На вопросы о том, как достойно провести Великий пост, отвечает клирик храма преподобного Серия Радонежского города Казани иерей Николай Дьяков.
— Что значит пост для православного христианина вообще и Великий пост в частности?
— Пост — это ответ на призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 8, 34). Пост — это время сугубой духовной жизни. Ради Христа и спасения души приносятся в жертву «утешения плоти»: вкусняшки, развлекуха и прочие «няшки». Пост — это время, когда всякий христианин становится немного монахом. Каждый пост заканчивается великим праздником, но Великий пост имеет особое значение, так как он заканчивается самым величайшим христианским праздником — Пасхой. Это Праздник олицетворяет собой примирение человечества с Богом, достижения человеком состояния «теозиса» — обожествления, посредством единения Бога и человека. Пасха стала возможной благодаря жертве, которую принес нам и для нас Богочеловек Иисус Христос. Именно Он, пройдя через уничижения и тяжелейшие испытания, через саму смерть, в Себе Самом человеческую природу соединил с божественной. Являясь единоприродным нам по плоти, Христос перед всяким христианином через веру в Себя открывает путь к Богу, путь к теозису. Другими словами Великий пост символизирует земную жизнь христианина, Пасха же — это будущее блаженное состояние праведников — это Царство Небесное, к которому стремимся все мы.
— Какое значение для православного христианина имеет Великий канон Андрея Критского? Почему он читается в начале поста и затем повторяется на пятой седмице?
— Пост это время особого осмысления причин богоотчужденного состояния человечества, время покаяния. Здесь важен настрой. Великий канон Андрея Критского есть «мистагог покаяния», — то, что заботливо учит и открывает тайну осознания личностного греха. Именно для этого канон Андрея Критского читается на первой седмице Великого поста. В четверг пятой седмицы Великого поста Церковь вспоминает жизнь преподобной Марии Египетской, которая через покаяние из великой грешницы обратила себя в великую святую. В честь покаянного подвига преподобной Марии читается канон Андрея Критского.
— Как стяжать этот покаянный настрой, что бы Вы посоветовали, чтобы действительно настроиться на настоящее искреннее покаяние, кроме посещения храма в дни чтения Великого покаянного канона? Что еще может помочь человеку сердечно раскаяться в своих грехах и исправиться?
— Большое значение в духовной жизни христианина является его келейное (домашнее) молитвенное правило. Есть благочестивый обычай во время поста не ограничиваться только утренними и вечерними молитвами, а читать еще Псалтирь и Новый Завет. Чтение Священного Писания весьма сильно способствует молитвенно-покаянному настрою. Кроме того, во время поста следует больше уделять внимания благотворительности. Совершение добрых дел (их виды могут быть различны) облагораживает душу и сердце христианина, соделывает их способными к духовным подвигам.
— От чего в первую очередь, как Вы считаете, нужно воздерживаться Великим постом?
— О самом важном в деле воздержания и стяжания, на мой взгляд, сказано хорошо и лаконично в самой распространённой молитве, которая регулярно читается весь Великий пост — это молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй рабу Твоему! Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Этой молитвой все сказано и добавить мне к ней нечего.
— Чтение какой православной литературы Вы бы посоветовали во время поста, кроме Священного Писания и творений святых отцов?
— Любая православная литература и лекции, которые располагают душу к покаянию, полезны и спасительны. Преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Н.А. Мотовиловым уподобляет жизнь нашу торжищу, а добрые дела (к которым относится и душеспасительное чтение) — покупкам. Покупки не сами по себе хороши, а когда барыш приносят, так и в жизни духовной, добрые дела не сами по себе спасительны, а только те, что пользу духовную приносят — заключает старец. Так и в чтении мы должны поступать. Лично я во время поста люблю прослушивать у себя в машине лекции А.И. Осипова, так как именно от них получаю для себя духовную пользу. Каждый из нас может выбрать то, что ему душеспасительно и пользоваться этим средством.
— Во всех календарях рекомендации о вкушении пищи даются из монастырского устава, а существует ли устав поста для мирян, или все-таки стоит во что бы то ни стало стремиться к соблюдению именно монастырского устава в посте?
— Конечно, не стоит. Подход к воздержанию в пище должен быть сугубо индивидуален. В молитве Ефрема Сирина ни слова не сказано про пищу и питие, Христос же говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 10). Примером индивидуального подхода к воздержанию в пище для меня является устав монастыря, в котором подвизался старец Зосима из жития преподобной Марии Египетской. Согласно уставу насельники монастыря уходили в пустыню для того чтобы весь Великий пост провести в одиночестве. Делалось это для того, что бы каждый сам был для себя мерой, и в воздержании один не осуждал бы другого.
— Что нужно обязательно сделать христианину в период Великого поста?
— Хотя бы несколько раз исповедаться и причаститься. Без исповеди и Причастия воздержание не пост, а диета.