18 сентября 2016 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день памяти перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию на архиерейском подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского, в столице Татарстана. За богослужением правящий архиерей обратился к пастве со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас мы слышали притчу, которую Сам Спаситель сказал (Мф. 21:33-42). Жил некий человек, у которого был виноградник. (Для того, чтобы было ясно: виноград являлся символом богатства и достатка в те времена в Палестине, да и сейчас во многих тёплых странах). Очевидно, тот человек был богат и сам не ухаживал за виноградником, но всё обустроил: виноградник насадил и тот начал плодоносить, оградил его, устроил точило, то есть приспособление для приготовления вина. Когда виноград созрел, он посылает кого-то из своих приближенных к тем, кто трудился на винограднике, чтобы взять положенное — виноградом или вином. Но не тут-то было — убит его приближенный. Второго посылает — то же самое. Тогда говорит: «Я сына пошлю — они убоятся тронуть моего сына». Нет, и сына убили…
И спрашивает Спаситель слушающих эту притчу: «Что хозяин сделает со злыми виноградарями?» Конечно, что можно сказать? Злых зло погубит, кара их ждёт. Спаситель дальше подтверждает: «Камень, которым пренебрегли, был положен во главу угла».
О ком и о чём речь в этой притче о злых виноградарях? К кому Христос обращался? Конечно же, к иудеям, к народу Своему. С одной стороны, это притча о Самом Себе, о Христе. Виноградари — это народ Божий, но сколько раз иудеи убивали и изгоняли пророков! Наконец, Господь посылает Сына Своего Иисуса Христа. Да, были те, которые последовали за Ним, но были и те, кто привёл Его на крест. Один предал, другие осудили на распятие.
Это притча о домостроительстве Божьем. Но в Евангелии ничего не говорится только в преходящем плане, слова Евангельского повествования относятся ко всем народам и на все времена. Наверное, мы стоим и возмущаемся: «Что же эти злые виноградари сотворили — одного убили, второго, и сына хозяина убили. Вот мы бы так не поступили». Но вспомните XX век. Революционный вихрь пронесся по православной России, и сегодня мы молимся в храме священномученика митрополита Кирилла. Десятки, сотни тысяч были убиты за веру в винограднике Христовом.
Какие злые виноградари? У нас, в России, которая называлась и называется Святой Русью. Кто убивал? Пришельцы из других стран? Наши деды и прадеды глумились над нашей верой, обещая светлое будущее без Бога.
К чему же мы пришли? В начале XX века Россия была великой державой, с которой считались. Революция — рана в самое сердце, а сердце любого народа — его вера. Совершавшие это злодеяние не о светлом будущем заботились, не о народе нашем, а думали о погибели России. Им надо было уничтожить самое главное — веру: храмы, монастыри, мощи, иконы. Взрывали соборы, сжигали образа, издевались над святыми мощами. И сотни тысяч людей шли на расстрел лишь за то, что верили.
Вопрос веры — вопрос не последний, это вопрос «быть или не быть» для личности, для семьи, для общества и государства в целом. Посмотрите, что творится в мире сегодня. Мы думали, что революций не будет больше, но как мы ошибались! Братская Украина, Ближний Восток объяты огнём и злобой. Нарушены законы взаимоотношений Бога и человека.
Я часто обращаюсь к славянину: брат, сестра! Мы живем бок о бок с людьми, исповедующими иную религию. Я благодарю, что вы пришли, но всё равно нас мало! Где наша молодежь? Где ваши дети? Что с нами станет? За что мы можем уцепиться? Где наш якорь национальный? Без веры что мы имеем? Без веры чем мы отличаемся от других людей: не русские, а некая общая масса. Вера определяет нас и наше национальное самосознание, ибо Россия — православная страна. Другие народы, живущие рядом с нами, исповедуют свою веру и хранят ее, развивают традиции, и вправе это делать. Но и нам надо опомниться.
Наверное, кто-то мне задает вопрос: «Зачем вы нам говорите, ведь мы пришли в храм». Отвечу на ваш вопрос. Спаси Господи, что пришли, но надо подумать и о близких, о том, чтобы мы свидетельствовали о вере нашей везде, не боясь этого. Нужно свидетельствовать и требовать, чтобы вера наша была уважаема. Но для этого в первую очередь надо самим уважать веру наших отцов, и уважать не только мысленно: «Я уважаю!» Что из твоего «уважения», если по жизни ты отрицаешь веру, живя нечестиво, блудно, пьяно, безнравственно. Вера там, где дела, которые ей подобают…
Ходите в храмы, ведите детей, изучайте веру, собирайтесь. Слава Богу, есть этот храм замечательный, где и место есть. Организовывайтесь так, чтобы это был ваш дом, чтобы здесь была и лечебница, и приют, и школа — в духовном плане. И через веру мы начнем идти к великой России, к достоинству, к Богу…
К чему мы идем сейчас? К очень опасной черте подходим. Нравственная распущенность, забвение Бога никогда в истории человечества не приводили к добру. Исчезали великие государства: Рим, Византия, мощнейший Советский Союз — где они сейчас? Вы знаете, что Россия дня сегодняшнего — Россия практически в границах XVII века? Почему? По нашему безбожному бытию, вот почему! Целый век издевались над тем, что созидали наши предки.
И сегодня, если мы хотим, чтобы нас уважали другие народы, носители другой веры, мы должны уважать сами себя, в первую очередь, хранить свою веру, свои традиции, свою историю, свою культуру, свои семьи и нашу Россию. Пусть Господь даст нам разум, даст нам волю и силы, ниспошлет Свою всесильную благодать, чтобы мы вновь встали с колен и пошли к Богу. Бог всегда готов нас встретить объятиями и повести туда, где есть мир и радость, счастье и любовь. Нам — только с Богом. Аминь.