Публикации

Предтеча Второго Пришествия

  Количество просмотров

В Православной Церкви имя пророка Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь пророка Божия Илии на Руси воздвигнуто много храмов, память этого святого (20 июля/2 августа) празднуется Церковью и народом, как большой праздник.

Почитался Илия славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Аскольде (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, то есть главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году. Княгиня Ольга во имя этого пророка поставила церковь на севере Руси.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии».

Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы, молебны в поле и в церквях, в часовнях (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю.

Родился святой пророк Илия за 900 лет до Рождества Христова, в колене Нефалимовом. Илия переводится с иврита (мой Бог — моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как ангелы беседовали с младенцем, огнем его пеленали и пламенем огненным питали. Живя на пустынной горе Кармил, с малых лет Илия посвятил себя Богу, проводя время в посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов на служение языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель была язычницей и покровительствовала культу идола Ваала и Астарты.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение смелым и грозным обличителем идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю о грозном предвестии, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни росы ни дождя, и прекратится это бедствие только по слову пророка. Ахав не послушался пророка и не раскаялся. Три с половиной года израильский народ страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу — хлеб и мясо.

Когда поток от засухи иссяк, Господь послал пророка Илию в небольшое финикийское селение Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы возвратил его к жизни.

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители царства Израильского и все жрецы Ваала и Астарты. 850 жрецов молились над идольским жертвенником, с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь, но ничего не было. Вечером святой пророк Илия сам соорудил жертвенник из 12 камней, приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Пораженный этим чудом, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Господь есть Бог!». Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Кисон. По молитве святого небо покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя.

Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню. Остановившись под кустом можжевельника стал просить себе у Бога смерти: «Довольно уже Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». Господь утешил святого видением Ангела, который повелел ему идти в дальний путь, укрепил его пищей, — хлебец и кувшин с водою чудесно стояли около него .

40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на горе, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась буря, с грозным вихрем раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронёсся огонь. Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом и не целовали идола. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы помазать на пророческое служение Елисея. Елисей тотчас последовал за ним и стал служить ему.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника . Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог отложил Свой суд над домом его. Во второй раз — к новому царю Охозии, сыну Ахава и Иезавелии. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни, вследствие его нечестивой жизни, и вскоре слово пророка исполнилось.

Приближалось время взятия Илии на небо. Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Дойдя до реки Иордан пророк совершил последнее чудо, вода расступилась в разные стороны после удара плащом по реке, и святой пророк Илия и Елисей перешли на другой берег по сухому дну.

«Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо». Илия был взят на небо живым, оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы и передав пророческий дар вдвое сильней своего.

Согласно Библии, живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа. Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия будут Предтечею Второго Пришествия. Их горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам и соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме пороков и заблуждений.

Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии».

Святой пророк Илия почитается также в иудаизме и в исламе.

Вернуться к списку

Последние добавления