7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню с Литургией святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Святого Евангелия митрополит Феофан произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление» (тропарь праздника Благовещения). Адам и Ева — сотворенные Богом первые люди, поселенные в раю, которым дано было всё. Они наслаждались райской природой, очевидно, понимали язык зверей. Но, самое главное, они общались с Богом. И самый великий дар, который дал Господь первым людям, это свобода выбора: «Всё можете вкушать в райском саду, кроме плодов от дерева познания добра и зла».
Мы не будем сейчас вспоминать, как произошло грехопадение. Печальный итог этого нам тоже всем известен. Кажется, что всё, потеряна надежда. Сотворен был человек для радости, но нарушил заповедь и его постигла печаль изгнания.
Люди, далекие от веры, спрашивают, почему Бог «такой немилосердный», обвиняют Его в изгнании из рая, говорят: «Почему Бог не сотворил людей неспособными ко греху?» Но тогда мы не были бы образом и подобием Самого Творца, которое заключается, с одной стороны, в бессмертии души, с другой, в свободе. «Жизнь и смерть предложил Я тебе в этом познании добра и зла через вкушение от заветного плода. Избери жизнь!» Человек же добровольно избрал обратное. Но милосердие Божие в том, что, изгоняя из рая, Бог дал людям обетование, что от Жены произойдет семя, которое сотрет главу змия, победит грех и смерть.
Шли века, тысячелетия, были новые отступления от заповедей Божьих, было покаяние, потом отступление, плен египетский, войны. Но всё же Бог вёл Свой народ ко спасению. И вот настало это время.
В галилейском Назарете живет чета: престарелый Иосиф и обрученная ему Дева, отроковица Мария. Иосиф занимается своим делом, он плотник. Юная Мария хлопочет по дому. Но случается нечто необычное — встреча с архистратигом Божиим Гавриилом.
Наверное, это трудно представить. Мы, конечно, слышали, знаем об ангелах, но чтобы вот так явился небесный вестник? Он говорит Марии: «Радуйся! От Тебя родится Сын, царь Израиля, царству Которого не будет конца. Он спасет всех людей». Дева в смущении: «Я — девица, совсем юная. Я не замужем, а ведь рождение — от мужа». На что архистратиг отвечает: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35).
И тогда Пречистая Дева Мария поняла, что через архистратига Гавриила с Ней говорит Сам Бог. В эти минуты происходит чудо и величайшая тайна — небо через Нее и в Ней соединяется с землей. Всемогущий и бесконечный Бог вселяется в утробу Девы Марии. Надо помнить, что Дева ответила ангелу. «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». Со смирением восприняла Она и великую честь, и великую тайну, и начало Своего крестного пути, ибо Она последует за Сыном Своим до самой Голгофы.
И поныне тайна Благовещения смущает тех, кто не верит в Бога. Иные религии не знают такого, что Бог воплощается, принимает полноту человеческого существа, при этом не теряя Своей Божественной сущности и не оставляя Божественного пребывания в Троице. На вопрос: «Как могло такое случиться и что это за явление?», — мы отвечаем верой в то, что так было и в этом наше спасение. Церковь учит, что во Христе соединилась и Божественная, и человеческая природа «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Если бы не было воплощения, то не было бы и рождения Спасителя нашего, Его проповеди, Голгофских страданий, Воскресения и Вознесения.
Вот он, путь от нисхождения на землю, через воплощение от Девы Марии, ко всем человеческими скорбям, кроме греха. Мы будем видеть, как Он страдает от голода во время 40-дневного поста, как плачет по Лазарю, как терзается Его сердце в Гефсиманском саду перед крестной смертью, когда Он умоляет Бога Отца: пронеси чашу сию мимо Меня (Мк. 14:36). Это является верным свидетельством, что как Человек Он страдал, ожидая тяжелейшие муки ради спасения рода человеческого.
Однажды Пречистая Матерь сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». И позже Её Сын, молясь до пота кровавого, скажет: но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14:36).
Какой урок мы должны вынести из этого? Нам, грешным, Господь Своей благодатью стучит в сердце, предлагает мысль оставить грех, свои злые обычаи. Мы же начинаем бороться, отвергать, ибо привыкли жить во грехе, привыкли к его преходящей сладости. Вспомни, христианин, что сказала Пречистая Дева Мария: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». Если постучал Господь в сердце, вложил мысль оставить грех, раздоры, блуд, пьянство, воровство, клевету — оставь. Исполни волю Божию и ты почувствуешь иную жизнь, иное состояние, когда Бог становится ближе.
В этот день наше сердце обращается к Пречистой Деве Марии. Неслучайно в честь Благовещения освящен наш кафедральный собор, ибо храм должен всегда напоминать, что мы имеем Бога Отца, являемся последователями Его Сына Иисуса Христа, воплотившегося в Назарете. Мы являемся тем родом, на который нисходит Дух Святой, когда мы призываем его.
Пресвятая Богородица в далекие времена смиренно приняла весть архистратига Гавриила. Мы ныне стоим в этом святом храме, посвященном благой вести, в нашем граде Казани, Покровительницей которого является Своим Казанским образом Божия Матерь. Просим Тебя: пошли в наши души, в наши семьи, в наш град, в нашу страну мир и любовь. Ниспошли помощь и благодать Сына Твоего, дабы мы оставались верными Его последователями, что бы нам ни угрожало. И вместе встретим и пройдем через Страстную седмицу со страданиями, с Голгофой, с распятием, со смертью, и встретим Светлое Воскресение Сына Твоего. Аминь.