Публикации

Патриарх Кирилл: «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин»

  Количество просмотров

«Ах, эполеты, эполеты…»

Военная выправка, гимнастерки и кителя ладно сидят на статных фигурах, лампасы горят красным частоколом на темно-синих брючинах, на головах — фуражки и папахи. Эпоха демократичных джинсов, стареющих инфантов и свободных нравов грозит похоронить в современном мире образ настоящей мужественности. «Ах, эполеты-эполеты, серебром расшиты вензеля!» — вздыхали барышни российской империи, провожая взглядом строй бравых кавалеристов. Исчезла дореволюционная Россия, а вместе с ней и традиция деления общества на сословия, из которых военное занимало значимое и внушительное место. Его осколки сейчас сохраняются в возрождающемся этносоциальном культурном слое, именуемом казачеством.

Официальный статус

В Свято-Вознесенском архиерейском подворье Набережных Челнов отметили праздник Донской иконы Божией Матери

Объединения казаков можно встретить не только в крупных, но и в малых городах Российской Федерации. И не только на ее южных окраинах, но и у нас, в Татарстане — республике с исторически сложившимся мусульманским компонентом. Вот и в Нижнекамске, в третьем по количеству жителей городов республики, 11 сентября собрались атаманы и казаки со всего Татарстана: из Набережных Челнов, Мензелинска, Чистополя, Черемшана, Бугульмы, Алексеевского и Болгар. Официальным поводом встречи стало долгожданное событие — образование на территории республики структуры, закрепившей статус многообразных казачьих обществ, ассоциаций и объединений. Им стал Татарстанский отдел Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества (ТО СОКО ВВКО).

Союз Церкви и казачества

В Нижнекамске обсудили вопросы взаимодействия Церкви и казачества в Татарстане

Знаково то, что первое заседание Совета атаманов новообразованного отдела состоялось по инициативе правящих архиереев епархий митрополии Русской Православной Церкви, а сама встреча казаков и духовенства началась с общей молитвы в храме на воскресном богослужении. И если абстрагироваться от официального регламента этого дня, от повестки заседания, подытожив одним предложением суть происходящего 11 сентября, то можно сказать: казачество в Татарстане стало на путь обретения своего духовно-нравственного стрежня — Православия, а церковная община — будущих союзников, защитников и охранителей.

Чтобы атрибуты казачьей форменной одежды — гимнастерки и кителя, фуражки и папахи, галуны и шевроны, портупеи и нагайки — не превратились в элементы карикатурного образа «ряженых», которым часто укоряют современных казаков, они должны вернуть себе доброе имя. И механизм этого возрождения очень точно описал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда выступал на всевозможных съездах казаков и советах по делам казачества разных ведомств.

Приведя ряд ссылок на такие выступления, возьмем на себя ответственность процитировать некоторые фрагменты первосвятительского слова, мудрость, четкость и духовная глубина которого может лечь в основу стратегического понимания нынешних и возможных проблем современного казачества и, что самое главное, путей их решения.

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников 5 декабря 2013 года:

«По моему глубокому убеждению, казачество (…) — это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопониманияказаков. В первую очередь это образ жизни…Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни…

…Если мы соглашаемся с тем, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви.

…Каждый казак с уважением относится к Православию: казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри…

…Но быть православным, значит, не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком, значит, сердцем быть в храме, значит, принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем…

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин.

Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет.

Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству.

И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви…»

Вернуться к списку

Последние добавления