B последнее время часто можно видеть по телевидению: из края в край по России путешествуют чудотворные иконы, мощи святых, и везде они собирают длинные очереди желающих приложиться к ним. Поверхностному взгляду это представляется чудом возрождения веры. Однако при рассматривании в свете евангельском приходишь к иному выводу. Мы попросили иеромонаха Владимира (Овчинникова) поделиться своими мыслями на эту тему.
— Вспомним хотя бы слова Христовы о том, что Сын Человеческий при втором пришествии вряд ли найдет веру на земле, следовательно, со временем число христиан должно уменьшаться. Далее вспомним, как бесчисленные чудеса самого Спасителя не умножили веру Его учеников, пока не сошел на них Дух Святой. Выходит, жажда чудес вызвана отнюдь не верой, как и во время жизни Христа. Да и сама реклама святынь весьма приземлена: дескать, такая-то икона дает исцеление от таких-то недугов, а эта — от иных... Прибыла в известный город частица мощей известного священномученика, и уже торжественно возвещается: теперь есть куда обратиться для защиты от колдунов!..
И сами люди из очередей к святыням обычно бесхитростно сообщают журналистам о цели их прихода: чтобы получить здоровье или чтобы хорошо жилось. Иначе говоря, все желают одного — избавиться от скорбей.Они не знают и не хотят знать, что Христос обещал Своим ученикам скорби на протяжении всего земного пути. И Он же заповедал Свом последавателям искать спасения от скорбей в их терпении.
Но современные христиане имеют свою точку зрения, которую хорошо выразила одна моя знакомая: «А мы помолимся — и Бог все сдалает по-нашему!» Перед такой решимостью становиться пустой наша главная молитва: «Да будет воля Твоя». Напротив, все эти длинные очереди как бы вопиют: «Мы все хотим терпеть воли Твоей! Мы отвергаем Твою заботу о введении нас в Царство Небесное! Мы хотим жить хорошо здесь и сейчас!» Потому так редки сообщения о чудесных исцелениях из этих очередей. Но зато каждый христианин приведет немало случаев сверхъестественного вмешательства в его жизни, которые свидетельствуют о ежеминутной заботе о нас нашего Создателя и Вседержителя.
— А как же отнестись к обычной практике — сопровождать свою просьбу к Богу обетом?
— Во многих случаях здесь заметно все то же стремление склонить Бога на свою сторону, настоять на своей воле. И обещают-то в случае исполнения своих желаний пожертвовать Богу (храму, монатырю) нечто настолько ничтожное, что, будь на месте Бога человек, постыдились бы прелагать ему такое воздаяние. Бывает, Бог склоняется на просьбу человека и безо всякого обета. Ибо Он при всяком явном сверхъестественном вмешательстве имеет одну цель: поддержать, укрепить веру человека и через это привести на путь спасения души. Чудо не может быть совершено исключительно для земных целей. Ведь Бог видит, когда совершение чуда не приведет человека к Нему, а значит, будет только во вред душе, которая упорствует в безбожии. В истории человечества мы видим только один обет, на который Бог откликается всегда. Это — обещание посвятить свою жизнь Богу, чаще всего, через принятие монашеского пострига. Опять-таки само по себе такое обещание не может зародиться в душе, если Бог Сам не внесет его туда.
— Для чего же тогда появляется все больше чудотворных икон?
— Мы не можем постичь во всей полноте Промысел Божий, это не под силу никакому человеку, как свидетельствует Антоний Великий. Однако можно до некоторой степени уяснить происходящее, если рассмотреть последовательность событий.
Справедливо замечено, что количество чудотворных икон растет. Если мы совместим сие с тем, что вера в человеках неизменно уменьшается, то напрашивается следующий вывод: Бог умножает число свидетельств о Своем существовании. С другой стороны, есть чудотворения со стороны темной, бесовской силы. Эти чудеса не приводят ни ко Христу, ни к покаянию во спасение души, но удовлетворяют исключительно земным запросам людей. И всегда чудеса эти ложны, всегда люди, принявшие их, губят и душу, и тело. Губят душу принятием в нее бесовской силы, губят тело, поскольку любое исцеление бесовское — временное, затем здоровье катастрофически ухудшается.
Впрочем, это следует из происходящего ослаблением христианства. Человек отходит от Христа только в сторону сатаны, а больше и некуда. Тут сокрыта истина о человеке, который не в силах удержать в себе Бога. Но мы настолько горды, что считаем возможным удержать Его своими действиями: поклонами, вычитыванием молитв, аккуратным посещением храма и.т.д. Мы в гордости своей не хотим признавать себя совершенно бессильными, когда в нас нет Бога. Мы даже начинаем считать, что чудотворные иконы, частицы святых мощей и иные святыни действуют в нашу пользу помимо Бога, Который вездесущ. Удаляя Бога из своих сердец нашими нераскаянными грехами и нашей гордыней, мы ищем для удовлетворения наших пожеланий кривые пути, в обход Евангелия, чем и пападаем во тьму адскую.
Поистине жалок человек, который называет себя христианином, а между тем живет исключительно земными целями и не хочет знать о пути к небесному блаженству, как и о пути в ад. Но и для него открыто все богатство неистощимого милосердия Божия. Само существование святынь говорит о том, что рай еще не затворен, что рука Божия отверста широко для всех, ищущих помощи Творца, что Матерь Божия, честные небесные силы бесплотные и все святые еще готовы заступиться за нас.