Церковь поминает усопших практически за каждой Божественной литургией. Но есть один особый праздник, когда мы не только молимся за наших ушедших близких, но и имеем возможность соборно поделиться с ними радостью о Воскресшем Спасителе. Это — Радоница. Она приходится на 9-й день после Воскресения Господня, то есть во вторник Фоминой недели.
Существует несколько версий происхождения слова «Радоница», по одной из них это русский вариант литовского «raudine» («рыдать»), по другой — производная от слова «род». Однако духу Христианства ближе третья трактовка, по которой праздник обязан своим названием слову «радость».
Почему поминовение усопших и вдруг — радость? Все дело в том, что каждый христианин «чает воскресения мертвых и жизни будущего века». А потому наши покойные сродники не умерли в собственном смысле, а отправились в мир иной, где и будут ожидать всеобщего воскресения. Безусловно, их участь нам не известна, но Церковь учит, что покойные уже не могут молиться за себя, а значит только мы, живые, имеем возможность приблизить их к Царствию Небесному. А еще — Радоница — тот день, когда мы делимся с усопшими радостью о низложении смерти и власти ада.
Принято считать, что Радоница — праздник исконно славянский. И действительно, сегодня в греческой и ближневосточных Церквях нет особой поминальной даты. Но с другой стороны о весеннем дне поминовения усопших пишет еще святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке в Константинополе. Причем, уже для него праздник был древним, то есть к тому времени он отмечался минимум несколькими поколениями. Видимо, с веками некоторые Церкви утратили эту традицию.
На территории нашей страны умерших сродников поминали еще в языческие времена. С крещением же Руси этот обычай не был отвергнут, его просто наполнили глубоким духовным христианским смыслом.
В различных регионах славянского мира Радоница называться по-разному: Радуница, Красная горка, Родительское воскресение и т.д., разные и дни, в которые люди посещают кладбища. Церковью благословляется поминовение не только во вторник, но и в любой день Фоминой седмицы, кроме понедельника.
Итак, определенную роль в праздновании Радоницы сыграли древнеславянские традиции. Но Церковь, вдохнув в них новую жизнь, за тысячелетие так и не смогла избавиться от некоторых языческих суеверий, к которым в последние годы добавились еще и новые. Самая распространенная — «пьяные пикники» на кладбище. Ничего общего с христианским мировоззрением они не имеют, как и оставленные на могиле продукты, якобы для «кормления» покойника. Все эти вещи — не более чем удовлетворение своих похотей под благовидным предлогом.
За последнее столетие на древние предрассудки наслоилось много современных. И теперь мы можем увидеть, как на могиле покойного устанавливается его фото, в могильный холмик втыкаются сигареты и выливается водка. Понятно, что ни фотографий, ни сигарет не было в те времена, когда зародился прекрасный обычай праздновать Радоницу, поэтому подобные новоделы нельзя оправдать ни религиозностью, ни чисто народными предрассудками.
Еще одно заблуждение связано с датой поминовения, а именно, с посещением кладбищ в сам день Воскресения Христова и на пасхальной седмице. Этот обычай родом также из советских времен. Тогда православные не имели возможности прийти на Пасху в храм и были вынуждены молиться на могилах умерших предков. Теперь же нам не надо скрывать свои религиозные чувства, а значит, есть возможностей праздновать Радоницу по уставу Церкви.
Главное и, пожалуй, единственное, чем мы существенно можем помочь нашим умершим сродникам — это милостыня и усердная молитва за них.
В Радоницу можно пригласить священника на могилку либо зажечь свечу и совершить литию самостоятельно. Перед посещением кладбища рекомендуется прийти в храм, подать поминальную записку, а после Литургии отслужить панихиду. В остальном у Церкви нет каких-то строгих предписаний по поведению прихожан на кладбище. Стоит руководствоваться общими христианскими принципами и здравым смыслом. То есть следует проявлять элементарное уважение к умершему родственнику: привести могилку в порядок, раздать милостыню и отпраздновать этот день с пользой для усопшего и для собственной души.