Публикации

Священник – благословение народа: о первом кряшенском священнике Василии Тимофееве

  Количество просмотров

Доклад секретаря Ученого совета Казанской православной духовной семинарии, доктора церковной истории протоиерея Алексия Колчерина на Всероссийской научно-практической конференции «Историко-культурное наследие кряшен Волго-Уральского региона. Актуальные вопросы и перспективы изучения».

В 2016 году отмечается 180-летие со дня рождения выдающегося кряшенского просветителя священника Василия Тимофеева. Вспоминается, что пять лет назад широко отмечался его 175-летний юбилей в городе Мамадыше[1] – служением Божественной литургии на церковно-кряшенском языке и научной конференцией, – таким образом, чествование отца Василия Тимофеева становится для нас доброй традицией.

В представленном докладе мы выразим идею того, что через священство на народ снисходит Божие благословение, как снизошло оно на кряшен через первого их священника Василия Тимофеева; а также охарактеризуем, каким именно священником был отец Василий.

Священник – это служитель священного культа; с одной стороны – он предстоит от лица народа перед Богом, а с другой – говорит от лица Бога своему народу. Священника также называют иереем (греч. Ἱερεύς — жрец), или пресвитером (греч. πρεσβυτερος — старейшина), Последнее наименование, – пресвитер, – говорит также о том, что священниками становились наиболее достойные и уважаемые члены общества, известные своей добродетельной и справедливой жизнью. В Ветхом Завете священство было установлено во времена Моисея, когда народу еврейскому был дан Закон и установлено храмовое богослужение. Священниками могли становиться исключительно потомки Аарона из колена Левия, таким образом, священство было закрытым сословием, представители которого из поколения в поколение были духовными предводителями народа. Священники, кроме совершения службы Богу, были также хранителями закона и судьями, а порой становились даже военачальниками и возглавляли борьбу с недругами. Новозаветное священство переняло формы служения ветхозаветного, сохраняя вероучение и совершая Бескровную Жертву – святую Евхаристию.

В Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная историко-культурному наследию кряшен

Василий Тимофеев был человеком весьма любознательным, честным и богобоязненным; в чертах его характера были все предпосылки, чтобы стать священнослужителем. Но, в реалиях Синодальной эпохи, священниками могли становиться лишь дети священников – все они относились к духовному сословию, также кандидаты в священный сан должны были получить духовное образование. Все это обусловило, в некотором смысле, падение авторитета священнического служения, когда священниками становились люди совершенно не подходящие для этого, и, наоборот, самые добродетельные и богобоязненные люди, уяснившие суть Евангелия, а не только его букву, были лишены возможности быть рукоположенными. Думается, что Василий Тимофеев даже и мечтать не мог, что Господь поставит его служителем алтаря Своего, и он будет предстоять перед Престолом Божиим за весь свой народ.

Прежде своего посвящения в священный сан Василий Тимофеев успел потрудиться на поприщах переводческом и педагогическом. Под руководством Николая Ивановича Ильминского начался процесс перевода книг Священного Писания, богослужебных и поучительных книг на кряшенский язык. К этому процессу подошли весьма вдумчиво, основываясь на богатом переводческом опыте Н. И. Ильминского, что потребовало создания кряшенского алфавита, основанного на кириллице. Во время перевода текстов Евангелия, Последования Божественной литургии и многих других книг, Василий Тимофеев, думается, весьма сильно проникся евангельским духом и полюбил церковное богослужение. Переводы были сделаны не механически, а с осознанием важности проводимого дела, с долгим поиском нужных слов и выражений в кряшенском языке: переводилась не «буква» священного текста, а его глубинное «содержание», смысл. Такой опыт, несомненно, позволил Василию Тимофееву приобрести основные знания в области богословия, библеистики, церковной истории, аскетики, литургики и других церковных наук, он, таким образом, окончил свою «духовную академию».

После открытия школы учитель Василий Тимофеев начал прививать своим ученикам любовь к храму и богослужению, сам помогал им приступать к таинствам Исповеди и Причастия, водил по казанским храмам и монастырям, приобщал к христианским святыням. Стало традицией посещение воспитанниками Казанской центральной крещено-татарской школы архиерейского дома в дни Святой Пасхи – владыка с удовольствием слушал, как дети пели на родном языке молитвы и читали стихи. Таким образом, Тимофеев заботился не только об образовании своих воспитанников, но и духовном их возрастании. В своих летних миссионерских поездках по кряшенским деревням, в ходе которых он призывал отдавать детей на обучение, Василий Тимофеев через церковное пение и чтение молитв демонстрировал первые успехи просвещения кряшен. Будучи весьма одаренным от природы миссионером, он сумел вскоре заслужить авторитет среди своих соплеменников и расположить их к осознанному воцерковлению.

Главное дело жизни протоиерея Василия Тимофеева

Первый священник из кряшен Василий Тимофеев был рукоположен в 1867 году. Архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров), весьма много внимания уделявший развитию православной миссии в епархии, всячески поддерживал Тимофеева. Возможность рукоположить Василия Тимофеева, не относившегося в духовному сословию и не получившего духовного образования, появилась лишь вследствие специального разрешения Святейшего Правительствующего Синода. Н. И. Ильминский придавал большое значение условию, чтобы кандидатам во священники иметь истинное, а не показное благочестие, не иметь лицемерия, жить по Евангелию, а не механически заучивать краткий Катехизис; не полезны также чрезмерные аскетические усердия для будущих священников и учителей, поскольку им предстоит трудиться среди простого народа, служить, проповедовать и преподавать. Образ священника и педагога Н. И. Ильминский описал, представляя себе Василия Тимофеева.

В момент рукоположения Василию Тимофееву было 33 года, он состоял в единственном браке, обладал высокими моральными качествами, прилежно посещал храм и приобщался к церковным таинствам – таким образом, он соответствовал всем каноническим правилам и требованиям, специально разработанным Синодом. Иерей Василий Тимофеев регулярно совершал богослужения на кряшенском языке в храме Ярославских чудотворцев, домовом храме в честь святителя Гурия Казанского Казанской центральной крещено-татарской школы, на деревенских приходах.

Отец Василий Тимофеев – священник, учитель, миссионер, переводчик, соратник Н. И. Ильминского. Кроме всего этого, иерей Василий Тимофеев стал предводителем кряшенского народа и его главным молитвенником. Через него снизошло благословение Божие на кряшенский народ в виде сугубой священнической благодати.



[1] Священник Василий Тимофеев родился в 1836 году в деревне Никифорово (Чиябаш), ныне Мамадышского района Республики Татарстан.

 

Вернуться к списку

Последние добавления