Сильно разрушенное, но даже в таком состоянии величественное здание храма в честь Архистратига Божия Михаила в селе Танайка Елабужского района, стоит на взгорье, откуда открывается вид на село, так уютно устроившееся по обоим берегам одноименной реки. Чтобы душой прочувствовать особую атмосферу, лучше всего подняться к храму пешком, по тропинке. Несколько крутых ступенек приведут внутрь, в святая святых — алтарную часть. Чтобы встать к алтарю лицом, нужно пройти насквозь, осторожно огибая горнее место. Здесь лежит большой камень, на котором когда-то стоял престол, а сейчас кто-то оставил несколько цветов. Танаевский приход, к слову, самый старый в Елабужском районе.
В этих местах знают историю возникновения на высоком берегу реки Кама древнего монастыря. Как форпост, монастырь поставили по повелению царя Иоанна IV (Грозного). Первые насельники-монахи пришли сюда вместе со старцем Ионой (Зеленым). Осмотрев близлежащую местность, старец Иона направил царю челобитную с просьбой отписать монастырю плодородные земли на реке Танайка. Получив царскую грамоту, монахи и несколько казаков из войска атамана Ермака, — он по дороге в Сибирь побывал в монастыре и оставил здесь трудников, — перенесли деревянную Михайло-Архангельскую церковь на холм, с которого вся округа видна как на ладони. Так началась история села.
Рядом с храмом монастырское кладбище. Следов захоронений не видно, но где-то здесь под землей покоятся останки и монахов и самого Ионы Зеленого.
Обветшавшую со временем деревянную церковь в XIX веке снесли и на ее месте построили каменный храм с тремя приделами. Внутренняя территория храма и сегодня выглядит внушительно, не поддавшись неумолимому времени и человеческому небрежению. Почти прежней осталась высота толстых кирпичных стен, и хотя храм лишен крыши и колокольни, в овальных оконных проемах сохранились фигурные решетки.
Полное, более или менее достоверное изображение храма, построенного в 1806 году, закрытого в 1930-м и сгоревшего в «перестроечные» 1990-е, сегодня можно увидеть только в одном месте — в местной библиотеке. Это фото сделано в советские годы — время, когда культовые православные здания повсеместно были «перепрофилированы»: под трамвайные депо, клубы, склады и в лучшем случае — под музеи. Храму в Танайке относительно «повезло» — долгие годы его здание использовали под культурные нужды местного населения. Здесь показывали кино, молодежь танцевала под гармошку и позже — под магнитофонные записи. Работали кружки — хоровой, театральный, другие. Подростки, которых не пускали на вечерний сеанс, тайком забирались на балконы, служившие когда-то клиросом, чтобы посмотреть «взрослый» фильм…
Там, где был ледник для хранения продуктов, устроили сцену и оркестровую яму, гримерку разместили… на колокольне.
Тема восстановления храма впервые возникла давно. А вот организованные работы начались ровно год назад. В праздник Преображения Господня, инициативная группа жителей села Танайки пришла на субботник по очистке и благоустройству территории храма Архистратига Божия Михаила. Энтузиастов поддержал глава местного поселения Петр Макаров и выходцы из села Танайки. А в начале 2016 года к благотворительному проекту подключился прямой потомок Александра Сергеевича Пушкина — барон Александр фон Гревениц. Он избрал постоянным местом жительства Россию, поселившись с семьей в Казани. Услышав о проекте восстановления храма в Танайке, заинтересовался его историей, одним из первых предложил помощь.
Возглавила сообщество активистов председатель одного из территориальных общественных советов, педагог Татьяна Кельш. Энтузиасты провели несколько субботников, — местное руководство предоставляло транспортную технику, а в начале этого года, на Рождество Христово устроили благотворительный концерт, небольшие средства от которого положили на специальный счет.
Очередной раз активисты, человек пятнадцать, собрались на территории храма в начале нынешнего лета — с собой привезли бензопилу «Дружба», лопаты, мешки для мусора. Вместе со взрослыми пришли их дети и внуки.
Татьяна Кельш рассказала, что за год с небольшим, инициативная группа и ее добровольные помощники проделали заметную, фактически бесценную работу. За четверть века здесь вырос лес, поэтому за расчистку принимались с понятным страхом, но дело пошло — энтузиасты не сомневаются, что им помогает промысл Божий. А уж, какое душевное волнение испытали, когда расчистили алтарь, словами не передать…
— В 1968-1969 годах я работала заведующей этим клубом, — вспоминает жительница Танайки Римма Петровна Тюрикова, — потом уехали с мужем на Север, спустя годы вернулись. Я и предположить не могла, что почти через сорок лет буду собственноручно расчищать территорию храма, и мечтать о том, что когда-нибудь он будет восстановлен!
— А меня здесь в 1967 году принимали в пионеры, — подключается к разговору Мария Андреевна Гаврилова, — я хорошо помню, как горело здание клуба — мы в это время работали на ферме и видели, как в этой стороне полыхнул огонь. Сказали, что это было обычное возгорание, по чьей-то небрежности. Мы, молодежь, когда отплясывали в этих стенах, не задумывались, какое это место. Люди не ведали, что творили, а грехи — вот они, возвращаются…
— Вокруг любого храма всегда кипела жизнь, особенно в селах он становился притяжением духовных сил, — говорит другой участник субботника, Федор Федорович Козелецкий, — восстанавливать их необходимо, даже не из одних только религиозных побуждений. Село наше — одно из самых больших. Вот этот храм — это же целая история Танайки. По тому, как мы будем бережно относиться к своему прошлому, точно также будут относиться к своему настоящему наши дети. Ведь мы хотим, чтобы они росли патриотами своей и большой и малой родины?
— Я от мамы еще в детстве много слышал о здешнем монастыре, и мне тоже хочется, чтобы в Танайке снова появился храм. Я даже представляю, каким он будет красивым, — говорит, услышав, студент Айрат Бадретдинов, одновременно ловко корчуя бензопилой старый пень.
Пока участники субботника собирали мешки с мусором, Татьяна Владимировна Кириш подвела итоги трудового дня.
— Когда мы восстанавливаем храм, мы почти физически становимся в один ряд с теми, кто его создавал. И это — соприкосновение со своим народом и историей, — веско говорит она. — Сохранение этих храмов — в прямом смысле сохранение русской земли. О нашем проекте знают многие люди, откликаются, помогают. Огромная благодарность главе поселения Петру Макарову, за его неравнодушное отношение. Нашим благотворителям — архитекторам, которые бесплатно сделали описание фундамента, и все удивлялись толщине стен. Но теперь нам необходимо выходить на новый уровень: составить проектную смету, утвердить официальный план реконструкции. Это уже совсем другие деньги. Но вы знаете, хотя вопрос финансирования и очень важный, но он не главный, в чем мы тут убедились — главное — это объединение людей внутри прихода, создание общины. Я не сомневаюсь, что в восстановленном храме будет много прихожан. И нам бы очень хотелось быть уверенными, что наши труды пойдут на благо и Церкви, и людей!