10 мая 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Сергеем Шерстневым.
Ведущий: Здравствуйте! Информационный час на канале «Эфир» завершает «Тема» с Сергеем Шерстневым.
Отгремели залпы праздничного победного салюта. Акция «Бессмертный полк» объединила города и страны. В Казани, по данным правоохранительных органов, в шествии приняли участие порядка 45 тысяч человек.
Основные события развернулись, по традиции, на площади Свободы. Праздничный парад, посвященный 71-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, собрал на трибунах всех первых лиц республики. Принял участие в торжествах и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
И сегодня владыка в нашей студии. Здравствуйте!
Митрополит Феофан: Добрый день!
Ведущий: Естественно, хотелось бы, чтобы Вы поделились свежими впечатлениями от праздника 9 Мая. Тем более, накануне Вы давали пресс-конференцию и говорили, что для Вас этот праздник имеет особое значение.
Митрополит Феофан: Повторю и сейчас, для меня праздник 9 Мая — святой праздник. Достаточно сказать, что из нашей большой семьи погибло 16 мужчин. У нас есть Герои Советского Союза, ставшие ими на Великой Отечественной войне. Мой отец был ранен в грудь — пуля прошла сквозь легкие и под лопаткой вышла. Шесть месяцев по госпиталям — и опять на передовую, на фронт, и до Берлина.
Поэтому праздник Победы — мы об этом ни в коем случае не должны забывать — наш святой праздник. 27 миллионов жизней — дорогая цена этой Победы для нашего Отечества. Как такое стало возможно? Стало возможно, потому что мы были вместе. В одном окопе сидели и русский, и татарин, и чеченец, и узбек, и армянин, и грузин, и азербайджанец. Благодаря этому совместному нашему усилию мы победили.
В этом исторический урок, полученный перед лицом испытаний. Всегда надо жить в единстве, в дружбе и согласии. Критические моменты, подобные жестокому уроку войны, показали, что победа возможна только при условии единства народов, населяющих нашу великую страну.
Ведущий: Хотелось бы также услышать Ваше мнение по поводу темы, которой только сейчас стали уделять пристальное внимание — роли Церкви в Великой Отечественной войне. Раньше не принято было на эту тему говорить. А ведь факт, что разрешил Сталин использовать православных священников, с иконами обходили перед боем окопы...
Митрополит Феофан: Давайте, Сергей, честно говорить: думали, что легко построить рай на земле без Бога, боролись с религией — не только с Православной Церковью, но и с мечетями, с синагогами — уничтожали, сажали в тюрьмы, издевались. Но нельзя вытравить Бога из души человека. Есть исторические свидетельства, как коммунисты, идя в бой, обращались к Богу, и Господь спасал. Могу привести живые примеры, как затем они давали обещание пойти служить Богу и становились священниками, монахами, служителями алтаря.
Если же говорить о Церкви в целом — об этом не очень любят вспоминать, и даже сегодня не всегда об этом свидетельствуют — в первые часы войны, когда молчал еще и вождь нашей страны, с первым призывом к народу обратился митрополит Сергий (Страгородский)… И позже Сталин обратился к согражданам не «товарищи», а, по церковной традиции, «братья и сестры».
Мы знаем, как на собранные Церковью средства строились танковые дивизии, эскадрильи самолетов. Священники были на передовой, монахи шли в бой, я уж не говорю о тружениках тыла — масса свидетельств, о которых просто не принято было говорить. Будущий патриарх Алексий — он был тогда митрополитом Ленинградским — не покинул блокадный город, а остался до его освобождения. Можно видеть кабинет, прошитый осколком рядом со столом, где он сидел. Ему было предложено эвакуироваться, но он сказал: «Тут моя паства, тут моя жизнь или смерть»…
Религиозный вклад в победу, конечно же, был довольно большим. Ведь с чем шли в бой? С верой, и не сказал бы, что только с верой в коммунизм. Была вера, что мы идем на бой священный, святой и правый за наше Отечество.
Ведущий: Я знаю, что буквально на днях закончилась Ваша большая зарубежная командировка. Вы побывали в Ливане по приглашению министра иностранных дел этой страны. Что это была за поездка?
Митрополит Феофан: Очень насыщенная поездка, которая продлилась менее трех суток. Был конгресс ливанской диаспоры, а ливанцы в очень большом количестве рассеяны по всему миру. И диаспоры ливанские, как правило, очень богатые в разных странах — в Соединенных Штатах, в Бразилии, в Аргентине, в Европе… Они не только имеют сильное влияние в бизнесе, а значит, и в политике, но и нередко занимают политические посты. И вот состоялось это собрание — это очень хорошая традиция, когда диаспора собирается на Родине. Несмотря на то, что эти ливанцы, может быть, уже несколько поколений граждане других стран, у них очень сильна любовь к Родине.
Я хорошо знаю Ближний Восток и встречал много друзей в этой поездке. Много раз Бейрут был разрушен, но потом они всем миром собирались и восстанавливали город. Такое единство — замечательное явление. У нас, помните, кричали: «Что такое “Русский мир”? Зачем это надо?». Но Русский мир нужно понимать шире — как объединение не только русских, а всех, кто вышел из нашей страны; не по этническому признаку, а как выходцев из России. И, конечно, очень важно поддерживать свою Родину, не забывать ее.
Прозвучало много докладов, ведь война идет. Что такое Ливан, Сирия? Сирия от Бейрута ближе, чем Мамадыш от Казани. Всё это рядом. Поэтому проблемы терроризма были актуальной темой.
Я встретился с министром иностранных дел Ливана. Он хорошо осведомлен о жизни в России, в Татарстане. Его очень интересовало, как мы живем здесь. И я ему начал рассказывать, насколько у нас гармонично всё. У нас почти нет проблем между православными и мусульманами, население у нас примерно половина наполовину. Его очень заинтересовал этот вопрос. Он говорит: «Владыка, как это удается?» — «Приезжайте и посмотрите». Зачем искать модели, где-то изобретая их искусственно? В Татарстане отработанная модель того, как носители разных культур, религий, могут жить вместе в одном общем доме.
Ведущий: Приедет?
Митрополит Феофан: Может быть, и приедет.
Ведущий: Хорошо. Еще одно крупное мероприятие состоится сегодня, а точнее, уже состоялось. Это мероприятие по воссозданию храма Казанской иконы Божией Матери. И большое, я знаю, будет собрание. На этой неделе в СМИ появилась информация, что работы начаты, открыт древний фундамент храма. Расскажите, что сейчас конкретно происходит на этой площадке?
Митрополит Феофан: На площадке я бываю по два-три раза в день, очень внимательно слежу, вчера поздно вечером был. Открыт фундамент. Пока еще не полностью подземный храм открыт. С одной стороны, радует, что мы прикасаемся к той исторической памяти, которая сохранилась в этих фундаментах, с другой — конечно, поражает варварство, с которым к этому отнеслись. Коммуникации бетонные вели через древние фундаменты, канализационная труба выведена в самое святое место в православном храме...
Но — слава Богу за всё, и я хотел бы поблагодарить. Не могу не сказать, как много делал Минтимер Шарипович — сегодня он был на этой встрече. Конечно же, Минниханов, Президент Татарстана. Сказано и делается…
Работают параллельно археологи, что-то уже нашли: старинную монету, фрагменты строительных материалов, скрепы мощные металлические, которые держали стены. Уникальное строение открывается...
Ведущий: На 21 июля, я знаю, намечена церемония закладки... Анонсировано прибытие в Республику Патриарха Кирилла. Он приедет?
Митрополит Феофан: На сегодняшний день пока всё говорит о том, что приедет… Патриарх официально мне сказал, что приедет сюда. Для него Татарстан близок и он с благодарностью относится к тому, что руководство республики так активно взаимодействует и с Православной Церковью, и с Исламом…
Ведущий: Мы с Вами встречаемся в особый день — Радоница, православные поминают усопших. И появилась на сайте Татарстанской митрополии информация, что есть в Татарстане такая проблема: обнаруживаются древние погосты православные, которые были по каким-то причинам заброшены, уничтожены, и разворачивается там строительство сейчас. Действительно ли это такая серьезная проблема?
Митрополит Феофан: Такая проблема есть везде. Запущенность кладбищ — это проблема, беда наша российская. Можно увидеть запущенные кладбища и мусульманские, и православные... Любовь к отеческим гробам — это показатель нравственного состояния общества. Думаю, что постепенно мы будем эту проблему устранять. Нельзя идти по тому пути безбожному, по которому шёл Советский Союз, когда на могилах устраивали танцплощадки. Что говорить — около Кизического монастыря, ведь там было кладбище, а ныне парк. Мы не должны ругаться над могилами предков. Независимо от того, какой религии принадлежали усопшие, это место свято. Если мы не сумеем относиться с почтением к нашим усопшим, то и нас в свое время постигнет та же участь.
Ведущий: Позади Пасхальные торжества. Вы впервые служили в Раифском монастыре. Как оцениваете? Как всё прошло?
Митрополит Феофан: Все-таки, я там не впервые служил — на Крещение служил в Раифском монастыре, тоже было очень торжественно.
Что Вам сказать? Величественно. Меня порадовало, что было много молодежи. Я немолодой человек уже и помню советские времена, когда на Пасху дружинники стояли, не пускали в церковь. Как пьяная ватага ворвалась в храм, словно на некое зрелище. А сейчас на Пасху пришли люди молиться. И среди тех, кто был в монастыре, в храме, очень много было молодежи, людей среднего возраста. Это радует: мы пробуждаемся.
Раифский монастырь неслучайно стал жемчужиной Татарстана. Я думаю, что богослужение в этом монастыре митрополита в какой-то степени тоже становится его визитной карточкой. Но будем исправлять ситуацию, и в других монастырях служить.
Ведущий: В Татарстане именно на Пасху прошла акция. Собственно, акция была общероссийской — собирали подписи под петицией о запрете абортов в стране. Как Вы считаете, приобретет ли [проект] форму закона, дойдет ли до Госдумы?
Митрополит Феофан: Он обязан дойти, если мы хотим сохранить нравственное состояние общества, сберечь страну от обезлюдивания. У нас катастрофически не хватает населения на огромной нашей территории. Это проблема одна из первых. Нельзя одной рукой что-то давать для обустройства многодетных семей, а другой — миллионами уничтожать при абортах… Никто никому ничего не навязывает, но разум и природное чувство самосохранения должны преобладать.
И не говорите, что «не нужно нищету плодить». Если мы не будем плодить, растить это множество людей, найдутся народы, которые займут наши территории… Давайте беречь свою Родину, в том числе, и оставляя за собой потомство. Запомните: имеющий много детей счастлив… В гробу карманов нет, а дети — достояние.
Ведущий: Владыка, я знаю, что можно Вас поздравить. У Татарстанской митрополии появился свой орган печати, журнал, который буквально вот-вот выйдет.
Митрополит Феофан: Мы возвращаемся к добрым традициям, когда была Казанская духовная академия, был ее богословский вестник. И сейчас мы намерены ежемесячно выпускать хороший журнал с научно-исследовательскими статьями — не только на нравственные христианские темы, но и научные работы по истории Православия в нашем регионе, в стране в целом…
Ведущий: Что ж, спасибо Вам большое. Уважаемые телезрители, я напоминаю, что вы смотрели программу «Тема», и в гостях у нас сегодня был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Спасибо всем, кто нас сегодня смотрел.
Митрополит Феофан: Спасибо. Я хочу поблагодарить телезрителей, всех татарстанцев, потому что очень многие ко мне подходят — не только православные, но и мусульмане — и по-доброму отзываются о наших встречах на телевидении. Давайте жить так же дружно. Подходите, задавайте вопросы, и мы будем вместе хранить мир и согласие в нашем (и для меня уже родном) Татарстане.