Публикации

Петербургский список Казанской иконы Божией Матери

  Количество просмотров

Божией милостью, по предстательству Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге был построен собор и освящен в честь Казанской Ее иконы. Величественный храм во все времена имел особое значение для северной столицы и был тесно связан с историй дома Романовых и судьбой России.

Казанская икона Божией Матери является главной святыней кафедрального собора. Северная (Петербургская) Казанская стала одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. В город святого Петра привезли еще при жизни Петра Великого список, принадлежавший царице Параскеве Федоровне. Этот прекрасный древний образ гораздо больше по размерам обретенной в Казани иконы, чудесный лик Царицы Небесной проникает в душу, взирая с нежностью и печалью...

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора, в котором хранилась икона Казанской Божией Матери. 3 июля 1739 года в храме было совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверный государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люксембургским». С этой церковью связано одно из драматических событий русской истории — приход к власти Екатерины II в результате дворцового переворота. Именно здесь 28 июня гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице. Здесь был отслужен благодарственный молебен по случаю победы А.В. Суворова в Турецкой кампании. Здесь состоялось венчание императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской. Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает.

На Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Необходимо было создать на главной улице города православный храм, достойный чтимого образа Покровительницы нового града. Интересно, что церковь Рождества Богородицы остается нетронутой до конца строительства Казанского собора, все годы строительства здесь служат молебны перед Северной Казанской иконой Божией Матери.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма. В нем участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, архитектор Жан Тома де Томон, живописец-декоратор, мастер паркостроения Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской.

14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н. Воронихиным — бывшим крепостным графа Строганова. Это был молодой творческий и очень одаренный человек, только в 1797 году получивший от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи, а в 1800 году — звание архитектора. После долгих творческих поисков Воронихин находит оригинальное решение. Проект его действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме, однако колоннады русского собора по замыслу архитектора органически связаны с массивом собора и включают храмовый комплекс в ансамбль Невского проспекта. У Казанского собора, представлявшего в плане вытянутый крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока, асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания. Начинать строительство пришлось Александру I. Царь отнесся к закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 года император, вдовствующая императрица Мария Феодоровна, великие князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Когда через две недели после этого события император отправился в Москву на коронацию, строительство собора уже шло полным ходом.

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительства. Возведенный за очень короткий срок величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой. Собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 год на том месте Невского проспекта, где изначально находилась скромная церковь Рождества Богородицы. Но именно в этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился кафедральный собор Санкт-Петербурга по повелению императора Павла I именно для этой иконы. По желанию императора очертания храма напоминают собор Святого Петра в Риме.

Масштабы строительства поражали: для возведения собора были задействованы тысячи людей: каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Материал выбирался самый лучший, но исключительно отечественного происхождения. Удивительны и сроки работ: в течение десяти лет возведен этот храм, который стал самым большим в Санкт-Петербурге — высотой 71,5 м, с уникальной колоннадой, высеченной из гранитных монолитов до 30 тонн весом.

Казанский собор сразу же стал восприниматься как уникальный памятник русского зодчества, произведение искусства, созданное руками простых русских мастеров, которые сделали невозможное молитвами к Господу. Собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в европейском стиле. Архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе: храм построен в стиле ампир, в его архитектуре сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурными композициями, авторами которых стали лучшие российские скульпторы: Пименов, Мартос, Демут-Малиновский, Екимов и др. Северные двери собора отлиты из бронзы и являются точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV веке. Рельефные скульптурные работы снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими. Неотъемлемой частью интерьера собора является храмовая живопись. Художники конца XVIII — начала XIX веков К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие — расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы. Прекрасные фрески выполнены в академическом стиле, в манере мастеров эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» кисти к Александро-Невской лавре. Собор стал одним из центров; благотворительности Санкт-Петербурга. Казанский собор — памятник русской воинской славы. В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова, герой был погребен в северо-восточной части храма. Над усыпальницей возведена бронзовая ограда, позднее сверху установлена картина Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». После освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы в собор начали поступать ключи от французских крепостей: 97 ключей было размещено на стенах собора. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Все эти годы настоятелями и священниками Казанского собора становились выдающиеся проповедники, писатели, ученые. Одним из таких духовных пастырей стал священномученик Философ Орнатский. По его инициативе в годы Первой мировой войны храм стал центром организации материальной помощи фронту, здесь был открыт лазарет для раненых. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом. После Февральской и Октябрьской революций духовенство Казанского собора активно призывает верующих прекратить взаимные распри и объединиться против внешнего и внутреннего врагов. И в смутное время настоятель ведет активную проповедническую деятельность.

Одной из его последних благочестивых инициатив стало создание пещерного храма во имя священномученика Гермогена — образца стойкости и веры. В трудные дни мысли настоятеля Казанского собора не случайно обращаются к образу священномученика Патриарха Гермогена, написавшего тропарь «Заступнице Усердная», составившего службу в честь Казанской иконы Божией Матери, сплотившего Русь в Смутное время. Во время своего пребывания в Москве отец Философ посетил пещерный храм во имя Патриарха Гермогена в Чудовом монастыре, где молился митрополит Петроградский Вениамин во время большевистского штурма Кремля, комнату, из которой владыка вышел за несколько минут до начала обстрела.

В храме предполагалось поместить Казанский образ Пресвятой Богородицы и иконы святых, имена которых носили мученически погибшие митрополит Киевский Владимир и петроградские протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров с соответствующими надписями в память об их кончине. Осколок снаряда, от которого чудом спасся митрополит Вениамин, должен был служить лампадой перед иконой Заступницы Усердной.

В августе 1918 года настоятель собора, ныне причисленный к лику святых, был со своими сыновьями расстрелян.

В начале двадцатых годов во время кампании по «изъятию церковных ценностей» погибает и уникальный серебряный иконостас Казанского собора, с 1929 года в храме прекращаются богослужения, а в начале 30-х годов здесь открывается музей атеизма.

4 ноября 1990 года войдет в историю Казанского собора как день его возрождения. В этот день — праздник Казанской иконы Божией Матери — священником Григорием Красноцветовым, клириком Князь-Владимирского собора, после более чем семидесятилетнего перерыва в здании храма была отслужена Божественная литургия. В соборе была создана община, которая начала восстанавливать церковную жизнь и сам храм.

С праздника Рождества Христова, с зимы 1991 года, в храме стала регулярно совершаться Божественная литургия. Однако... заканчивать службу следовало до 10 часов, поскольку к этому времени открывались двери музея, который продолжал работать в стенах собора. Такое странное соседство храма Божьего и музея атеизма продолжалось довольно долго, пока работники музея ждали переезда в новое здание. Впрочем, вскоре терпение служителей храма было вознаграждено сторицей. Промыслом Божиим именно при переезде музея были обретены мощи великих русских святых.

Вот как эти события описаны в книге «Казанский собор. Исторический очерк строительства и церковной жизни»: «В самом конце 90-х годов случилась неожиданная и дивная находка: в одном из помещений был обнаружен прямоугольный предмет приблизительно в рост человека, зашитый в холст. Когда холст вспороли, то под ним увидели деревянный постамент, на котором под марлей и ватой находились мощи. Сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани. На груди лежал медный крест. На руках — священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной из них золотом вышито «Святой отче Серафиме», а на другой — «Моли Бога о нас». Директор музея сообщил о находке Патриарху Алексию. Для обследования мощей Патриарх направил епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения. Так были вторично обретены святые мощи преподобного Серафима Саровского».

11 января 1991 года в центральном нефе собора был отслужен молебен Серафиму Саровскому, перед ракой со святыми его мощами Святейший Патриарх сказал: «То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие, тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь перед нами: преподобный Серафим не только духом, но и останками своими с нами... Духовно радуясь, мы прекрасно понимаем, что промысел Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства...». Милостью Божией вскоре в храме были обретены мощи еще одного святого, глубоко почитавшего при земной жизни Казанский образ Божией Матери — Иоасафа Белгородского. Мощи были сокрыты на чердаке собора и чудом не подверглись уничтожению.

Святейший Патриарх после службы в Казанском соборе над святыми мощами сказал: «Их обретение — еще одна милость Божия, которую Господь подает нам для укрепления в скорбях, которых так много в наше трудное для России время».

29 марта 1998 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский высокопреосвященный Владимир освятил главный престол и все здание собора. С этого времени в соборе стали совершаться все таинства, включая и таинство священства. С 31 декабря 1999 года по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Казанский собор стал кафедральным собором Санкт-Петербургской митрополии, с этого дня все помещения храма официально возвращены Русской Православной Церкви.

«Все в этом мире совершается по воле Божией. За грехи наших предков Господь наказал нас, отступил от земли Русской. Пришла темная сила, разрушая храмы и монастыри, уничтожая верующий народ, уводя его от Бога ложными посулами, создавая ложных богов, отрицая любовь и нравственность, вводя новые чуждые обряды — заменяя жизнь в Боге жизнью во вседозволенности и грехе. В период с 1932 по 1992 год собор был поруган и закрыт. Однако миновало время «вавилонского пленения», вновь открываются храмы, строятся монастыри. По милости Божией и предстательству Заступницы усердной возрождаются храмы духовные в душах людей. В 1998 г. Казанский собор был освящен вновь и ныне стал главным храмом молитвы православного народа Санкт-Петербурга. С большим трудом освобождается собор от вывески «Музей истории религии и атеизма» — атеизм уходит и из душ людей, возвращается уважительное отношение к вере и почитанию Бога. Но пришло время, которого долго ждали верующие люди — вновь звучит молитва под сводами собора. Кончилось царство зла и воссияло солнце добра. Храм возрождается на средства благотворителей, верных чад Русской Православной Церкви. По милости Божией мы вновь имеем возможность ежедневно совершать богослужения и возносить молитвы о здравии и спасении всех православных христиан».

(Из обращения настоятеля Казанского кафедрального собора, протоиерея Павла Красноцветова).

Вернуться к списку

Последние добавления