Публикации

Страсти по Казанской иконе Божией Матери: «Здесь мы видим непонятную скорбь»

  Количество просмотров

Более двухсот верующих выразили несогласие с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое он дал на основании обращений верующих Казахстана о принесении для поклонения на некоторое время в эту страну списка с чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Вчера одна из членов этой инициативной группы даже провела одиночный пикет возле здания митрополии. Тем временем в Казанской митрополии «Реальное время» заверили, что увозят чудотворный образ ненадолго, и напомнили случаи, когда святыни привозились в нашу страну.


Из Казани — в Казахстан

Как известно, любой пост – это время искушений, особенно самый длинный пост в году – Великий. Очевидно, искушению подверглись и верующие, которые вдруг решили выразить протест Казанской митрополии. Суть протеста в том, что подписавшие петицию прихожане не согласны с решением митрополии принести в Казахстан на срок, надо сказать, весьма недлинный, список с чудотворной Казанской иконы Богородицы. Тот самый, что хранится в храме Ярославских чудотворцев. Их не смущает факт, что подобная практика широко распространена в церкви.

Надо сказать, что вокруг именно этого списка ходит немало легенд. Есть в церковной среде любопытный персонаж, который утверждает (естественно, ничем не подкрепляя свои умозаключения), что это и есть та самая икона, которую обрела на пепелище в 1579 году девочка Матрона.

Десять лет назад на этой почве был даже курьезный случай, когда эту версию захотели проверить серьезные эксперты, специалисты по древнерусской живописи, приезжавшие в Казань на конференцию. Вердикт их был однозначен: эта икона – список с чудотворного образа, утраченного трагически в 1904 году.

Икона из церкви Ярославских чудотворцев датируется восемнадцатым веком, и самый главный вывод экспертизы: ее размеры не совпадают с явленным образом. Другое дело, что список, которому поклоняются многие годы казанцы, тоже намоленный, он так же помогает людям, и писался он – это очень важно – для совершения крестных ходов. И вот теперь казанская митрополия решила принести этот список ненадолго в Казахстан, чтобы православные этой страны, оторванные от своей исторической родины, могли помолиться у чудотворной иконы. Кажется, в чем же здесь может быть конфликт?

«С нами не захотели разговаривать»

Корреспонденту «Реального времени» удалось дозвониться до одного из членов инициативной группы по имени Павел и задать ему несколько вопросов.

«Этот образ нельзя вывозить из Казани, иначе будут волнения и народу будет плохо», — пояснил Павел. На вопрос о том, был ли разговор у членов инициативной группы в Казанской митрополии, последовал категоричный ответ: «Дословно не скажу, но смысл разговора был такой, чтобы мы не лезли не в свое дело».

Однако с членами инициативной группы беседовал сам митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который предложил кому-то из подписавших письмо отправиться с делегацией в Казахстан и лично наблюдать за перемещениями иконы, а потом сопроводить ее назад в Казань. Кстати, чудотворный образ в поездке будут сопровождать и оберегать несколько казанских священников.

«В Церкви есть такая традиция»

«Реальному времени» удалось получить комментарий в Казанской митрополии. Приводим его полностью.

«В церкви есть добрая древняя традиция, когда святыни приносятся из одного города в другой, из одной страны в другую. Потому что не все могут себе позволить совершить паломничество для поклонения святыням. Как быть таким людям? Отсюда и возникла благочестивая традиция — приносить святыни, чтобы как можно больше людей могли перед ними помолиться и попросить помощи и заступничества. И к нам, в Россию, приносили святыни, почитаемые в православном мире, например, пояс Пресвятой Богородицы, — он никогда не покидал Афон, но ради миллионов православных России эта святыня была к нам принесена. И сотни тысяч людей ей поклонились, во многих городах люди шли круглыми сутками; было много случаев чудесной помощи и исцеления. В Россию приносили и другие святыни, например, десницу Иоанна Крестителя. Подумайте только: это — та десница, что возлагалась на главу Самого Спасителя! И люди могли этой великой святыне поклониться! Много святынь приносится к нам из-за рубежа, перемещается по России, и это — естественный, нормальный процесс; эта традиция складывалась на протяжении столетий и уверен, что и дальше будет продолжаться. Святыни переносились, но потом возвращались на свои места, так будет и у нас. Таких инцидентов, который возник сейчас с Казанской иконой Богородицы, никогда не возникало; никто никогда не противился, люди радовались, что их православные братья могут помолиться у чудотворной иконы. А здесь мы видим непонятную скорбь. Икона будет приноситься в Казахстан, где живут наши единоверцы, оторванные от исторической родины; они нуждаются в духовном утешении, и поэтому обратились к нам с просьбой — принести Ее на их землю для поклонения. Разве мы можем отказать им в этом? Тем более, что принесение иконы будет происходить накануне исторического события — закладки первого камня в основании собора Казанской иконы в Богородицком монастыре. Об этом еще недавно мы не могли и подумать, но это вот-вот станет реальностью нашей жизни; историческая справедливость будет восстановлена! И у нас будет радость, а радостью надо делиться по-христиански. И при этом мы уверены, что поклонение Казанскому образу Богородицы послужит очень важному делу – укреплению Православия в Казахстане, духовно-нравственному обновлению народа, сплочению русскоязычного населения страны. Этому необходимо всемерно способствовать, а не противиться», — прокомментировал ситуацию секретарь Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко.

«Видел я эту женщину в одиночном пикете, жалко мне ее было, подумал, что лучше бы ей было пойти в эти дни в приближении Страстной недели помолиться в храм», — так без осуждения прокомментировал ситуацию в телевизионном интервью митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Кстати, в свою первую пасхальную ночь на казанской земле владыка Феофан будет совершать богослужение в Раифском Богородицком мужском монастыре.

Вернуться к списку

Последние добавления