Жил-был в Египте подвижник. Звали его Агафон, позже Церковь назовёт его преподобным, что значит «очень подобным» Богу. И вот однажды пришли к этому великому человеку издалека иноки, и решили испытать его, правда ли он такой скромный и смиренный, как все говорят, правда ли считает себя «грешнейшим паче всех человек».
«Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», — ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», — продолжали иноки. «Совершенная правда», — согласился святой. — «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», — подтвердил святой Агафон.
Но дальше докучливых вопрошателей ждало некое разочарование, и вместе с тем большой урок.
«Сверх того говорят, что ты еретик?» — спросили иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». То есть стыдные и неприятные обвинения святой Агафон искренне принял на свой счёт, а вот это, вроде нам кажущееся отвлечённым и не таким важным — вызвало в преподобном отпор. Почему?
Святой объясняет сам: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками... А ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
Вот это надо нам всем запомнить, и держать в уме, и работать над тем, чтобы не быть еретиками. А для этого надо изучать Слово Божие, понимать каждую букву Символа веры, знать историю борьбы Церкви с ересями... Случай из жизни святого Агафона Египетского показывает нам, что ограничиваться изучением только лишь нравственных основ христианства нельзя ни в коем случае, нужно записываться в школы катехизаторов, покупать в срочном порядке Закон Божий, может, если время позволит, поступать на заочное отделение Свято-Тихоновского богословского университета или иного духовного учебного заведения... Потому что раньше без этого даже не крестили — без оглашения, без научения догматам веры. Святые отцы говорят, что если ты в чём-то ошибёшься в плане чистоты Православия, впадёшь мысленно в ересь какую-нибудь, и вроде бы понятия отвлечённые, и тебе ни холодно-ни жарко... А результатом этого становится нехорошее изменение во всей твоей вере, во всей т.н. «духовной жизни».
Поэтому давайте бояться незнания, давайте бояться ереси. Давайте поучаться в законе Господнем днём и ночью. Мы — христиане, нам так положено.