Сегодня мы вспоминаем жизнь святого Иринея, епископа Сирмийского. В те времена архиереи не обязательно должны были быть монахами, и у молодого епископа была жена и дети, были ещё живы родители, было множество друзей.
Но вот наступили гонения, и власти стали убеждать святого Иринея принести жертву идолам. Доблестный воин Христов, осеняя себя крестным знамением, сделал шаг навстречу пыткам, и не отрёкся от Бога, вплоть до того, когда разгневанный областной правитель Проб приказал отрубить святому голову и бросить тело в реку. Перед казнью святой молился о своей пастве.
Остановим свой взор на семье и друзьях епископа Иринея. Они не хотели, чтобы их муж, отец, сын и товарищ страдал телесно, а высшего смысла его мучений понять, похоже, не могли. Во всяком случае, они рыдали вокруг святого епископа, заклиная его: «Пожалей, Ириней, цветущую красоту твоей молодости».
Он отвечал на это: «Слова Господа моего Иисуса Христа таковы: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Итак, знайте, возлюбленные, что ни мольбами вашими, ни царскими угрозами и никаким другим образом вы не в состоянии будете отвратить меня от Бога и от Закона Его: я всею мыслию стремлюсь к надежде горнего звания».
Это житие — иллюстрация слов Спасителя: «И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня».
Однако часто мы с вами понимаем этот момент из Евангелия иначе. И вот, жёны готовят неверующему мужу, вернувшемуся со стройки, шпинат и морковь по-корейски («Дорогой, сегодня начался пост»), а очень верующие мужья с чистой душой уходят на все выходные помогать в храме, оставив дома жену с пятью детьми.
А ведь любовь к Богу проявляется как раз через любовь к ближнему, и в первую очередь — своим родным. Заметьте, святой Ириней обращается к своим близким, называя их «возлюбленные». Ради них, в том числе, он идёт под нож — чтобы не только самому спастись, но и помочь спастись всему своему роду.
Предлагаем читателям познакомиться ещё с одним отрывком из книги архимандрита Андрея (Конаноса) «Когда Христос станет для тебя всем». Он как раз на тему нашего сегодняшнего разговора.
«Был такой случай, когда одна женщина постоянно ходила на бдения и на Литургии. Однажды я спросил ее:
— Где твой муж?
То есть, я сказал ей те слова, которые Христос сказал святой Фотинии, самарянке: «Где твой муж?» Она ответила:
— Батюшка, он не интересуется такими вещами, он в другом месте.
— Кто он? Ты что, за мусульманина вышла замуж?
— Нет, просто он вообще не религиозен. Ему не нравятся такие вещи.
— Понятно. А когда ты идешь в церковь, что он говорит?
— Мы всегда ругаемся, прежде чем я уйду в храм, но я все-таки ухожу, потому что хочу быть рядом с вами, батюшка!
И улыбнулась. Она подумала, что я скажу ей:
— Молодец!
Но я сказал ей:
— Послушай, мы не можем совершать бдение, зная, что твой муж хочет, чтобы ты была дома. Совершенно не нужно, чтобы он переживал из-за тебя и из-за меня.
— Батюшка, он и на Бога злится! — сказала она тогда.
А потом добавила торжествующе:
— Я знаю, что Христос нас разведет!
Вслушайтесь в эти слова! «Христос нас разведет!»
Христос ни в чем не виноват, но наше поведение, тот образ жизни, по которому мы иногда переживаем Христа, заставляет людей думать, что Он может стать причиной развода. Я ей сказал:
— Послушай! Оставь свою просфору и иди домой, придешь в храм утром. Утром он тебе разрешает ходить на службы?
— Да, разрешает. Ему не нравятся вечерние бдения, потому что он хочет, чтобы я была дома, с ним.
— Так останься дома!
— Хорошо, — ответила она, — но он не говорит на духовные темы.
— Говоришь ли ты о духовном на исповеди, например? Попробуй, сядь рядом с мужем, прояви внимание к тому, что он тебе скажет, выслушай его. Будь терпелива, чтобы завоевать его сердце, чтобы его полюбить, чтобы тронуть его своей жертвой. Поверь мне, это очень духовный поступок, и очень нелегкий, уверяю тебя!
Она поступила так, как я сказал, но это далось ей ценой огромных усилий.
Потом я попросил ее:
— Передай своему мужу, что я прошу у него прощения, потому что я столько времени не знал, что он не разрешает тебе ходить на бдения.
И тут она не выдержала:
— Я не могу сказать ему этого! Хватит с него! Я и так сейчас делаю больше того, что он хотел!
Как вы думаете, дорогие мои, чего здесь не хватает? В этих словах много эгоизма, но не хватает рассудительности. А рассудительным быть необходимо. Не сметать все на своем пути, а подумать: «Ну что ж, в этот раз я в субботу останусь дома, а в воскресенье утром пойду в церковь. Это будет моя жертва. Так я сохраню близкие отношения с мужем, завоюю его сердце. Я поступлю так, чтобы он смог сказать потом: «Посмотрите, что сделал Христос с моей женой — она стала ласковой, нежной, снисходительной, доброй, сострадательной, понимающей».
В противном случае, он скажет:
— Вот! Ты начала ходить в церковь — и посмотри, что произошло!
Это страшно, когда о нас, находящихся близко к Богу, принадлежащих к Церкви, говорят: «Посмотри, на этого странного человека в храме!» Почему же нас называют странными? Ведь наш характер, наша доброта, сострадание и уважение к людям должны бы сделать нас самыми привлекательными людьми в мире? Все так, но вот уважения-то нам и не хватает.
Когда другой захочет вести свою борьбу, ты это увидишь. Когда он захочет, то будет поститься, будет ходить в церковь, будет исповедоваться… Тогда, когда Бог его просветит.
— Так что же, мне ничего не говорить своему мужу, батюшка?
— Говори обязательно, но… молчанием и благим примером.
Один раз какой-то мужчина сказал мне:
— Батюшка, моя жена тебя слушает, скажи ей!
— Что мне ей сказать?
— Скажи ей, чтобы она не пилила меня! Я не выдерживаю этого! Та отбивная, которую я ем в пятницу, после ее нотаций, я уверен, становится постной! Я ем, а она ходит вокруг стола и ворчит, и ворчит, и ждет меня у двери, чтобы повторить все снова. Это невозможно!
Я знаю эту женщину. Она не пропускает возможности пойти в храм на службу, ходит на библейские курсы, беседы, а дома все ей говорят:
— Мы не выдерживаем!
Это заставляет меня задуматься: неужели возможно, поставив впереди Бога, позади создавать проблемы?
Кстати, одна девушка сказала о своем отце:
— Мой отец лучше мамы, хотя он редко ходит в храм, но когда услышит о проблеме, старается помочь, раздает милостыню. Когда услышит о каком-то несчастье, переживает и плачет.
Что это значит? Это значит, что он чувствительный и сострадательный человек. И еще — это напоминает нам о том, что Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы». А твое сердце смягчается ли рядом со Христом? Если бы мы были настоящими, если бы изменили себя, то рано или поздно сумели бы изменить всех людей — и своих детей, и своего мужа, и свою жену...».