Публикации

Сочинение по картине

  Количество просмотров

Рассказ из серии «Раифская классика»

— Отец Владимир, помогите, пожалуйста! — Howk из Детского корпуса протянул мне листок с печатным текстом. — Нам задали сочинение по картине Алексея Корзухина «Воскресный день»... Я вот накатал, но — маловатый объём... Да и взял из интернета, а вдруг и другие найдут то же самое... В общем, хорошо бы текст изменить и заодно добавить хоть на пол-листика...

— Знакомая картина, — заметил я, — а текст менять и не надо. Можно просто его взять в кавычки и обыграть. Ольга Михайловна, можно Howk'у за компьютер тот сесть, а то ручкой карябать — это у нынешних не очень выходит? Ну, садись.

— А что, Вы так сходу и начнёте?

— А чего тут раздумывать? Но сначала перечитаем для сведения Ольги Михайловны сие интернет-творение:

«Тёплый летний день. Воскресенье. Ласковое ясное солнце светит, пригревая собравшееся отдохнуть на лесной полянке семейство. Это обычная русская семья — родители, дети и их няня.

Как хороша природа, какое прекрасное настроение она дарит людям! Отец и мать весело танцуют под бойкую мелодию, которую наигрывает на гармошке кучер. Глядя на родителей, в руках няни смеётся и улыбается малыш.

Остальные члены семьи расположились неподалёку на траве, наслаждаясь беззаботным отдыхом. Старший сын задорно взмахивает рукой, поддерживая родительскую пляску. Рядом — девушка в белых одеждах, заслушавшись музыкой, думает о чём-то своём.

Вот-вот закипит самовар. Девушка в синем платье готовится накрывать на стол — скоро весёлая семья будет обедать и пить чай.

Окружающая природа также наполнена радостью жизни. Художник расцветил лесную полянку удивительными красками, прописав до мелочей каждую деталь композиции.

Словно живые, шелестят на ветру зелёной сочной листвой деревья и кусты, невероятно реалистичная трава полянки так и манит прилечь отдохнуть на свой мягкий изумрудный ковёр, а незатейливые луговые цветочки, кажется, скоро заполнят тонким ароматом всё вокруг, перенеся зрителя туда, в гости к отдыхающему семейству.

Весёлое, живое полотно, от которого веет семейным уютом и теплом, смехом и радостью, ароматами трав и вкусного обеда.

Искренность и непосредственность изображённой здесь семьи подкупает с первого взгляда на картину, пробуждает желание так же, как они, найти свою весёлую полянку, закружиться в беззаботном танце и забыть обо всём хотя бы на несколько минут».

— Мне кажется, — Ольга Михайловна уже нашла картину и вывела на большой монитор, — что старший сын «взмахивает задорно», потому что другая рука занята стаканом и рядом две опорожненные бутылки из-под вина. А к тому же в поднятой руке — папироса, между тем в то время гражданам такого возраста не позволяли курить. Да и девица, которая лежит на его ноге, имеет просто осоловелый вид, скорее всего, из-за тех двух бутылок, и она не «думает о чём-то своём», а всего-навсего лузгает семечки...

— Очень важные детали, — согласился я, — но вдумайся, Howk: почему картина названа именно так?

— Ну... А какое это имеет значение?

— Ладно. Тогда начинай писать:

«Так пишет в интернете безвестный юзер. А мы задумаемся: почему картина названа именно так, а не «Пикник на обочине» или «Семейное гулянье»? Сегодняшний российский зритель над этим не задумывается даже. Но один прозорливый юзер в интернете точно комментирует:

«Это же маёвка! Сперва — «Маёвка», потом — «Арест пропагандиста», а в конце — «Не ждали».

Остаётся напомнить, что Алексей Иванович Корзухин вышел из крепостных крестьян. Более других современников писал картины на церковные темы и к тому же — иконы и настенную роспись для Храма Христа Спасителя и других церквей, да и похоронен в некрополе Александро-Невской Лавры.

Название картины — как приём контрапункта в музыке — всякому верующему бьёт в лоб или по лбу прямым вопросом: «А ты где проводишь воскресный день? Или ты тоже хочешь забыть, Кому ты должен посвятить день воскресения Христова?»

— Но ведь не все же тогда собирались на маёвки, — возразила Ольга Михайловна. — Вот, посмотрите — картина академика Николая Петровича Богданова-Бельского, тоже про воскресенье и тоже как бы снимок из тех лет. Ведь тут прямо документ: изображены реальные жители подмосковного села Татево в имении профессора Рачинского — он в галстуке-бабочке — послушать, что им прочитает семинарист о духовной жизни. И какие разные лица! И какой неподдельный интерес!

— Это — да! А на картине Корзухина перед нами жалкие, опустошённые люди, предавшие Бога и хотящие забыть о Нём в пьяном угаре. Через тридцать лет и три года — «в терновом венце революций грядет семнадцатый год»...

— И всё? — вздохнул Howk.

— Хватит с тебя и с учительницы. Хотя бы «трояк» приимешь за труды. Всё же потрудился прийти за помощью. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...»

 

Вернуться к списку

Последние добавления