Публикации

Митрополит Феофан: Педагог должен не только учить детей, но и воспитывать в них нравственность своим личным примером

  Количество просмотров

2 сентября 2016 года гостем программы «Главные новости» на региональном телеканале «Эфир-24» стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Беседовала с главой Татарстанской митрополии ведущая Ирина Субеева.

Ведущая: Какую роль играет школа в нравственном воспитании детей и как в семье должны поддерживать стремление к знаниям?

Это «Главные новости», с вами Ирина Субеева. Сегодня на мои вопросы отвечает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Здравствуйте!

Митрополит Феофан: Добрый день!

Ведущая: 1 сентября, наверное, праздник для всех нас очень волнительный и трогательный. Лично для Вас этот праздник что означает?

Митрополит Феофан: Для меня это праздник возвращения в детство, потому что всегда вспоминаешь, как пошёл ты в первый класс, как пробегали школьные годы. Но для меня это праздник и как для педагога, ведь я ректор Казанской семинарии.

Праздник этот в некоторой степени с напряженным чувством — думаю, что у первоклассников особенно. С одной стороны, «прощай, детский сад», в первом классе с детством прощаешься. С другой стороны, в школу идут с большими надеждами, очевидно, и с устремленностью: скорей бы одиннадцатый класс. Много различных аспектов.

Ведущая: Крылатое выражение «знание — сила» насколько актуально сегодня? Какую сегодня окраску приобретает?

Митрополит Феофан: Знания — сила, конечно. Но, вспомните, что во времена Советского Союза распространилась эта крылатая фраза. А раньше знания просто были неким кладезем, жизненным багажом каждого человека. Если эта сила знания для того, чтобы стать дубиной — оно опасно. Но если эти знания, приобретенные в школе, в вузе способствуют созиданию, развитию и общества, и личности — это очень хорошо.

Где-то журналисты задали мне вопрос, как сочетаются знание и вера. Только невежда может отрицать значение знания. Знания и вера — это не противоположности, они должны находиться в гармонии…

Ведущая: 1 сентября в Казани за парты впервые сели почти 14 тысяч первоклашек. На Ваш взгляд, какая роль отводится семье в подготовке ребёнка к школе?

Митрополит Феофан: Думаю, что роль большая отводится. Но самая главная подготовка не в приобретении школьной формы, красивой одежды, экипировки, ранца и всего прочего. Готовя ребенка к школе, в семье в первую очередь нужно разъяснить ему, что его жизнь становится не такой, как раньше, что это первая ступенька во взрослую жизнь. Ребенку иногда бывает трудно адаптироваться в первые дни и, может быть, даже месяцы. Надо готовить ребенка к этому, ведь предстоят и нагрузки повышенные, и оторванность от привычной среды, от семьи. Будет много неизвестного, с чем он встретится — это и опасности, которые могут ожидать первоклашку, к сожалению, в наших школах. Если в детском саду дети в какой-то степени были едины, хотя бы в плане возраста, то в школе они сталкиваются с совершенно другими личностями, начиная с одноклассников и старше. И на родителях лежит ответственность готовить детей к этому. Как-то на это мало обращают внимания и бывает, что ребенок попадает в не очень хорошую ситуацию. Поэтому подготовка должна быть разноплановой.

Ведущая: Главное, наверное, не перегнуть палку, соблюсти некую золотую середину...

Митрополит Феофан: Конечно же, во всем должна быть разумность и знание меры.

Ведущая: Как Вы считаете, родители должны делать уроки вместе со своим ребенком?

Митрополит Феофан: Думаю, что должны. Настолько обширная программа сейчас, что ребёнок не в состоянии бывает часто впитать, понять и переварить всю ту информацию, которая даётся в школе. И нередко бывает, что ребёнок начинает теряться. У него появляется, с одной стороны, некоторый испуг, с другой — отвращение может появиться к школе, к урокам. Поэтому родители очень тактично, терпеливо должны взять на себя труд, в том числе, и учителя.

Ведущая: То есть, они должны увидеть этот момент и постараться его предотвратить?

Митрополит Феофан: Обязательно. Придёт ребенок из школы — с ним нужно побеседовать: «Как у тебя дела? Что у вас спрашивали, расскажи мне. А домой что-нибудь задали? Ты понимаешь, о чём говорила учительница?» Ребёнок больше откроется родителям, это очень важно.

Ведущая: А что ещё должны делать родители вместе с детьми?

Митрополит Феофан: Задача родителей — не только произвести на свет, но и воспитывать. Образование — это, с христианской точки зрения, создание образа Божьего в человеке. Воспитывать его нравственно, воспитывать своим примером, воспитывать и развивать интеллектуально. Очень важно показывать, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, нужно помнить родителям: самый лучший воспитатель и самая лучшая метода — личный пример.

Ведущая: Примерно к этому и призывают учителя. Они говорят, что родители занимаются воспитанием своих детей и делают упор на то, что в школах, в первую очередь, всё-таки дают знания. Как Вы считаете?

Митрополит Феофан: Совершенно не согласен! Именно последние 25 лет в России прививали эту идею: в школе дают сумму знаний, всё остальное — это не наше. Никогда так не было в российской школе — ни до революции 1917 года, ни во времена Советского Союза. А почему-то после 1991 года решили вдруг некие новые стандарты ввести.

Радует, что сейчас в обществе, в педагогической среде возникает дискуссия об этом. Педагог — это не только учитель, который даёт знания. На первом месте, пожалуй, — внутреннее образование и нравственное тоже, своим личным примером. Не знаю, как Вы, а когда мы учились, мы даже думали, что учитель никаких потребностей физиологических не имеет, что это человек, который ближе к небожителям.

Ведущая: Да, в деревне очень уважали учителя, мне папа рассказывал.

Митрополит Феофан: Такое отношение было к учителям. Вообще, учитель — это ни в коем случае не только и не столько профессия, им должно быть по призванию. Учитель должен быть всем и вся: и знания давать ученикам, и нравственный пример, этический, эстетический… Всё должно сочетаться в учителе.

Курс «Основы православной культуры» и его воспитательное значение

Ведущая: О новостях последних дней. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, проводивший экспертизу проекта примерной основной образовательной программы по курсу «Основы православной культуры», рассказал журналистам, что предмет ОПК в российских школах введен не будет. Как Вы это оцениваете?

Митрополит Феофан: Внесу коррективы. Речь идет не только об «Основах православной культуры», а об «Основах традиционных религиозных культур», то есть преподавании основ Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Не надо всё время только на Православие…

Ведущая: Это то, что в лентах новостных.

Митрополит Феофан: И новостные ленты ошибаются. Во-вторых, много берет на себя Реморенко. Не в его только полномочиях сделать такое заключение и поставить точку. В-третьих, «Основы традиционных религиозных знаний» введены уже в четвёртом классе. Речь шла о сквозном преподавании. Поэтому давайте не будем торопиться и посоветуем ректорам, даже Московского педагогического вуза, не делать поспешные заключения. Поживем — увидим.

Начало учебного года в Казанской духовной семинарии отметили праздничным богослужением

Ведущая: 1 сентября Вы, владыка, совершили Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского Казанской духовной семинарии. Как там начался новый учебный год?

Слово митрополита Феофана на начало учебного года после Литургии в домовом храме Казанской духовной семинарии

Митрополит Феофан: Это духовная семинария, мы готовим пастырей, и начали с того, с чего должны начать — с обращения к Богу, с совершения Литургии. Все преподаватели, которые имеют священный сан, служили вместе со мной. Студенты пели или помогали за богослужением, а профессорско-преподавательский состав — молился. После молитвы на начало нового учебного года я окропил святой водой всех без исключения — и учащих, и учащихся. Какое-то обращение было моё к профессорско-преподавательскому составу и к учащимся.

В дороге [на эту службу] я слушал передачу Владимира Соловьева на «Вести ФМ». Он сообщил, что проводились исследования в разных частях света ведущими университетами. Что-то не то в мире происходит: уровень насилия возрастает в самых развитых странах, противоречия социального и иного характера — то, что мы видим в Сирии. А затем эта волна перебрасывается в просвещенный старый мир западный. И там приводились примеры. По словам ведущего, одни ученые говорят даже о биологическом влиянии, что воздух не тот и экология не та, потому человечество и «взбунтовалось»...

И я подумал: стоп, что-то неправильно. Никто не заговорил, что нарушен баланс между небом и землёй… Солнечная система движется по строго заданному маршруту. Но Бог дал не только физические законы, но и нравственные, которые человечество нарушает, к великому сожалению. Сам человек наносит себе вред… Если мы постоянно будем ходить на красный свет, нас когда-нибудь собьёт машина. Когда человечество нарушает нормы, которые даны Богом через природные явления, через физиологию человеческую, это приводит к тому, к чему мы приходим. Это очень важный аспект.

Так вот, я на этих размышлениях построил своё обращение к учащим и к учащимся. В семинарии очень важны знания: языки, философия, история, литература, богословие — всё важно очень. Но не надо забывать, к чему готовится семинарист, будущий пастырь. Его главная задача — понять, как донести до людей этот баланс между Богом и человеком, между небом и землёй. Это очень важный вопрос.

Беслан. Митрополит Феофан

Ведущая: Вот уже 12 лет в России мы вспоминаем события, которые произошли в Беслане 1 сентября. Так получилось, что Вы, владыка, в это время являлись епископом Ставропольской и Владикавказской епархии. И получилось так, что Вы принимали участие в тех страшных событиях. Как Вы изменились после 1 сентября 2004 года?

Митрополит Феофан: Я на эту тему очень много говорил, и, кстати, это имеет отношение к тому, о чём я говорил выше сейчас.

Ведущая: Да! В продолжение нашего с Вами разговора о злых поступках.

Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане

Митрополит Феофан: В продолжение буквально, потому что вот, к чему приводит ложное понимание религиозных ценностей. В чём опасность террористов? Даже бандиты всё равно боятся тюрьмы, боятся смерти, боятся наказания. Террорист не боится смерти, потому что у него ложное понимание ценностей религиозных. Он готов умирать, потому что считает, что войдёт в рай.

И я никогда, конечно же, не забуду — я всегда об этом говорил и говорю — что моя жизнь разделилась на «до Беслана» и «после Беслана».

Ведущая: А как Вы оказались в той школе? Как так получилось?

Митрополит Феофан: 1 сентября празднуется День Республики Кабардино-Балкария. Мы закладывали камень вновь строящегося собора в Нальчике. Президентом Кабардино-Балкарии был тогда очень хороший человек Валерий Мухамедович Коков. Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе — Владимир Анатольевич Яковлев. Губернаторы, такая элита — все были там. И вдруг вот это сообщение. Не задумываясь, я сказал, что поеду. Полпреду и другим надо было согласовывать: ехать или не ехать. Мне не надо было согласовывать, я сел в автомобиль и поехал.

Когда я подъезжал — мою машину пропустили, потому что знали её — я увидел нечто страшное. Огромные толпы бежали к этой школе под стон и плач, кто с берданкой, кто с автоматом, кто с ППШ. Военные, техника, неразбериха... Я был там буквально, может быть, минут через 40. Естественно, я сразу пошёл в штаб… На протяжении 52-х часов я каждые два часа — это не самопиар, это то, что было — выходил к народу, чтобы не случилось кровавого месива. Хотя крови много пролилось, особенно детской. И я ходил, успокаивал огромное количество людей, каждые два часа.

Но затем случилось то, что случилось: взрывы, а перед этим — расстрел практически всех мужчин, выбрасывание их через окно. И я уже, ни на кого не глядя, сразу же бросился в школу. То, что я увидел, не надо больше никому видеть! Это горящие, истерзанные тела, это ад стрельбы со всех сторон — вот, что там было. Я тоже начал выносить детей из школы.

Иногда спрашивают, боялся ли я. Никакого страха не было, задача была у всех общая: спасти всех, кого ещё можно спасти. Но это был ад!

Я часто говорю: опомнитесь! Мать, близкие, посмотрите: если твой сын или кто-то из близких начинает уклоняться в какие-то непонятные сообщества, которые могут привести его к террористам, — умоли, запрети, сделай всё, чтобы этого не случилось. Потому что в противном случае — беда.

После в Беслане было такое страшное явление как похороны. Я часто об этом говорю: было такое впечатление, что хоронили саму жизнь. Десятки тысяч людей, плач, стоны от бессилия, что с негодяями ничего не могли сделать, чтобы спасти, в первую очередь, детей. Вот так это было.

Ведущая: На Ваш взгляд, какие-то выводы были сделаны? Правильные выводы удалось сделать после этой трагедии в нашем обществе? Оно как-то поменялось?

Митрополит Феофан: Тяжелый вопрос. Конечно же, выводы должны были сделать, и сделали и власть имущие, и те, кто обязан в первую очередь предотвращать [теракты]. Но выводы должны сделать и религиозные деятели, и общественность в целом.

Опять вернемся к вопросу о преподавании «Основ традиционных религиозных ценностей». Надо или не надо, и если надо, то зачем этот предмет? Вот это «не надо», вот это невежество религиозное привело к такой страшной трагедии. Ведь они [террористы] на религиозной основе совершали это ужаснейшее злодеяние! Мы же хотим, чтобы не в подвалах или на каких-то тайных сборищах люди учились религиозным ценностям, а открыто, при всём народе, чтобы люди знали, чтобы эту наживку псевдорелигиозную не распространяли. Это тоже ответ.

И обществу надо задумываться: а что же мы? Почему возможным это стало? Ведь этих террористов рожали матери, у них были братья, сестры, но они пошли на такое жуткое преступление. Где, в какой момент дорожка из прямой сделалась такой зигзагообразной, приведшей к искривлению в сердце, в душе?

Выводы, я думаю, общество делало и делает, но их недостаточно. Мы видим, что происходит в Сирии. К великому сожалению, из нашей страны, из России, идут туда [в ДАИШ] добровольцы. Поэтому над этой темой мы должны работать, работать и работать и не делиться на наших и не наших, на верующих и неверующих. Это общая задача и властей, и религиозных деятелей, и общественности — в том числе, когда мы говорим о законах.

Ведущая: Владыка, 1 сентября — это немножко еще и грустный день, потому что позади лето и впереди длинные, холодные дни. Посоветуйте, как сохранить тепло в душе в такую погоду?

Митрополит Феофан: Тепло в душе как сохранять? А всё очень просто. Всегда надо помнить, что у природы нет плохой погоды — это первое. А во-вторых, не будет холода в душе, когда будешь тепло относиться к другим. Твоё тепло даст хороший импульс тому, к кому ты обращаешься. Согрей своим добрым словом, добрым делом своего собеседника, друга, сына, дочку. И так всем будет комфортно.

Ведущая: Спасибо огромное, что нашли время и приняли участие в нашей программе. У нас в гостях был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Это «Главные новости», с вами была Ирина Субеева. Всего доброго, до свиданья!

Вернуться к списку