Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна… Это они из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Это они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.
Разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания? Все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина. Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы перед рассветом опять прийти ко гробу.
Hе все имена жен-миpоносиц нам известны. В их числе были женщины одинокие — девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем. Многие современные христианки стараются хоть в чем-то им подражать. Однако иногда буквально понятый пример приводит к негативному: стараясь служить Христу и Его Церкви, некоторые забывают о своих родных и близких, о своих обязанностях или считают их малозначительными.
Если у женщины-христианки есть семья, дети, родные, есть работа, то совершенно очевидно, что именно здесь — поприще ее христианского подвига. Здесь — школа исполнения евангельских заповедей, школа смирения и любви. Какое может быть нормальное служение Церкви, когда дома голодный муж и дети, обделенные вниманием? Вряд ли Богу будет угодно, если женщина забросит свой дом, но при этом будет усердно чистить подсвечники в храме.
Как бесстрашно жены-мироносицы исповедовали свою веру! И, кажется, читая вообще жития святых, в современности такое невозможно. Только ведь выражаться оно может по-разному. Пожалуй, в наше время жизнь по евангельским нравственным нормам, целомудрие — уже вызов окружающему обществу. Даже исповедание собственной церковности молодой девушки у окружающих вызывает вопрос: «Зачем ты в молодости живешь как бабушка?» А в обществе, посмотрите, как редка элементарная порядочность, следуя которой женщина не идет по головам, строя свою карьеру, не интригует и не обманывает.
Да и вообще как приятно слышать от мужчин, которые все больше признают, как много в мире зависит от женщины. Не нужно ходить далеко за примерами, посмотрите, как часто мужчины, женившись, словно расцветают благодаря хорошим женам. Я и сама всегда вспоминаю пример, правда, нехристианский, когда одна женщина из жалости приютила к себе домой мужчину без определенного места жительства, или, проще говоря, бомжа. Человека полностью потерявшего нравственные ориентиры… Через некоторое время, он не то чтобы бросил все вредные привычки, он стал порядочным человеком и успешным бизнесменом. Свое прошлое он не скрывает, и признает, как сильно на него повлияла эта женщина, которая, конечно, вскоре стала его женой.
Правда, бывает и обратное, как об этом прекрасно писала святая Александра Феодоровна Романова: «Не все жены являются благословением для своих мужей... Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам. Результат для них самих тоже оказывается плачевным».
Вот как важно не только помогать священникам в их приходском и социальном служении, украшать храмы и петь на клиросе, но и быть «светильниками» в своей собственной семье. Даже сама женская природа обладает особыми дарами в сравнении с мужскою. Деторождение — лишь один из них. Женщина живет на этой земле в среднем на 10-15 лет дольше мужчины, а преступлений совершает в 10-15 раз меньше. И всё почему? Потому что в эмоциональном плане она более гармоничное существо, этого мужчинам часто и не хватает. И потому от природы, когда мужчина и женщина создают хороший союз, они притягиваются как противоположные полюса магнитов.
Некоторые православные женщины говорят: «Я не буду почитать и слушаться мужа, потому что он в церковь не ходит и в Бога не верит». Это большое заблуждение, ибо апостол Петр говорит нам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1-2). И из житий святых известны случаи, когда женщины-христианки приводили своих неверующих родных к вере не словом проповеди, но только личным примером благочестивой жизни.
И главное, важнейшее, что только может быть в жизни. Это любовь ко Господу, какую раскрыли жены-мироносицы. «Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного!», — говорил святитель Феофан Затворник. Это всегда жертвенная любовь, абсолютно во всем. Мать, проводя долгие бессонные ночи y постели ребенка, как жеpтвyет своим отдыхом и своим здоровьем во имя любви к своему pебенкy! Это не кpатковpеменный поpыв нашего сеpдца. Любовь к Богу и ближним постоянна, кpепка и никогда не yмаляется. Она неизменна и в pадости, и в благополyчии, в минyты скоpби, и в дни испытаний.