Публикации

Взаимодействие Церкви и государственных систем исполнения наказаний

  Количество просмотров

Доклад председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха на православно-исламкой конференции, посвященной душепопечительству и социальной помощи заключенным в местах лишения свободы

Выступая на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 23 марта 2016 года патриарх Кирилл озвучил основную проблему современного мира — терроризм. Он, в частности, сказал: «Откуда же возникает такой радикализм? Что его питает и какие внешние факторы влияют на возникновение мотивации к террористической деятельности? Нам предстоит очень серьезно осмыслить и с богословской, и с культурологической точек зрения это страшное явление и выявить его онтологические причины. Если терроризм является глобальным явлением, то и ответ должен быть глобальным. Нужно координировать действия. Сегодня об этом много говорят, но, к сожалению, до сих пор не существует полноценной координации действий всех тех, кто призван бороться с терроризмом в глобальном масштабе. Мы должны серьезно поразмыслить об этом. А поскольку размышления в Церкви всегда связаны с молитвой, то это дает надежду на то, что мы сможем понять подлинные причины этого страшного явления и выработать свой ответ на вызовы терроризма».

Представители Татарстанской митрополии выступили на межрелигиозной конференции, посвященной тюремному служению

Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви вызвана тем, что в последнее время в различных странах набирает активность пропаганда религиозного экстремизма. Например, в учреждениях уголовно-исполнительной системы развили активную деятельность проповедники радикального ислама. Этому способствуют психологическая подавленность заключенных, их религиозное невежество и сходство диктаторских постулатов псевдорелигиозного экстремизма с идеологией криминального мира. Кроме того, при переходе в ислам заключенные получают некоторые бытовые выгоды. Также усилилось распространение неоязычества в постсоветских странах, поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года постановил: «Подчеркнуть необходимость более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях с целью опровержения неоязыческих заблуждений». При этом Священный Синод подчеркнул, что данную работу необходимо вести и с лицами, находящимися в местах лишения свободы, поскольку нередки случаи их вступления в ряды экстремистко-террористических сообществ.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Синодальном отделе по тюремному служению учрежден сектор по разработке обучающих программ по противодействию радикальному прозелитизму и вербовке в местах лишения свободы адептов псевдорелигиозного экстремизма и терроризма. Согласно резолюции Святейшего Патриарха Синодальному отделу поручено организовать работу по противодействию процессов вербовки адептов радикального ислама и неоязычества среди заключенных в местах лишения свободы с последующим распространением полученного опыта на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви. Синодальному отделу по тюремному служению также дано поручение разработать совместно с Федеральной службой исполнения наказаний России, Академией права и управления ФСИН России обучающую программу, курсы повышения квалификации по противодействию радикальному прозелитизму и вербовке в местах лишения свободы адептов псевдорелигиозного экстремизма и терроризма для представителей православного духовенства, окормляющих исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы и их помощников — добровольцев из мирян, а также мусульманских имамов.

Представляется целесообразным включить в учебную программу материалы по углубленному изучению псевдорелигиозных деструктивных движений и религиозного экстремизма не только псевдохристианского характера, но и нехристианских религий — иудаизма, ислама и буддизма, которые будут полезны для изучения представителями традиционных религий России в их дальнейшей работе в качестве помощников начальников региональных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Программа курсов повышения квалификации для практикующих тюремных священнослужителей восполнит недостающее обучающее звено уже в существующих образовательных курсах, разработанных в Академии права и управления ФСИН России. В программе будут три обучающих модуля:

  • религиозно-мотивированный экстремизм, его истоки и современное проявление;
  • воспитательно-социальная и психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях;
  • особенности противодействия религиозному и иному экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Нужно отметить, что данное направление имеет прежде всего миссионерский характер. Его цель — ограждение заключенных, утративших веру, но не утративших своих православных исторических корней по культурной принадлежности от радикального прозелитизма, осуществляемого представителями нетрадиционных для России течений ислама, неоязычества и других деструктивных и псевдорелигиозных учений с целью последующего противодействия вербовке лиц, находящихся в местах лишения свободы в ряды адептов террористических и экстремистских псевдорелигиозных движений.

Следует отметить, что экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и действиям, отражение пороков человечества. Сегодня базу экстремизма составляет, прежде всего, молодежь в возрасте от 15 до 30 лет как наиболее незащищенная часть общества, подверженная эмоциональной возбудимости и различным крайностям, а также маргинальные слои населения, представители националистических и нетрадиционных религиозных движений. На мой взгляд, корректнее употреблять термин не «религиозный экстремизм», а «псевдорелигиозный экстремизм». Этот вид экстремизма может проявиться как в насильственном насаждении в обществе определенных религиозных ценностей или в нетерпимости к представителям других религиозных объединений и конфессий, так и в деятельности различных сектантских и культовых групп. Существуют различные виды экстремизма: христианский, исламский, иудейский, антихристианский, антиисламский и так далее.

Сектантским экстремизмом называют деятельность получивших распространение деструктивных тоталитарных псевдорелигиозных организаций. В основе такой классификации стоит экстремистская деятельность приверженцев крайне радикальных религиозных мировоззренческих течений. При этом псевдорелигиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом, поэтому проявления экстремизма в виде политического, религиозного и националистического движений в современном мире представляют собой единое целое. Субъекты псевдорелигиозного экстремизма — сторонники крайних взглядов и действий в сфере религии, используя стремление людей к обретению духовности на основе религиозного невежества в обществе посредством откровенной демагогии расширяют сеть своих адептов, делают их средством экономической наживы, политического и общественного манипулирования, посредством которого в последующем могут организовываться беспорядки, акты гражданского неповиновения для дестабилизации, а затем разрушения существующих общественных и государственных структур.

Организация противодействия псевдорелигиозному экстремизму в местах лишения свободы, направленность реформирования уголовно-исполнительной системы на строгое соответствие международным стандартам, ориентация на духовно-нравственные и воспитательно-педагогические элементы в исправительном воздействии, увеличение количества осужденных, нуждающихся в духовно-пастырском окормлении со стороны представителей религиозных организаций, свидетельствуют о том, что вопросы религиозного воздействия на осужденных в современных условиях приобретают особую социально-правовую ценность. Они должны рассматриваться в качестве приоритетной составляющей единого процесса ресоциализации осужденных, обеспечиваться со стороны политической власти и приобретать более устойчивый и системный характер. И если совсем недавно в постсоветских странах деятельность религиозных организаций по духовно-нравственному просвещению осужденных в местах лишения свободы вызывала определенное недоверие и скептицизм, то сегодня пенитенциарно-религиозные отношения вышли на новый, совершенно другой уровень.

«Деятельное служение духовенства в местах лишения свободы обращает многих заключенных к Богу»

Русская Православная Церковь сегодня занимает лидирующую позицию в тюремном служении в постсоветских странах. В тюрьмах этих государств вместе с ней трудятся представители других традиционных религиозных объединений и конфессий. Находясь в уголовно-исполнительной системе, священнослужители должны возрождать в душе заключенных религиозное чувство, через которое возможно обратить человека к общечеловеческим морально-нравственным ценностям, которые проповедуют традиционные мировые религии. Деятельность религиозных объединений, осуществляющих духовное кормление, религиозное образование и духовно-нравственное просвещение осужденных в местах лишения свободы следует рассматривать не только как процесс, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных, но и как неотъемлемую составляющую механизма их исправления, в более широком смысле — процесса их ресоциализации.

Также необходимо говорить сегодня о противодействии радикальному прозелитизму в тюрьмах. Данный вид прозелитизма предполагает целенаправленное усилие по обращению людей, находящихся в бедственном положении, радикальные формы псевдорелигиозных убеждений. Для этого могут быть использованы не только медицинская и гуманитарная помощь, но и психологическое воздействие с целью превратить человека в своего адепта и породить в нем пренебрежительное отношение в своему вероисповеданию, например, Православию. Некоторые осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, становятся адептами радикального ислама потому, что видят в его диктаторских постулатах сходство с идеологией криминального мира. По мнению ряда экспертов, осужденный, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию радикального ислама, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 и более человек. Мусульманский теолог-традиционалист Фарид Салман говорит: «Сел один ваххабит, а на свободу выходят уже десять». При этом нередки случаи перехода в радикальный ислам лиц, ранее никогда не соприкасавшихся с ним.

Создавая условия для реализации осужденными, исповедующими ислам, своих прав на свободу совести и свободу вероисповедания, прежде всего преследуется цель направить людей, преступивших закон, в лоно традиционной религии, помочь им переосмыслить содеянное и кардинально изменить жизненные ориентиры. И сегодня эта цель реализуется в тесном взаимодействии с представителями традиционного ислама. Представители мусульманского духовенства привлекаются к проведению проверок по фактам нарушения прав осужденных-мусульман на свободу совести и свободу вероисповедания. Кроме того, особое место в рамках сотрудничества органов системы исправления и наказания с религиозными обвинениями занимает работа священнослужителей не только с осужденными, но и с сотрудниками исправительных учреждений. Религиозные объединения — это реальная сила, способная устранить антагонизм между администрацией исправительных учреждений и содержащимися в них осужденными.

Во вступительном слове перед участниками заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные — это наша паства, это не изгои. Они ведь от Церкви не отлучены, они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений. Но от Церкви их никто не отлучал, это наша паства. И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей. Тюремный срок — это испытание для человеческой личности. Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в тоже время и очень большой шанс, данный Богом. Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни. Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви. Это отвечает самой природе Церкви. Забота о спасении грешников — вот, что в центре церковного служения. А тюрьма объединяет людей прежде всего по одному общему признаку — все они согрешили, совершили прегрешения, в том числе, имеющие характер правонарушения здесь, в земной жизни. И здесь, в земной жизни они несут наказание за это правонарушение, за свой грех, который в категориях светского законодательства расценивается как преступление, то есть нарушение норм общественного бытия».

Вернуться к списку

Последние добавления