Публикации

Архимандрит Нектарий (Демин) — о Чернобыльской катастрофе и иконе, посвященной этой трагедии

  Количество просмотров

В Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани хранится икона, посвященная катастрофе в Чернобыле. По благословению настоятеля обители архимандрита Нектария (Демина) эту икону, выполненную прежде в виде литографии, написали красками и привели в соответствие со всеми канонами иконописи. В настоящее время она располагается на стене монастырского храма, и каждый прихожанин может помолиться перед ней.

— Мы называем эту икону «Благословение детей», потому что ее прообразом является отрывок из Евангелия, где повествуется о детях, желавших получить благословение Христа, и взрослых, не пускавших их к Богу. Увидев детей, Господь сказал: «Не мешайте детям подходить ко Мне». И дети подходили, и Он их благословлял. На этой иконе изображено благословение детей. Но что это за дети? Это дети грядущих поколений, появившиеся после катастроф, подобных Чернобыльской, несущие на себе печать воздействия радиации — физические аномалии. Христос благословляет таких детей, потому что они, как никто другой, нуждаются в любви, — рассказывает отец Нектарий.

На иконе изображен Христос, который держит на руках младенца в медицинской маске, вокруг Него — еще несколько ребятишек. Вместо свойственных канонической иконографии белых зданий, символизирующих город, и деревьев, олицетворяющих природу, на иконе изображен треснувший ядерный реактор.

— Все образы на иконе глубоко символичны. Цвет, формы, положение тела Христа, наклон головы, положение рук, одежда и то, что он держит в руках — все имеет значение. Перед иконописцем во все времена стояла задача совместить сюжет иконы с традициями Православной Церкви. Маски, костыли и реактор на иконе обозначают конкретное историческое событие. Например, на православной иконе, связанной с абортами, тоже изображено нечто подобное: кровь, умершие младенцы. Сюжет должен производить впечатление на верующих. Конечно, Русская Православная Церковь дает свое благословение на написание икон, существует Патриарший совет по культуре. Но иконография не стоит на месте — она развивается, изменяется. И если образ в каких-то деталях не согласуется с традицией, мы понимаем, что решать его судьбу будут время и сами верующие. Если верующие воспримут образ, если он войдет в церковное сознание, то он останется во времени и будет почитаем. Если же это частная инициатива отдельных людей, то в скором времени он будет забыт, — отмечает настоятель казанского храма святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Александр Павлов.

— Если какое-то время смотреть на реактор, изображенный на иконе, то можно понять всю глубину ужаса ядерных аварий, — говорит настоятель обители.

Пока еще нет тропаря, кондака, акафиста и молитвы Господу, читаемых перед этой иконой. Это обязательные элементы, которыми обладает каждая православная икона: краткое молитвенное песнопение, а также гимн (прославление) образа. Насельники монастыря трудятся над написанием текстов молитвословий, но уже сейчас любой желающий может прийти в храм и помолиться Господу перед новым иконописным обазом.

— Написал икону насельник монастыря иеродиакон Онисим. 26 апреля 2014 года мы во время службы впервые изнесли ее на поклонение, разместив в центре храма на почитаемом месте. Были особые молитвенные прошения, и правящий архиерей благословил нас произнести дополнительные прошения в ектении. Мы произнесли небольшое поучительное слово, касающееся тех событий, свидетелем которых я сам отчасти был, — вспоминает архимандрит Нектарий.

Неслучайно этот «чернобыльский» образ появился в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Его наместник архимандрит Нектарий (в миру Олег Александрович Демин) сам был участником страшных событий 1986 года, он вынес из Чернобыля немало тяжелых впечатлений. Тридцать лет назад его, 22-летнего юношу, родившегося в Днепропетровске, вскоре после поступления в вуз вызвали в военкомат. Олег Демин попал в 860-й отдельный мотострелковый полк, который впервые был развернут со времен Великой Отечественной войны. Это была интендантская часть, которая занималась продовольственным снабжением различных войск. Лагерь разместился в зоне №1, но предприятия, с которыми работал полк, находились в Чернобыле. Там-то будущий наместник монастыря и узнал обо всех подробностях катастрофы — их полк кормил чиновников и ученых, работавших на месте аварии. Все участники носили с собой дозиметры, и без специальной защиты не заходили в огороженную зону, потому что это было опасно для жизни.

— Люди мне говорили, что было два взрыва. Но они не подозревали об опасности, поэтому на следующий день, как обычно, пошли на работу. Эвакуация началась немного позже. Недалеко от станции есть так называемый «рыжий лес». Этот лес принял на себя первую волну радиации, и листва мгновенно стала рыжей. Ученые пытались разгадать этот феномен, изучали особенности выживания в условиях радиационного загрязнения, — рассказывает священник.

По воспоминаниям архимандрита, люди работали с утра до вечера. Электростанция находится за городом — на другом берегу реки. Туда доставляли ликвидаторов. Многие ликвидаторы имели детей. Они жили отдельно.

— Единственное, что я знал о ликвидаторах — то, что им выдавали специальные резиновые костюмы и свинцовые фартуки. Затем им показывали на экране зараженный камень, который они должны были поднять и отбросить подальше. Ликвидаторы получали большую дозу радиации — некоторые за одну неделю набирали 70 рентген. Я такую дозу получил за два месяца, — отмечает архимандрит.

Будучи настоятелем монастыря, отец Нектарий решил оказать духовную поддержку свидетелям этой трагедии. Однако икона написана не только для них, но и в наставление будущим поколениям. В монастыре считают, что время образа еще не пришло, потому что пока еще не все осознают степень угрозы, исходящей от атомной энергетики.

— Эта икона связана с определенными духовными исканиями и с тем, что грядет в будущем. Образ пока еще не явлен широкому кругу верующих, но, как подсказывает мне моя духовная интуиция, это время скоро настанет. Я благословил, чтобы ее написали. Не только для ликвидаторов, многие из которых уже умерли, но и для членов их семей, которые нуждаются в утешении. Образ этот почитаемый, наши прихожане о нем знают, прикладываются к нему. Икона — духовное окно к Богу, ее нужно почитать и перед ней нужно молиться. Если икона просто висит на стене, если перед ней не молятся, то живого общения с Богом через нее не происходит. Но когда к образу обращаются, то он становится проводником Божественных энергий, благодати. Если люди будут обращаться к образу, то они получат помощь. Икона станет почитаемой, если вызовет отклик в сердцах. Сегодня мы, предвосхищая грядущее и почитая тех, кто пережил страшные события, имеем образ, перед которым можно помолиться, — заключил архимандрит Нектарий.

Отметим, что иконописец не может по собственному желанию написать икону, как художник картину — он должен получить на это благословение у духовника и правящего архиерея. Потом свой вердикт выносит культурный совет митрополии. Такая процедура необходима, потому что современная иконография уже не может соответствовать тем каноническим правилам, что существовали до революции — по каждой новой иконе принимается индивидуальное решение.

— Систематизацией всех икон и составлением канонов плотно занимались в 19-м веке. Современные иконы не могут подходить под те критерии и канонические правила. Поэтому нынешние иконы пишутся по благословению. На новую иконографию благословение я беру у владыки. Судьбу новой иконы решает сообщество: духовные лица, иконописцы. Происходит обсуждение, после чего митрополия выносит вердикт. В Татарстане есть еще одна необычная икона. В новом храме в поселке Алексеевском на стене изображены абортированные дети. Конечно, все подряд изображать на иконах нельзя, поэтому иконописец советуется с духовником, настоятелем. Он действует не как художник, который сел и сам все придумал. Например, мне однажды предложили написать икону, на которой рядом изображены блаженная Матрона Московская и блаженная Ксения Петербуржская. Сначала у меня были сомнения, ведь это было не по канонам, хотя благословение уже было получено. Я ходила, думала, а потом увидела икону, на которой изображены два святителя — Петербургский и Московский, и я поняла, что люди хотят видеть любимых святых вместе и хотят вспоминать их во время службы одновременно, — поясняет преподаватель Казанской духовной семинарии иконописец Наталья Чубакова.

Вернуться к списку

Последние добавления