Публикации

Митрополит Феофан: Преподавание «Основ религиозной культуры» формирует у школьника ответственный взгляд на жизнь

  Количество просмотров

28 апреля 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.

Ведущий: Эфир продолжает «Тема», в студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! В Татарстане за последние три месяца четыре подростка покончили с собой. Последняя трагедия произошла в минувшее воскресенье в селе Норма Балтасинского района Республики. 15-летнего школьника нашел повешенным в сарае его отец. И вот в том числе об этой проблеме мы поговорим сегодня с нашим гостем — это митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей.

Ведущий: Пугают цифры: за три месяца четыре подростка свели счеты с жизнью. Как Вы считаете, можно ли как-то предотвратить повторение подобной трагедии?

Митрополит Феофан: Нужно сделать всё, чтобы подобных трагедий не было. Действительно, четыре смерти, почти друг за другом, и пугающий — подростковый возраст.

Я начну со школы. Та проблема, которая у нас в постсоветский период появилась: школа перестала заниматься тем, чем она всегда занималась — воспитанием, формированием личности. Говорили: «Наше дело дать образование», — и за этим забывали о детской душе, которую обязана школа формировать. Если скажут, что в школе ничего не замечали за ребенком, он нормально учился — я с этим не вполне соглашусь. Внимательный педагог всегда заметит в психике ребенка, с которым каждый день общается, что-то неладное.

Ведущий: Это может быть любой преподаватель — математики, музыки?

Митрополит Феофан: Думаю, любой, ведь он и воспитатель, и психолог. Каждый педагог должен обладать знаниями о детской душе. Вспоминаю, как в школе педагоги к нам относились, и помню, когда именно — очень внимательно. У нас, кстати, тогда психологов не было в школе.

Ведущий: То есть, не в том проблема, что нет школьных психологов?

Митрополит Феофан: Проблема в разделении по узкому профилю. Математик учит цифрам, логарифмам, — а остальное всё «не его». Но учитель должен обязательно обращать внимание на внутренний мир ребенка и ни в коем случае не считать, что это дело только психологов. Педагог, когда только становится на эту стезю, должен быть и врачом, и психологом.

Но это одна сторона дела. С другой стороны, мы слышим: «Зачем нужна религиозная система воспитания в школе?» Да вот затем! Когда ребенок в школе слышит на предмете «Основы религиозных культур» о ценности жизни как таковой, об ответственности за свою жизнь, у него формируется иной взгляд на жизнь и на трудности, которые ему встречаются. Он уже ощущает ответственность, которая на нём лежит, понимая, что он вечен. Ребёнок решает покончить со своими трудностями, перечеркнуть свою жизнь. Ему кажется, что это всё, конец. Подросток в свои 14, 15, 16 лет уже, в общем-то, серьезно размышлять должен. И когда он понимает, что есть вечность, в которой придется отвечать за соделанное в жизни, формируется иной взгляд...

Но и сегодняшний социум тоже надо лечить. Поменьше показывать по телевидению фильмы с кровью, убийствами и прочими вещами.

Ведущий: Вы говорите: «Школа должна смотреть, педагоги должны заметить вовремя». Но как-то привыкли мы, что всё начинается в семье. И на семье, наверное, главная ответственность?

Митрополит Феофан: В первую очередь, конечно, на семье ответственность лежит. Говорят, что «неблагополучная семья была», но что такое «неблагополучная»?

Ведущий: К сожалению, такие трагедии и в совершенно счастливых семьях происходят…

Митрополит Феофан: И другая ведь проблема бывает. Я часто встречался с ситуацией, когда ни отцу, ни матери нет дела до детей. Не потому, что они такие жестокие, но у них иные ценности: работа, продвижение по карьерной лестнице или в бизнесе.

Ведущий: Работают, чтобы ребенка обеспечить.

Митрополит Феофан: Бывает, уже обеспеченные люди, но еще и еще зарабатывают. Мы много раз с Вами, Алексей, говорили: ценностные ориентиры утрачены. Я помню своё детство: нас было шестеро детей. Отец с матерью нас и обеспечивали, и постоянно занимались с нами, не забывали о нас. А у нас — в том-то и дело — всё сводится к обеспечению: «Я тебя обеспечил. Еда, обувь есть... Если платное образование — обучу. Не приставай ко мне». Это же беда. Мы теряем связь в семье, потом между поколениями, потом разрываются связи в обществе в целом.

Ведущий: Давайте поговорим о другой проблеме, которая так или иначе с семьей связана. В эту субботу в казанских храмах будут собирать подписи против абортов. Вы, естественно, поддерживаете. Но ведь бывают разные ситуации: есть медицинские показания, женщину могли изнасиловать...

Митрополит Феофан: Давайте не будем о крайностях. Есть правила, а есть исключения. Когда ситуация, что называется «пикантная», к ней и подход особый. Приходят ко мне как к духовному лицу верующие молодые девушки, женщины и говорят: «Владыка. Меня уговаривают сделать аборт: “Зачем нищету плодить, ты еще успеешь, он у тебя может больным быть”». Проблема такая есть.

Второе: почему я должен платить налоги, которые пойдут на аборты? Я против абортов в принципе. Как-то я говорил на эту тему — кажется, в этой студии. Жуткий терроризм — более миллиона абортов в год только по официальным данным! Мы поддерживаем многодетные семьи, детей. С одной стороны — немного даем, а с другой стороны — открываем ворота для разрушения личности, семей и государства.

Ведущий: А как быть бедной, несчастной, одинокой девушке, если произошла такая «пикантная» ситуация?

Митрополит Феофан: Общество должно иметь систему помощи таким девушкам. В нашей епархии в Симбирске такое было, думаю и здесь сделать — иметь при учреждениях, при храмах такие центры. Попала девушка в тяжелую ситуацию, пришла в такой наш центр, где ей скажут: «Не надо делать этого, это грех». «А мне жить негде» — «Поживи тут, у нас, мы тебя прокормим, поможем...»

Ведущий: Но вы же не сможете кормить ее вечно?

Митрополит Феофан: Мы вечно не будем кормить. Поживет, родит ребеночка, — а когда покормит его молоком материнским, сама не захочет отдать. А уж если захочет, найдутся добрые люди, и новорожденный будет жить и найдет себе приют.

Ведущий: То есть, Вы предлагаете запретить аборты в принципе, на законодательном уровне?

Митрополит Феофан: А на каком же Вы хотите? В крайнем случае, надо создать условия, чтобы аборты не были как пилюли — пошел и купил. А то, захотела аборт, побежала и за счёт всеобщего медицинского страхования сделала страшную беду.

Ведущий: Но всё равно какие-то исключения, как Вы выразились, для «пикантных» ситуаций должны быть?

Митрополит Феофан: Конечно. Иногда бывает нужно по медицинским показаниям. Но это должно быть исключение, а у нас сегодня — правило! Не просто разрешено аборты делать, а на наши с Вами деньги, налогоплательщиков. Вдобавок еще и понуждают нередко в консультациях сделать аборт.

Ведущий: Вы не боитесь, что если запретить аборты, то это в подполье уйдет?

Митрополит Феофан: Не боюсь. Не будет того, о чём Вы говорите. И так сейчас делают. Но когда почувствуют, что надо платить за это страшное преступление своё — ведь аборт это нравственное преступление — тогда появится возможность подумать. Если бояться, тогда вообще можно всё разрешить. Давайте не будем тогда наказывать за наркотики. Конечно, продают всё равно наркотики, но мы их запретили…

Ведущий: Логика понятна. К другому вопросу. Сегодня в Казани состоялся праздник трезвости. Проблема пьянства для нашей страны не менее, если не более серьезная, чем проблема абортов. Алкоголизм уже называют угрозой национальной безопасности. Закон ужесточают постоянно и, тем не менее, кажется, что прогресса нет. Не решим мы никогда эту проблему, исконно русскую, российскую?

Митрополит Феофан: Дорогой друг! Не сказал бы, что это исконно русская проблема. Я бывал во многих странах, как Вам хорошо известно, и видел, что крепко пьют многие народы. Поэтому не надо полагать, что пьянство — порок только русских. Если хотите, в какой-то степени это пропаганда против нашего народа… С религиозной же точки зрения, надо людей воспитывать. Мы не занимаемся людьми.

Ведущий: Мы — это кто?

Митрополит Феофан: Мы — это государство, это общество, это семьи. Мы потеряли традицию, ориентиры в этой жизни, и смысл жизни поменяли: нам рынок всё даст и всё отрегулирует. Заводы развалились, плановая экономика нам не нужна... Побежали к этому золотому тельцу. Но не все способны бизнесом заниматься, и у человека возникает апатия — ведь много денег заработать не получается. Человек выпивает и привыкает к алкоголю. Нужна система ценностей, без которой люди скатывается вниз.

Давайте мы лучше о днях сегодняшних поговорим.

Ведущий: Вот как раз хотел, владыка, к этому перейти, потому что сегодня Великий четверг, его ещё называют Чистым четвергом. И принято генеральную уборку дома делать, в баню обязательно сходить. Это обязательно нужно?

Митрополит Феофан: Алексей, я очень хотел уйти от таких вопросов. У нас всегда, когда говорят о праздниках религиозных, всё сводят к какому-нибудь фольклору, быту…

Ведущий: То есть, всё это — фольклор?

Митрополит Феофан: Да. Баня, уборка — всё это между прочим должно быть. Великий четверг — день, когда была установлена величайшая благодать для верующего человека — Таинство Причащения Святых Тела и Крови Христовых, то, что называем Евхаристией, Литургией. Именно в этот четверг.

А пятница — следующий день в Церкви с вечера начинается — это страшный день в истории человечества, когда Христос, преданный Иудой, был распят. На кресте встретились земля и Небо: человечество, распявшее Христа, встретилось вдруг с Небом. Распинали Христа как человека, а Он оказался Богочеловеком. Его похоронили, но Он воскрес. В этом суть текущих дней.

Поэтому для христианина, для верующего человека эти последние перед Пасхой дни должны быть святыми. Оставить надо всё лишнее. Можно убирать дом, можно сходить и помыться, но не надо забывать о смысле последних дней перед Святой Пасхой.

Ведущий: Как подготовиться к этому празднику?

Митрополит Феофан: В первую очередь, надо подготовить душу свою. Верующий пойдет в храм, исповедуется и причастится. Но если ты еще не на дороге к храму, то перед собой, перед совестью, перед Богом просто скажи: «Господи, Ты ведь и за меня страдал. Прости мои грехи!». И если ты так обратишься к Богу, Он поможет обязательно очиститься и почувствовать радость Пасхальную. Обязательно это надо сделать каждому человеку.

И еще один совет. Не надо забывать, что мы живем в непростое время. Осмотритесь вокруг себя. Рядом живут люди, которым нечего покушать, нечем разговеться — пойди обязательно, окажи любовь. Я обращаюсь к христианам. Други мои, вы — христиане, а сосед или соседка ваши, мусульмане, нуждаются. Так проявите любовь, поделитесь с ними в Пасхальный день. В этом будет и польза для души, и пример нашей религии. Творить милость — великое дело.

Ведущий: Давайте на этом добром призыве и закончим сегодняшнюю программу. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был у нас сегодня в гостях. Спасибо Вам большое! Благодарим за внимание наших зрителей. До свидания и еще увидимся!

Митрополит Феофан: Спасибо большое, Алексей, дай Бог Вам доброго здоровья! И нашим слушателям, и зрителям Пасху Христову желаю встретить с миром в душе. 

Вернуться к списку

Последние добавления