20 октября 2016 года в Казанской духовной семинарии под председательством главы Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна состоялся региональный съезд руководителей миссионерских отделов епархий Русской Православной Церкви, расположенных на территории Приволжского федерального округа. С приветственным словом к участникам обратился митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Хотел бы поблагодарить владыку митрополита Иоанна за его огромный труд и вклад в миссионерское служение как руководителя Синодального отдела на протяжении уже многих лет. Путь возглавляемого им Отдела был путём неизвестным. Да, были миссионерские отделы, миссионерское служение до революции. Но о миссии в широком смысле на протяжении последующих 70 лет в Русской Православной Церкви не могло идти и речи. Поэтому митрополит Иоанн со своими сподвижниками прошел очень большой путь практического осмысления того, каким должен быть миссионер и какими структуры — на уровне Патриархии, митрополий, епархий, приходов. Этот опыт, конечно же, очень важен.
Я просмотрел «Концепцию реализации "Дорожной карты" епархиального миссионерского отдела». Здесь многое в практике перекликается с задачами и целями других отделов: культурной, катехизаторской деятельностью занимается отдел катехизации; много такого, чем занимается отдел молодежи, отдел по культуре. И здесь, я думаю, надо поработать, чтобы была большая конкретика именно в части миссионерского служения. В том же, что проходит и по линии других отделов, должно быть четко скоординированное взаимодействие.
Когда мы говорим, что миссионерский отдел должен заниматься и патриотическим воспитанием, и культурными программами, и межнациональными вопросами, и прочим — так говорят практически обо всех отделах, и этой работой занимается вся Церковь. Важно выработать концепцию, которая бы позволяла конкретизировать деятельность отделов в координации с другими отделами, помогая при этом друг другу. Это очень важный аспект.
Думаю, что миссионерские советы — это неплохо, я поддерживаю это в епархиях. В миссионерский совет можно привлекать не только духовенство, но и светских специалистов. Но, опять же, миссионерские советы не должны быть над епархиальной структурой, а обязаны находиться в системе епархиального управления. Потому что, если мы создадим такой миссионерский совет, а его руководство заявит, что они напрямую подчиняются Синодальному миссионерскому отделу, будут давать указания епархиальному архиерею и духовенству, — это будет не совсем правильно. Епархиальный миссионерский совет — дело хорошее, но он должен быть полностью под контролем епархиального архиерея, координировать с ним свои действия...
Повторю, что идею епархиального миссионерского совета я поддерживаю, но нужно выработать механизм его взаимодействия с епархиальной системой.
Ещё раз прошу обратить внимание, чтобы миссионерская направленность не перехлестывалась со многими другими направлениями деятельности нашей епархии. Надо чётко определять, где и как мы несем ту или иную ответственность и где самостоятельно определяем направление.
Очень важна, когда мы говорим о такой деятельности, этнокультурная и языковая просвещенность миссионеров. По моему опыту служения на Северном Кавказе отмечу, что без знания национальной культуры, национальной системы ценностей, без знания языка очень трудно входить в эту систему взаимоотношений. Поэтому я бы просто рекомендовал, владыка Иоанн, Вам как руководителю внести это в обязанность и, может быть, принимать экзамены. Мы бы оценивали на уровне епархии, а вы — на уровне Патриархии, Синодального миссионерского отдела осведомленность руководителей миссионерских отделов по проблематике того региона, в котором им предстоит нести служение.
Теперь скажу о взаимодействии со СМИ. Здесь надо подумать, насколько мы можем быть интегрированы с нашим информационным отделом и в какой части... Любой отдел нашей Церкви и вообще служение пастырей — миссионерские, это накладывает на нас обязанность. Любой отдел — миссия, мы свидетели Христовы, нашей церковной сущности.
И еще важный вопрос: привлечение светских людей к миссионерской деятельности. Ясно, что здесь свободы без берегов быть не может. Потому что кто-то говорит, что, раз мы светские, мы можем «быть пошире». Но, поскольку они говорят от лица Церкви, обязаны свои высказывания, свою деятельность координировать с уставом, взглядами, канонами и традициями церковными. Мы живем в регионе, в котором представлены преимущественно две религии — Православие и ислам. Нужно понимать, что на нас лежит особенная ответственность.
Владыка Иоанн, я полностью поддерживаю Ваши слова, что мы часто относимся к анализу противодействия сектам формально. Я знаю, в каком городе или в селе действуют секты. Начинаю спрашивать священника: «Расскажи, что там и как у тебя?» А он ничего не знает, потому что этот вопрос является для него очень далёким. К великому сожалению, часто это тормозит наше миссионерское свидетельство. Согласен с Вами, что на епархиальных сайтах и на сайте Миссионерского отдела должна быть полная информация о том, какая картина у нас, особенно же в отношении сект.
Что касается антисектантской деятельности — я ответственно говорю — трудно нам. Но назовите регион, епархию, где всё здорово поставлено и сектанты отступают. Пока в этом плане мы являемся людьми, которые констатируют, сколько у нас сект. Нам не хватает твердой, последовательной и обоснованной позиции. Думаю, владыка Иоанн, мы должны обратить на это внимание. Здесь я с Вами буду солидарен и буду Вам помощником.
Вот такие мысли. В эту дорожную карту мы заложили практически всё и в какой-то степени перехлестнулись с другими отделами… Нам нужно отточить документ так, чтобы он стал как катехизис. Его должен взять не совсем даже готовый к миссионерской деятельности человек, но, изучив внимательно, сказать: «Слушайте, вот как надо работать! Вот она, система! Вот те реперные точки, по которым надо действовать в нашем миссионерском служении»…
Спасибо за внимание.