«А зачем нужен православным людям психолог? Ведь испокон веков в России психологом был батюшка, который не только исповедует, но и утешит, даст добрый житейски совет?»
Священник, особенно с многолетним опытом духовного окормления паствы, часто мог рассудить своих чад в вопросах взаимоотношений друг с другом и прочих жизненных ситуаций. Но уже в дореволюционной России во многих храмах были люди, которые помогали священнику: принимали по его направлению людей и «разгружали» его от вопросов, не имеющих прямое отношение к духовной жизни человека. Чтобы дела житейские не отнимали у священника время для выполнения его непосредственных обязанностей — молитвенного служения и помощи людям в их духовном совершенствовании.
Поскольку человек трехсоставен (дух, душа, тело), то логично предположить, что человек за помощью в духовных вопросах должен идти к священнику, с душевными немощами — к психологу, а с болезнями тела — к врачам.
Работа психолога связана с такими сложности, как неумение понять друг друга, искаженное представление о «правильности» взаимоотношений, и т.д. Психолог, разбирая с людьми их ситуации, рассматривая возможные варианты, помогает им увидеть проблему со стороны, и обнаружить способы ее коррекции, которые раньше они не видели, и не могли увидеть без такой сторонней помощи.
Бывает и такое, что человек исповедуется в грехах, но мотивов этих грехов не осознаёт. Безусловно, есть люди, приученные занимается самоанализом, но есть и такие, для которых собственное поведение является загадкой. И здесь психолог может направить его к размышлению о себе. Мне помнится один случай. Молодая девушка регулярно по пустякам ссорилась со своим братом, постоянно в этом каялась на исповеди. Как-то раз она обратилась за советом к психологу и получила неожиданное заключение: «Ты привыкла быть старшей сестрой, а значит и выше, вот и считаешь себя в праве его контролировать». С тех пор, поняв причину разногласий, девушка постепенно образумилась. Главная задача православного психолога — обращение человека к своему духовному Я, понимание того, что без Бога, без церковных Таинств со своими немощами он не справится.
Комментарий священника протоиерея Давида Цицкишвили:
— Часто священнослужители не обладают достаточным знанием, например, детской психологии, чтобы оказать профессиональную помощь родителям. Должно быть проведено специальное психологическое исследование, чтобы выяснить, чем обусловлен тот или иной конфликт или расстройство. Когда психолог начинает работать с человеком, чтобы установить его состояние, он предлагает пройти ряд специальных тестов. И это абсолютно не является компетенцией священника. Кроме того, духовник не имеет так много времени, чтобы часами беседовать с каждым прихожанином. Может ли позволить себе священник заниматься этим, когда его ожидают примерно по 30–40 прихожан для исповеди? Вот почему я полагаю, что помощь психолога часто не только нужна, но и необходима, но с одним важным условием: он должен быть человеком воцерковленным.