Военная выправка, гимнастерки и кителя ладно сидят на статных фигурах, лампасы горят красным частоколом на темно-синих брючинах, на головах — фуражки и папахи. Эпоха демократичных джинсов, стареющих инфантов и свободных нравов грозит похоронить в современном мире образ настоящей мужественности. «Ах, эполеты-эполеты, серебром расшиты вензеля!» — вздыхали барышни российской империи, провожая взглядом строй бравых кавалеристов. Исчезла дореволюционная Россия, а вместе с ней и традиция деления общества на сословия, из которых военное занимало значимое и внушительное место. Его осколки сейчас сохраняются в возрождающемся этносоциальном культурном слое, именуемом казачеством.
Объединения казаков можно встретить не только в крупных, но и в малых городах Российской Федерации. И не только на ее южных окраинах, но и у нас, в Татарстане — республике с исторически сложившимся мусульманским компонентом. Вот и в Нижнекамске, в третьем по количеству жителей городов республики, 11 сентября собрались атаманы и казаки со всего Татарстана: из Набережных Челнов, Мензелинска, Чистополя, Черемшана, Бугульмы, Алексеевского и Болгар. Официальным поводом встречи стало долгожданное событие — образование на территории республики структуры, закрепившей статус многообразных казачьих обществ, ассоциаций и объединений. Им стал Татарстанский отдел Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества (ТО СОКО ВВКО).
Знаково то, что первое заседание Совета атаманов новообразованного отдела состоялось по инициативе правящих архиереев епархий митрополии Русской Православной Церкви, а сама встреча казаков и духовенства началась с общей молитвы в храме на воскресном богослужении. И если абстрагироваться от официального регламента этого дня, от повестки заседания, подытожив одним предложением суть происходящего 11 сентября, то можно сказать: казачество в Татарстане стало на путь обретения своего духовно-нравственного стрежня — Православия, а церковная община — будущих союзников, защитников и охранителей.
Чтобы атрибуты казачьей форменной одежды — гимнастерки и кителя, фуражки и папахи, галуны и шевроны, портупеи и нагайки — не превратились в элементы карикатурного образа «ряженых», которым часто укоряют современных казаков, они должны вернуть себе доброе имя. И механизм этого возрождения очень точно описал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда выступал на всевозможных съездах казаков и советах по делам казачества разных ведомств.
Приведя ряд ссылок на такие выступления, возьмем на себя ответственность процитировать некоторые фрагменты первосвятительского слова, мудрость, четкость и духовная глубина которого может лечь в основу стратегического понимания нынешних и возможных проблем современного казачества и, что самое главное, путей их решения.
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников 5 декабря 2013 года:
«По моему глубокому убеждению, казачество (…) — это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопониманияказаков. В первую очередь это образ жизни…Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни…
…Если мы соглашаемся с тем, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви.
…Каждый казак с уважением относится к Православию: казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри…
…Но быть православным, значит, не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком, значит, сердцем быть в храме, значит, принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем…
Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин.
Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет.
Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству.
И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви…»