Публикации

Митрополит Феофан: Приезд Патриарха в Казань имел историческое значение

  Количество просмотров

11 августа 2016 года состоялась очередная встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.

Ведущий: Здравствуйте! После небольшого перерыва мы возобновляем встречи с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей!

Ведущий: Рады видеть Вас в студии.

Митрополит Феофан: Взаимно. Я соскучился уже.

Ведущий: Мы тоже, если честно. Для начала я предлагаю вернуться немножко назад, потому что мы с Вами не обсуждали эту тему — приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 20-21 июля это было, я напоминаю для наших зрителей. Сейчас все волнения, я думаю, улеглись и можно трезво, скажем так, проанализировать. Какое значение имело это событие?

Интервью главы Татарстанской митрополии по итогам Первосвятительского визита в Татарстан

Митрополит Феофан: Я неоднократно отвечал на этот вопрос: значение — историческое. Во-первых, состоялась закладка собора. Это добрая воля, с одной стороны, Президента Татарстана Минниханова, это активное участие экс-президента Шаймиева и это Святейший Патриарх. Открывается новая страница в жизни Православия в Татарстане. Патриарх впервые побывал в Татарстане, хотя много раз это намечалось.

Я общался накануне с Патриархом, он очень доволен визитом. И то, что он увидел, совершенно расходится с тем мнением, которое ему, может быть, как-то формировали «до».

Ведущий: Интересно, какое было мнение «до» и что увидел Патриарх?

Митрополит Феофан: Вы знаете, трудно было. Патриарх увидел, во-первых, по-настоящему доброе взаимоотношение духовной власти и светской власти. Патриарх увидел, что здесь есть большой потенциал быть примером межконфессиональных и межнациональных взаимоотношений в нашем государстве.

Ведущий: Это удивило Патриарха? Он не ожидал?

Митрополит Феофан: Не то, что его удивило, но его порадовало, скажем так, что есть такой регион. Да, мы все люди, и где-то что-то может быть не так. Но мы в диалоге, в добрых взаимоотношениях выстраиваем ту модель, которая может привносить самое главное — мир в души и православных, и мусульман. Мы верим каждый по-своему, но мы живем в добром взаимопонимании. И есть очень большой базис для взаимного сотрудничества, это тоже Патриарх отметил в своей речи.

Святейший Патриарх Кирилл встретился с муфтием Республики Татарстан Камилем Самигуллиным

Общаясь с Президентом, с руководством Татарстана, с руководством страны и с народом Божиим, а также с представителями ислама, в первую очередь, с муфтием, [Патриарх сделал вывод], что Татарстан — это площадка, на примере которой надо учиться другим регионам, как надо жить и выстраивать взаимоотношения.

Ведущий: То есть вот он — главный итог поездки?

Митрополит Феофан: Не только, конечно, мы не можем так сказать, ведь он ехал как Первосвятитель. Пятнадцать тысяч человек были на крестном ходе! С таким вниманием на телевидении, в прессе [отнеслись к тому], кто конкретно участвовал в молитве вместе с Патриархом. Это же тоже главная Патриаршая забота. Обратите внимание, с чего начался визит — с открытия памятника Державину в Каипах, в небольшом селе недалеко от Казани. Ясное дело, что там не будет огромных масс народа. И Святейший Патриарх поехал.

Ведущий: Тем не менее, люди приезжали, стояли...

Митрополит Феофан: Люди приезжали, стояли, ждали. Вдобавок, это первое его публичное действие как председателя Общества русской словесностиоткрытие памятника Державину. А затем остальная программа, в центре которой — Божественная литургия, крестный ход и закладка собора.

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери

Вы знаете, что я много раз участвовал в различных мероприятиях такого рода. Вот открытый фундамент, вот история, вот святыня, признаваемая, почитаемая, любимая не только в России, но и во всём православном мире, вот представители различных религиозных направлений, вот Президент, этнический мусульманин, вместе с Патриархом закладывает камень. Это же говорит очень о многом. Не можем мы сбрасывать со счетов, что в закладке камня участвовал не только полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе, но и председатель Государственной Думы Российской Федерации Сергей Нарышкин. Мало того, участие в торжествах принял начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Ведущий: То есть, это событие государственной важности уже получается?

Митрополит Феофан: Масштабное, скажем так. Благодарен всем — прессе, масс-медиа и Вам, Вашему каналу, как добрым моим друзьям, за освещение визита Святейшего Патриарха. Вы посмотрите: все центральные российские СМИ освещали. Это же не только праздник Православия, но и величие Татарстана, если хотите. Вся Россия смотрела, и не только Россия — телевидение и СМИ сейчас смотрят все — как живут в Татарстане. Это же здорово, это событие не только для православных — для всех жителей Татарстана.

Ведущий: Продолжая эту тему и тему того, что Вы говорили о межнациональном и межконфессиональном согласии. Особое внимание я лично уделил словам Патриарха, что у Республики своя особая роль, своя особая миссия. И если будет здесь гармония, то будет гармония во всей стране.

Митрополит Феофан: Потенциал республики огромный. Роль республики в российской жизни не просто заметна, но всегда на передовых позициях. С другой стороны, этнический состав примерно половина наполовину, да? И вот здесь, в таком большом регионе, согласие межконфессиональное и межэтническое очень важно. На этом согласии мы всей стране можем показать, как надо строить не декларативную модель мира и согласия, а реальную жизнь. И я всегда говорю: приезжайте и поучитесь. Если Вы внимательно слушали речь, то помните слова Патриарха о том, что Татарстан может быть примером построения межконфессионального мира и согласия не только для России, но и в мировом масштабе.

Ведущий: Тем более, учитывая те проблемы, которые есть сейчас.

Митрополит Феофан: Да, учитывая те проблемы, которые существуют в мире сейчас. Поэтому, я думаю, это очень важно.

Митрополит Феофан: пост — пересмотр жизни и внутреннее покаяние

Ведущий: Ну, что же, от праздников, которые уже прошли, к тем, которые еще будут. В воскресенье будем отмечать «медовый Спас» — это, кстати, первый день Успенского поста, — а 19 августа «яблочный Спас». С двумя этими праздниками — а есть в народе еще так называемый «ореховый» — Вы знаете, связано очень много народных традиций, поверий и так далее. Но каково истинное их значение?

Митрополит Феофан: Почему говорят «медовый Спас»? Обычно к этому времени пчелы накопят в сотах мёд и его выкачивают. И освящают мёд в это время.

Ведущий: А про яблочный говорят, что до «яблочного Спаса» яблоки есть нельзя ни в коем случае.

Митрополит Феофан: Всё это относительно. Где-нибудь на юге, что, тоже нельзя яблоки есть? Освящают их раньше, вот и всё. И на здоровье кушают — не выкидывать же ради того, чтобы ждать. Там совсем другие климатические условия...

На Преображение, так называемый «яблочный Спас», мы вспоминаем, как Христос взял трёх Своих учеников, самых приближенных, — Петра, Иакова, Иоанна, и пошёл помолиться на гору Фавор. Он же тогда еще был на земле, ходил вместе с ними. И вот во время молитвы Христос преображается — лицо Его светилось как солнце, одежды были белые как снег, апостолы даже не смогли смотреть на это.

«Преображение — это не физическое или механическое явление, а прежде всего работа над собой»

В чём суть этого праздника? Христос в Своей земной жизни показал, к чему должны стремиться люди. Преображение состояния человека, даже плотское, является как раз и смыслом, и целью жизни. Мы должны жить так, чтобы наша духовная сущность преображалась.

Я Вам скажу другую вещь. Наверное, Вам приходилось встречаться с людьми высокой нравственной жизни. Очень чистые лица у них, смотришь в глаза, а там такая глубина, что начинаешь немножко неуютно себя чувствовать…

Ведущий: И смущаться.

Митрополит Феофан: И смущаться, да. Это преображение и является доказательством бессмертия человеческой души, личности, и воздействия Божественной благодати, веры на изменение духовного через душевное и физическое состояние.

Ведущий: То есть, вот о чём надо думать, а не про яблоки — кушать или не кушать. Владыка, смертному человеку, наверное, сложно этого преображения достичь?

Митрополит Феофан: Есть такие слова в Библии: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16). В этом — смысл жизни. Да, в полной мере достичь этого невозможно, но нужно стремиться к Богу, шаг за шагом очищая свой нравственный мир, от тьмы преображаясь к свету.

Ведущий: То есть, хотя бы находиться в пути, скажем так.

Митрополит Феофан: Конечно, нам надо стремиться. А то, что нам не под силу, Бог Своей благодатью будет восполнять. Нам надо сделать хотя бы шаг. Помните притчу о блудном сыне? Он только надумал к отцу идти, а отец уже и одежду несет, и телёнка заколол, и перстень на руку сыну одел. Так и Бог идёт к человеку: пойди к Нему навстречу и Он многое тебе даст.

Ведущий: Хорошо. В конце месяца Церковь будет вспоминать еще одну дату — Успение Пресвятой Богородицы. Праздником называют, да?

Успение Пресвятой Богородицы

Митрополит Феофан: Успение — праздник. Само ведь слово — не «смерть», а «Успение» Пресвятой Богородицы. Она уснула и перешла из одного мира в другой. И не зря на иконах изображена лежащая как бы на одре смертном Богоматерь, а Её Сын Христос держит Её душу и возносит на небо. И даже физически — когда апостолы пришли на третий день к Богоматери, то Её тела не оказалось во гробе. Преставление, смерть святых отмечается как праздник.

Ведущий: Да какой же это праздник?

Митрополит Феофан: Если исходить с точки зрения человека, далёкого от веры, то смерть — это страх уничтожения, базаровского лопуха на могиле. А с христианской точки зрения апостол Павел говорит: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Душа бессмертна.

Ведущий: Это хорошо, если ты знаешь, каково будет твоё продолжение в будущей жизни, а тут ведь и у верующего человека страх...

Митрополит Феофан: Конечно, есть страх смертный, но это тот страх, который должен оберегать от порочных дел. Вот и всё. А стремиться надо к жизни честной и справедливой.

Ведущий: Возвращаемся к празднику Преображения, получается, в этом же вопросе.

Представители Татарстанской митрополии выступили на межрелигиозной конференции, посвященной тюремному служению

Владыка, другая тема. На неделе состоялась межрелигиозная конференция, посвященная тюремному служению. Это первое серьезное объединение православных и мусульманских служителей в деле помощи тем, кто находится в местах заключения. Обсуждались два вопроса. Во-первых, непосредственно помощь тем, кто находится в колонии, и социальная реабилитация тех, кто уже освободился.

Не раз мы с Вами обсуждали этот вопрос. Но, поскольку дело двигается дальше, как же все-таки можно помочь? Молитвой?

Митрополит Феофан: В первую очередь, мы молимся за «в темницах сущих». Христос говорит: «был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36). То есть, посещая темницу, мы посещаем Самого Христа.

Я бывал в колонии здесь и еще думаю поехать, буду время от времени встречаться [c заключенными]. Главная задача — пробудить интерес к здоровой жизни, помочь осознать, что кончится время заключения и они выйдут на свободу, но какими? Более изощрёнными в тех делах, за которые они попали в тюрьму? Или же осознают, что так жить нельзя и надо жить по-другому?

Меня очень расстроило, когда я посещал колонию, общение с ребятами тридцатилетними. Спрашиваю: «Ты работаешь?» Он говорит: «А зачем мне работать за копейки?» Сам по себе подход иждивенческий, даже в тюрьме. А законы сейчас таковы, что нельзя заставить работать насильственно. Это дело законодателей, но всё-таки человек должен трудиться. Если человек не трудится, он деградирует...

Ведущий: Владыка, извините, перебью. Если будешь заставлять, думаю, большого прока от такой работы не будет.

Состоялась встреча митрополита Феофана с осужденными исправительной колонии №5 Республики Татарстан

Митрополит Феофан: Это вопрос дискуссионный, мы можем посвятить этому отдельную программу. В детстве мне не очень хотелось картошку пропалывать на огороде. А отец говорил: «Надо! Бери тяпку в руки и поли». Потом только начинаешь понимать, как здорово, что он приучал к труду ещё в детстве.

То же самое и здесь. Человек, может быть, привык жить как тунеядец, привык заниматься какими-то нехорошими делами. А в тюрьме — то же самое. Нравственное воспитание подобно обучению больного ходить. Надо приучать к нравственно-здоровому образу жизни.

Ведущий: В таком случае, священник должен быть хорошим психологом.

Митрополит Феофан: Без сомнения. По долгу своего служения священник должен быть психологом. Ведь что такое психология? Это общение непосредственное с человеком. У нас почему-то считают, что психолог нужен тем, кто в беде какой-то, путая психологию и психиатрию.

Священник, конечно, должен быть психологом, но в первую очередь он должен молиться. Слово священника, который не молится, как медь звенящая (1Кор. 13:1), недейственно. Это очень важное сочетание.

Ведущий: К другой злободневной теме. 11 сентября в Татарстане, во всей митрополии будут отмечать День трезвости. По Вашему благословению в храмах идет достаточно активная подготовка к этому празднику. Понятно, что с прихожанами, с людьми верующими, наверное, вопрос не стоит. Но ведь они же должны уговорить, убедить других бросить пить. Можно ли это сделать?

В Казанской епархии пройдут трезвеннические мероприятия

Митрополит Феофан: Понятие «трезвость» у нас почему-то применяют только к алкоголикам, забывая про трезвый образ жизни. Трезвость касается не только алкоголя, нужно во всём быть трезвым. Человек, который в тюрьме сидит и работать не хочет, ведёт нетрезвый образ жизни. Нравственная распущенность — это нетрезвый образ жизни. Трезвение — есть такое выражение в церковном лексиконе — это стояние на страже своей души.

Конечно, алкоголь, к великому сожалению, бич нашего общества… Хотя не меньше нас пьют в других странах, но там это меньше заметно. Конечно же, нужно понять, что дальше так жить нельзя. А у нас любые корпоративы обязательно с большим количеством спиртного, любой праздник. Это и к верующим относится. Часто бывает, что человек верит, а живет не так, как верит.

Ведущий: То есть, с ними тоже нужно работать?

Митрополит Феофан: Обязательно. Верующий — тоже человек и подвержен...

Ведущий: А как это сделать, пока человек сам для себя не поймет, не решит. Тут никакими уговорами…

Митрополит Феофан: Тогда начинаешь на эту тему беседовать, чтобы человек понял, какой вред он наносит. Иногда люди не понимают. Начинают с чего пить? Получить «кайф», как говорят, повысить градус веселья.

Ведущий: Кто-то своё горе хочет утопить.

Митрополит Феофан: Разные причины бывают. И священник должен найти слова, чтобы показать вред этого наркотического водочного воздействия на психику человека, на его здоровье физическое, на его бытие в семье, в обществе. Конец плачевный бывает, как правило, у алкоголиков. Самое же главное — предотвратить. Для тех, кто еще не ступил на этот путь, профилактика очень важна.

Ведущий: Время, к сожалению, наше заканчивается. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Владыка, спасибо большое. Тем для разговоров еще много, так что, надеюсь, увидимся ещё.

Митрополит Феофан: Мы в преддверии юбилея Вашей компании. Я надеюсь, что мы посвятим специально этому юбилею «Тему».

Ведущий: Договорились. Спасибо большое. Благодарим наших телезрителей!

Митрополит Феофан: Спасибо. Храни вас Господь! До свидания! 

Вернуться к списку

Последние добавления