (31 название), «Иудейство, магометанство и язычество» (18 названий), «Месяцесловы, календари, указатели и другие справочные книги» (17 названий), «Дополнения» (119 названий), «Картины и предметы Св. земли» (36 экземпляров). Это были книги петербургских, московских, ярославских, и других издательств, в том числе и казанских, выпущенных в XIX веке. Среди них труды, слова и речи казанских иерархов, ученых и исследователей Н.И. Ильминского, П.В. Знаменского, Е.А. Малова, Платона Любарского, А.Ф. Можаровского, Г.С. Саблукова, В.К. Магницкого, А.Ф. Гусева, Н.И. Ивановского и многих других. Были во Владимирской библиотеке и раритеты: Библия на славянском языке изданная в Киеве в 1758 году, — самая старая книга в библиотеке.

Пополняясь и далее, главным образом за счет пожертвований, библиотека явилась, своего рода, одним из образцов благотворительности, подтверждая эффективность этого общественного движения. (В 1880-х годах в Казани действовало более двух десятков благотворительных организаций)

«В видах просветительской деятельности и для привлечения посетителей» по воскресным и праздничным дням организовывались религиозно-нравственные чтения. «Начало этим чтениям положил ректор семинарии, который совершив летом прошлого года путешествие в Святую землю и на Афон, предложил в декабре месяце ряд чтений о Святой земле, которые выслушивались с особым интересом». Всех чтений с 1 января 1889 года по 15 мая состоялось шестнадцать. Позже ежегодно проводилось по 20 чтений. Некоторые из выступлений были бесплатно отпечатаны казанскими типографами А.А. Родионовым, В.М. Ключниковым и И.С. Перовым: «Река Иордан и ее окрестности», профессора Академии А.И. Гренкова; «Смысл и значение церковной анафемы», преподавателя семинарии И.А. Невзорова; «О посте», ректора Казанской духовной семинарии архимандрита Никанора. По сведениям «Отчетов о действиях библиотеки св. равноапостольного князя Владимира» с 1892 по 1895 годы, религиозно-нравственные чтения продолжались с участием преосвященного Анастасия, профессоров Казанской духовной академии, законоучителей и приходского духовенства, которые ежегодно посещало до 300 человек. Говорилось в отчетах и о раздаче на этих чтениях брошюр и листков, а также о исполнении духовных песнопений хором Покровской церкви.

Вскоре «в видах более успешного пополнения самой библиотеки, а также в интересах увеличения ее денежных средств», комитет предпринял издание некоторых духовно нравственных сочинений. Архиепископ Павел передал комитету собрание своих «Слов и речей» с правом их издания в пользу библиотеки. Типография Г.М. Вечеслава напечатала их за весьма умеренную плату. Уже к 1890 году Владимирская читальня располагала продажными книгами и брошюрами на довольно значительную сумму. На книжном складе, которым заведовал священник М.В. Бажанов, числилось 26044 экземпляра на сумму 7519 рублей. Среди них были издания архимандрита Никанора («Святыни Казани»), «Беседы» о. Иоанна Кронштадтского, профессора Казанской Духовной Академии А.Ф. Гусева «Необходимость внешнего Богопочтения против графа Л.Н. Толстого» и др.

Таково было яркое начало деятельности библиотеки, украшенное участием ряда замечательных казанцев, в биографии которых, как выяснилось, она вписалась отдельной, ранее неизвестной, строкой деятельного неравнодушного подвижничества. История Владимирской библиотеки — это еще и история об отношении духовенства к книге и о нашем забвении бережного отношения к духовным ценностям в недавнем прошлом.

Постскриптум

В одной из частных библиотек Казани хранится сборник богословских статей объемом 242 страницы со штемпелем на 3-й странице: «Книжку береги, не пачкай, не рви», ниже от руки: «священник Н.А.Е.». Переплет книги не сохранился, утрачен титул, сам книжный блок плохой сохранности. Но вопреки своей непрезентабельной внешности ее страницы в наше время открывают новые смыслы, в ней сокрыта некая история: когда и при каких обстоятельствах книга и ее владелец-священник расстались? Что выпало на их долю, вместе или врозь? Как случилось, что уязвимая и беззащитная перед лицом внешних обстоятельств книга уцелела, явно пережив своего владельца. Размышляя обо всем этом трудно избежать проекции на судьбу Владимирской библиотеки. Возможно, и сейчас отдельные издания из ее собрания еще можно обнаружить в казанских книгохранилищах.

Литература

  • Казань в ея прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города. С приложением кратких адресных сведений. С 8-ю видами Казани. Составили М. Пинегин и Н. Колотинский. — Спб., издание книгопродавца А.А. Дубровина. 1890.
  • Отчет о состоянии библиотеки святого равноапостольного князя Владимира за первый год ее существования//Казанские губернские ведомости. 1889.
  • Отчет о действиях библиотеки св. равноапостольного князя Владимира за 1892 год — Казань. 1892
  • Отчет о действиях библиотеки св. равноапостольного князя Владимира за 1894 год — Казань. 1894
  • Систематический каталог книг библиотеки св. равноапостольного и великого князя Владимира, основанной 15 июля 1888 года в память 900-летия крещения Руси. — Казань. 1889
  • Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань. 1895
  • Лихачев Н.П. Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки// Русский библиофил. 1913. № V

 

Вернуться к списку

Последние добавления