Христиане — светильники в мире, порабощенном греху. Мы призваны являть умершему человечеству отсвет Бога, носить на лицах печать вечности и подтверждать воскресение Иисуса Христа.
Вместе с тем, мы должны быть не просто светильниками, а свечками. Такими, от которых можно зажечь другие. Как в иерусалимском храме Гроба Господня после чудесных вспышек Небесного огня выходит из кувуклии патриарх с зажженными свечами, и скороходы берут чудесный огонь и разносят его по бесчисленным верующим, и каждый, зажегши свою свечу, спешит поделиться огнём с другими, и вот уже весь храм, огромное собрание верных озарено только что сошедшим с Небес благодатным огнём...
К этому призваны и мы. Сегодняшний праздник в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра, пресвитера Диодора и диакона Мариана — наглядный пример такой цепочки, эстафеты веры.
Началось всё с Хрисанфа... Хотя нет. Вначале был Бог. И были те, кто «ходил пред Ним». И были пророки. А потом на Землю сошёл Иисус Христос. И были апостолы — Его ученики. И были ученики апостолов. И написали они книги в защиту веры, на страницах которых как бы спорили с язычниками, доказывали истинность Христова учения. И были язычники, которые тоже спорили с христианами на страницах своих книг.
Вот такая-то книжка и попалась в руки образованному молодому человеку Хрисанфу, воспитанному в язычестве. Он, однако, почувствовал фальшь и недосказанность языческих творений. И загорелось Хрисанфу во что бы то ни стало разыскать именно христианские книги, чтобы узнать, а что же они противопоставляют языческим «разоблачениям».
Очень умное желание умного человека. И оно исполнилось. Хрисанф, живший в эпоху гонений на религию, подобно будущим советским людям, с трудом отыскал книгу христиан. Зато это была Книга с большой буквы. Новый Завет.
Результатом её прочтения стало крещение Хрисанфа у скрывавшегося от гонений епископа, а потом и открытое проповедание Евангелия.
Но у семьи на парня были другие планы. Отец был твердокаменно уверен в предании своих языческих родителей, и никакие другие книжки читать не хотел вовсе. Ну не может этого быть, потому что не может быть никогда. И слушать увещевания Хрисанфа здесь никто и не собирался.
Вместо этого сына женили. На ком? Конечно, на язычнице. Красавица Дария служила жрицей Афины Паллады. Но... Сердце её было открыто к Божественной благодати. И вспыхнуло, как сухая солома, когда молодой супруг Хрисанф проповедал жене радостную весть — Евангелие.
Так молодые супруги по обоюдному согласию решили усилить свой подвиг и вести девственную жизнь. После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарии собрались благочестивые женщины.
Огонь разгорался — от свечки к свечке. Но привыкшие жить во тьме люди щурились от яркого света, так неожиданно ворвавшегося в их удобную жизнь. Горожане пожаловались властям на Хрисанфа и Дарию. Время было суровое. Наказать возмутителей общественного спокойствия поручили трибуну Клавдию.
Однако Божественный огонь иначе действует на сердца людей, готовых принять его. Не сжигает, но очищает. И вот уже трибун Клавдий, потрясенный стойкостью Хрисанфа, с помощью Бога претерпевавшего пытки, вдруг начинает исповедовать Христа. И жена его, Илария, и сыновья Иасон и Мавр, и все домашние, и воины Клавдия, тоже загораются от его свечи, тоже принимают Святое Крещение.
Это был подвиг. Когда о поступке трибуна узнал император Нумериан, конечно, и Клавдия, и сыновей его, и воинов казнили. Жену Иларию оставили в живых, но она стала ходить к пещере, где похоронили её семью и молиться. Непокорную женщину тоже хотели пытать и убить, однако святая Илария помолилась и мирно отошла к Богу.
Что же наши первые свечки, Хрисанф и Дария?
Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там её охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. От свечки — к свечке.
А святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием.
Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю.
Думаете, конец? Нет. На этом эстафета не прекратилась. В пещере, расположенной неподалеку от места казни, стали собираться христиане, празднуя день мученической кончины святых. Они совершали Божественную литургию и причащались Святых Таин. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися. Так в жизнь вечную перешло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.
Цепочка чудесной передачи Небесного огня, которую мы сегодня проследили — лишь одна из множества веточек раскидистого и плодоносящего дерева, имя которому — Церковь Христова.
Вспомним сегодня тех, кто зажег свечку вашей веры. Тех, кто добавил огня, когда она готова была погаснуть. И помолимся святым мученикам, чтобы с помощью Божией и мы стали хоть и слабенько пока, но горящими христианами. Не теплохладными носителями крестиков, а людьми, лица которых освещены радостью о грядущем Царствии Божием.
Помоги нам в этом Господь молитвами святых Своих!