Публикации

Митрополит Феофан: Настало время, когда мы возрождаем собор Казанской иконы Божией Матери

  Количество просмотров

В интервью корреспонденту электронной газеты «Бизнес Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан рассказал о предстоящих торжествах в честь закладки в столице Татарстана собора Казанской иконы Богородицы.

— Владыка Феофан, будущие торжества в Казани, связанные с закладкой собора Казанской Божией Матери 21 июля, породили множество ожиданий. Ждут, в частности, 200 почетных гостей — от митрополита Нью-Йоркского Илариона до экс-главы Счетной палаты Сергея Степашина. Есть надежда, что все эти уважаемые и известные люди приедут на праздник в Татарстан?

— Кто точно приедет, говорить пока преждевременно. Времени еще много, период — летний, и у людей всякое может быть. Кто-то приедет, а кто-то нет. Не потому что не захочет, а потому что обстоятельства не позволят. Но все-таки в основном люди приедут.

Программа международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»

Богословская конференция 19-20 июля будет проходить преимущественно с участием православной общественности. А представители других конфессий на ней будут присутствовать?

— Нет, все-таки это православная богословская конференция, поэтому при сугубо православной тематике и участники будут соответствующие. Конечно, далеко не все из них облечены саном, но практически все активно участвуют в жизни Православной Церкви, занимаются изучением ее наследия и ее истории.

— Папа Римский как лицо, которое тоже облечено саном, наивысшим в Ватикане, все-таки не ожидается в эти дни в Казани? Дело в том, что после встречи Папы Франциска с Патриархом Кириллом на Кубе многие стали искать признаки дальнейшего сближения с Католической Церковью.

— Прямо говорю: не приедет! Этот вопрос никогда даже не поднимался и не поднимается. За то, что будет дальше, я отвечать не могу — этот вопрос не в моей компетенции. Но то, что Папа Римский не имеет никакого отношения к нашему будущему торжеству и что его никто сюда не приглашал, — это однозначно.

В наше время слишком часто начинают пользоваться слухами. Вы же знаете мое мнение на этот счет... Я человек дела. Я люблю вначале все довести до логического конца, а уже потом делать заявления. И журналистам нельзя полагаться только на информаторов. Эти информаторы зачастую бывают никакие не информаторы, а провокаторы, которые хотят взбудоражить народ, внести смуту. Мы знаем по советской истории, кем были так называемые «информаторы». Они губили десятки тысяч людей. Но в картотеках спецслужб тоже числились «информаторами». А в народе их называли «стукачами». И люди гибли.

— Будет ли открыт при Богородицком монастыре большой паломнический центр?

— При всех монастырях создаются паломнические центры. Приезжаете ли вы в Троице-Сергиеву лавру или в Серафимо-Дивеевский монастырь — вас надо где-то разместить. Это ведь совершенно естественно. Но указывать сейчас на сотни или на тысячи паломников, которые приедут в Казань после возрождения Богородицкого монастыря, я думаю, не стоит. Жизнь сама должна показать, как будет работать паломнический центр. Важно не только физически восстановить собор Казанской иконы Божией Матери, но и духовную жизнь, которая была при монастыре на протяжении 400 лет, возродить. Это не менее важно. Почему люди приезжают в Дивеево сотнями тысяч? Не только потому, что там жил преподобный Серафим Саровский и что он основал там монастырь, а потому что духовная жизнь в настоящее время там возродилась. Поэтому должно быть сочетание зримого, ощутимого — того, что в Казани на данном этапе мы хотим возродить в виде собора, — и духовного. Но паломнический центр не должен обернуться неким шоу или некоей турбазой. У него другие великие задачи: создать молитвенную атмосферу. Люди идут в святое место, чтобы, отстранившись от суеты мира, прикоснуться к возвышенному, проделать путь от земли к небу.

— Где разместится паломнический центр? В бывших помещениях табачной фабрики?

— Что сейчас об этом говорить? Работа должна быть поэтапной. Сначала надо восстановить сам храм. До тех пор, пока это не сделано, загадывать трудно.

Сами посудите: что предусматривает процесс создания паломнического центра? Первое: чтобы где-то существовал офис, распоряжающийся приемом паломников, где-то — гостиница, где-то — трапезная. И далее — вся инфраструктура. Паломнический центр может и не замыкаться внутри монастыря. Если потребуется, мы будем заключать договоры с городскими гостиницами — специально для размещения паломнических групп. Само по себе паломничество — это ведь очень позитивно для города и для республики.

— Католики будут приезжать в паломнический центр? Ведь невозможно им воспретить.

— Мы никому не воспрещаем. Но при этом и не ведем никакой статистики. Возможно, что к иконе приходят люди, совершенно далекие от Православия. Но мы ведь не будем паспорт спрашивать: кто ты, католик или православный? А, может быть, к иконе подойдет мусульманин, почитающий Деву Марию — Марьям в исламе. Мы не должны акцентировать внимание на личности тех, кто приезжает, это плохо. Ну приедут католики, и что? Надо понимать немного пошире.

— Но приезд Владимира Путина 21 июля в Казань и его участие в церемонии закладки собора возможны?

— Никак я не буду это комментировать. На эту тему никаких переговоров не было, и это прерогатива не моя, а Патриарха Кирилла. Глубоко сомневаюсь, что государственная занятость позволит Владимиру Путину приехать.

— Верующие опасаются, что новый храм, воссоздаваемый на месте разрушенного, потеряется за современной высотной застройкой. Будет ли собор приподнят на своем основании?

— Нет, он будет стоять на своем обычном основании. Но поскольку первичный фундамент был разрушен, то его роль сыграет монолитная плита, которая будет расположена на том же уровне, с которого прежде начиналось основание собора.

— В эти же праздничные дни в республиканском музее изобразительных искусств будет проходить выставка икон из собрания Валерия Сорокина, председателя совета директоров ПАО «Ак Барс» банк и гендиректора АО «Связьинвестнефтехим». Это будут иконы «казанского письма»?

— Да, это будут преимущественно иконы «казанского письма». Но я не думаю, что это будет только «казанское письмо», скорее всего, представят иконы, имеющие отношение к Богородицкому монастырю. Замечательная иконописная школа когда-то существовала именно при Богородицком монастыре. Я полного каталога пока не видел — идет подготовка. Но ничего ведь плохого в этом нет. Значительная выставка икон проходила и в первый день, когда я приехал в Казань — в подклети нижнего храма Благовещенского собора.

— Как сложится судьба чудотворной иконы Божией Матери «Паммакариста» («Всеблаженная»), которая недавно была обретена в фондах ГМИИ РТ? Верующих тревожит, будет ли она возвращена Церкви?

Возвращение Всеблаженной

— Переговоры по этому поводу ведутся. Но я же не сторонник способа решать проблемы «стенка на стенку». Нас тревожило и состояние Богородицкого монастыря, разрушенный собор. Но настало время, и мы возрождаем собор Казанской иконы Божией Матери. Вот факт, в котором уже нельзя усомниться: процесс строительства начинается у нас на глазах.

Нас беспокоит и судьба церкви, в которой некогда служил будущий Патриарх Гермоген, — храма во имя святителя Николая Чудотворца на Гостином дворе. Здесь сейчас находится Главное архивное управление при Кабинете министров РТ (на прошлой неделе преобразовано в госкомитет — прим. ред.). Мы ведем переговоры, чтобы здание было освобождено для церковного служения в нем. Почему? В первую очередь, потому что это храм. А во-вторых, именно в этой церкви когда-то подвизался священник (на ту пору) Гермоген, которому впоследствии суждено было стать духовным лидером России, священномучеником, пострадавшим за народ и за веру. А тогда он еще даже не был митрополитом Казанским и Свияжским. Как он сам писал о себе в 1579 году, когда была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери: состоял «...в чину поповстве Святого Николы, иже зовется Гостин».

С именем Патриарха Гермогена связано и освобождение Москвы во время Смуты. Он очень много сделал, чтобы наше государство не пропало, не погибло. Поэтому негоже, чтобы этот древний храм, связанный с жизненным путем русского святого, использовался не по назначению. Слава Богу, президент Татарстана Рустам Минниханов идет навстречу. Ровно, спокойно, постепенно, но мы находим общий язык в этом вопросе. Это то, что я всегда ставил во главу угла: диалог. Нужен твердый настойчивый диалог. Не время противостояния сейчас.

— Относительно событий 1579 года специалисты до сих пор спорят: это было явление иконы или же явление Богоматери из того же ряда, что и почитаемые католиками Фатима и Лурд? Как правильно с богословской точки зрения?

— Это все-таки явление иконы. Эксперты могут что угодно заявлять, но все-таки есть четкое понимание, что такое явление Богородицы. Скажем, Богоматерь воочию явилась преподобному Серафиму Саровскому. А в Казани было именно явление иконы. Известно, что Царица Небесная во сне явилась отроковице Матроне и указала ей место, на котором позже была обретена икона. Поэтому явление иконы и явление Богоматери — это все-таки разные вещи. Но здесь очень тонкая грань. Зрение, о котором мы говорим, оно ведь духовное. Конечно, Богородица явилась во сне, но Ее участие в событиях, которые происходили на месте обретения иконы, неоспоримо.

— Совсем недавно мы отметили тысячелетие русского монашества на Афоне. Праздник почтили своим присутствием Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Почему такое пристальное внимание к греческим афонским монастырям?

— Афон, конечно же, величайшая православная святыня. Это напрямую удел Пресвятой Богородицы. Афон находится под особой защитой и Покровом Божией Матери и имеет совершенно уникальное статусное положение. Известно, что туда не допускаются женщины, не потому что там женщинами гнушаются, а потому что монахи уходят от мира, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Это единственное в своем роде место — монашеская республика. Там творится особая молитва, там особый устав, там с особой строгостью относятся к прохождению монашеского послушания.

А тот факт, что еще тысячу лет назад на Афоне было отмечено присутствие русского монашества и русского монастыря, показывает, что Россия имеет огромный, перешагнувший за тысячу лет опыт православного христианского свидетельства. Это очень важно. С другой стороны, это свидетельствует, что связь России со всем православным миром (а на Афоне все православные народы имеют свои монастыри и присутствия) давняя и непростая. На протяжении всех этих лет русские монахи не только жили там и молились — они возвращались с Афона в Россию, как это сделали в свое время Феодосий Киево-Печерский и его святой наставник Антоний. Они возвращались домой, уже имея опыт монашеской жизни, строго аскетической, в русле учения святых отцов, и переносили этот афонский свет на российскую почву.

То, что Владимир Путин посещал в эти дни Афон, — это нормальное явление для России. Все благочестивые руководители нашей страны начиная от царей и императоров обязательно бывали на Афоне, делали вклады в местные монастыри и в строительство новых храмов. Но безбожные революционные вихри все поразметали и чуть не уничтожили великую Россию. Мы даже чуть не утратили наше присутствие на Афоне. Нам ведь практически запретили пополнять наши монастыри.

— Подчеркнуто теплый и чуть ли не царский прием Путина показывает, что во втором тысячелетии традиция не будет утрачена и что в Греции понимают важность дружбы с Россией?

— Понимают и на Афоне, и в православной Греции. Хотя были страхи и «пугалки», дескать, в Греции Путина встретят протестами и демонстрациями. А встретили любовью и молитвами. И Патриарха Кирилла, и главу нашего государства. Вот вам пожалуйста еще один пример того, какими бывают всевозможные слухи и страхи и как все оборачивается в действительности.

Вернуться к списку

Последние добавления