Сколько написано про различия между мужчинами и женщинами! И сколько копий сломано в попытках доказать их идентичность… Мы, христиане, веруем, что мужчина и женщина — не одно и то же, что мужчине Господь дал одни дары, а женщине — другие, что всякая борьба за равноправие полов в нынешнем веке должна давно превратиться в не менее сильную борьбу за право мужчины быть мужчиной, а женщины — женщиной.
Образ женщины, по словам протопресвитера Александра Шмемана, — это образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. Именно женщины стояли у Креста с распятым Спасителем, когда ученики-мужчины бежали. При этом им, ходившим с учениками, молчаливым помощницам, о которых так мало и будто вскользь сказано в Евангелии, им Господь не открыл тайны о Воскресении. А значит, Крест для них был концом, смертью без надежды на жизнь. Но вот не оставили своего Учителя женщины, не оставили ни в славе, ни в бесславии.
Это тоже черта женская — какая-то безумная, непонятная, бессмысленная самоотверженность. Не отец, но мать, забыв про всё, пойдёт к боевикам, чтобы просить у них тела своего сына. Жена наденет мундир мужа и зачеркнёт, убьёт себя чтобы, скитаясь по трущобам Петербурга, вымолить любимому вечную жизнь. Мать первая бросится в реку спасать тонущего ребёнка. И температура воды, наличие рядом спасателей и даже неумение плавать — ни о чём об этом женщина в тот решающий миг думать не будет. Наконец, Мать будет плакать у ног распинаемого Сына, не обращая внимания на солдат и завистников, кружащих вокруг.
Сегодня мы вспоминаем семерых греческих певчих и их руководителя Леонида. Во время гонений за веру в третьем веке хор продолжал, не стесняясь, исполнять гимны и благодарственные молебны. «Тогда как прочие христиане этого края скрывались и пытались избежать обысков, женщины, руководимые Леонидом, проявляли невероятное мужество, будучи единственными, кто открыто исповедовал христианскую веру», — говорит житие.
И святого Леонида, и женщин с необыкновенными именами — Хариессу, Викторию, Галину, Калису, Нунехию, Василиссу, Феодору, Ирину — казнили. Посадили на корабль, отвезли далеко в море и, привязав на шею камни, столкнули в воду.
Ещё подходя к судну, святая Хариесса запела старинные слова из Писания: «Бежала я поприще, Господи, гналось за мной воинство, Господи, и не отреклась я от Тебя, Господи, спаси душу мою!». Это песнь Мариам, сестры пророка Моисея, которую она воспела после того, как Красное море поглотило войско фараона. Остальные шесть дев вслед за Хариессой подхватили: «Господи, спаси душу мою!»
И мы верим, и мы знаем — Господь спас святые души. Помоги нам, современным христианам, тоже иметь великое право сказать: «Гналось за нами воинство, Господи, и не отреклись мы от Тебя».
Когда воинство бесов, плоти и мира будет гнаться за нами, когда тучи стрел раздражительности и гнева вопьются в нашу грудь, когда с языка нашего готово будет сорваться слово злое в ответ на чьи-то обидные замечания... Помоги нам Бог перекреститься, остановиться, опомниться. И сказать вслед за святыми девами: «Не отрекся я от Тебя, Господи! Спаси душу мою!».