Сегодня 99 лет назад первым после почти 200 лет отсутствия предстоятеля, был избран патриарх Московский и всея России — Тихон. В 1981 году канонизирован в лике святителей. На Всероссийском Поместном Соборе 1917 года шли жаркие прения о необходимости восстановления патриаршества, но после октябрьских событий, все прения были прекращены и было принято единодушное решение о восстановлении патриаршества.
Тихон стоял в алтаре Успенского собора Кремля 21 ноября 1917 года. На Горнем месте — один. Рядом были митрополиты Владимир и Платон, только что облачившие его в великолепные старинные одежды предшественников. За раскрытыми Царскими вратами волновалось море народа. Все со свечками в руках, как на Пасху.
И все же он был один. А перед ним стоял его крест — такой маленький с виду — на белом клобуке Патриарха. Клобук ждал его головы. Народ внизу ждал чуда — воскресения России, исчезновения большевиков, как дурного сна... Что он может сделать? «Господи, да минет меня чаша сия». Но нет, поздно. Он посмотрел вбок — на восточной стене главного собора России высилось распятие. Руки Христа были оторваны снарядом...
Он станет 11-м Патриархом в истории России и первым после 200-летнего перерыва. Что он чувствовал в этот момент? Может быть, вспоминал детство: старинный, уютный Торопец с дымками, галками на золотых крестах, веселым базарным гомоном, сквозь который он, маленький Вася — сын священника Иоанна Беллавина, бежит в духовное училище. Ученики, шутки ради размахивая перед Василием самодельным кадилом, восклицали: «Вашему Святейшеству многая лета!», а в семинарии его прямо прозвали «патриарх». Петербургская духовная академия, преподавание богословия и французского языка в Псковской семинарии, первые проповеди, и вот — пострижение в монахи под именем Тихона...
Добродушный Тихон, став епископом Люблинским, служил в Холмской земле, смягчая отношения людей многонационального края. Найдя полный хозяйственный беспорядок в одном из привисленских монастырей, возглавляемых графиней-игуменьей, он заявил об этом архиепископу. Игуменья, разгневавшись на молодого епископа, помчалась в Петербург к влиятельным знакомым. Синод, как обычно, решил все «замять» и отправил Тихона подальше — епископом Алеутским и Аляскинским.
Он хорошо помнил тот пароход «Шампань», что доставил его в далеком 1898 году из Гавра в Нью-Йорк, встречу в порту и первую речь, с которой он обратился к американской пастве. Дикие леса, холодные реки. Владыка плывет с туземцами на утлой байдаре в глухие бедные поселения алеутов, несет байдару на плечах через болота, спит на земле, воюет с гнусом. Он был единственным среди спутников, кто ни разу не заболел за время этих путешествий... В больших городах он служит на церковно-славянском и английском, закладывает камни для новых соборов... В 1907-м его переводят обратно в Россию — на Ярославскую кафедру. Православные американцы плачут, прощаясь со своим добрым пастырем...
...Чин интронизации тянется мучительно долго. Свечи в руках людей кажутся Тихону отблеском пламени, приуготовленного России. Он видел, как все это начиналось: яростная злоба и ложь в газетах, всеобщая волна озверения и растления, постепенно затоплявшая Русь... Пророчества отца Иоанна из Кронштадта... Его ведь не слышали во дворцах! Его не хотели слышать и многие архиереи, погрязшие в корысти, — «теплохладные»... Как далеко отстояли от своей паствы иные пастыри, как часто вели себя недостойно! Лазареты войны: искалеченные люди, гной перевязок, а рядом, всего лишь за стеной, подгулявшие сытые купцы на лихачах, высокомерные господа...
Генералы и царедворцы предали царя, Церковь промолчала... А ведь за все это непременно должна была случиться расплата! 17 августа 1917 года в Москве открылся поместный Собор Русской Православной Церкви. Он ставил свей целью восстановить жизнь Русской Церкви на строго канонических началах.
Первым вопросом был вопрос о патриаршестве. Решено было голосованием всех членой Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставитьться воле Божией посредством жребия указать избранника. Кандидаты: архиепископ Хрьковский Антоний (Храповицкий), митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий), митрополит Московский Тихон (Белавин). Перед Владимирской иконой Божией Матери, специально привезенной из Успенского собора Кремля Христа Спасителя, после Божественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, вынул жребий. Его громко прочитал митрополит Киевский Владимир... Могучий бас архидиакона Розова гудел торжеством: «Божественная благодать, немощная врачующи... посаждает на престоле святых первосвятителей российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена...отца нашего Тихона, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея России... «Аксиос! Аксиос! Аксиос!» (греч. Достоин!) — громогласно отвечал хор.
Святитель Тихон возглавил Русскую Церковь накануне тяжелейших в ее истории испытаний, когда церковное служение стало означать неизбежные гонения и мученичество.
В 1917 году впервые в Русской Церкви несколько епархий провели выборы епископов. Многие иерархи и миряне сомневались, что народ в России, охваченной революционным безумием, способен принять верное решение. Однако все епископы, избранные таким образом, оказались достойными священнослужителями. Одним из них был святитель Тихон, ставший митрополитом Московским.
В январе 1918 г. патриарх Тихон и поместный собор обратились к народу с посланием, в котором выражался протест против разгула насилия: «Ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных людей. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы». В ком видел патриарх главных виновников насилия, говорит его послание Совету народных комиссаров от 13 (26) октября 1918 г.: «Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. «А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая» (Лк. 11.51), и «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» (Мф. 26.52)».
Декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (20 января 1918 г.) лишил Церковь всего имущества и права владеть им. Здания и предметы для совершения богослужений лишь «передавались в бесплатное пользование» религиозным организациям с разрешения местных властей и при этом облагались налогом, предусмотренным для частного предпринимательства. Запрещалось преподавание религиозных дисциплин во всех учебных заведениях. Со временем ограничений становилось все больше.
Помимо организованного преследования служители Церкви подвергались «стихийному» насилию при попустительстве или подстрекательстве новых властей: всякого рода «уполномоченные» с комиссарскими мандатами и без них пытали священнослужителей, требуя «отдать народу» имущество Церкви, мучили до смерти, расстреливали без суда, поголовно уничтожали целые монастыри. Несмотря на это, патриарх Тихон принял решение: духовенство не должно ни в какой форме принимать участие в политической борьбе, превратившейся в братоубийство. Поэтому он отказался дать свое благословение не только белому движению в целом, но даже отдельным его представителям, которых лично знал как людей достойных.
В 1921 г. Центральную Россию, особенно Поволжье, охватил страшный голод. В 1922 г. люди умирали сотнями тысяч. Церковь сразу же начала сбор средств для голодающих. Патриарх разослал по приходам письма, благословляя передачу в фонд помощи церковных средств и драгоценностей, исключая утварь, необходимую для совершения таинств.
Но власти решили использовать всенародное бедствие для расправы с Церковью. Ее обвинили в сокрытии ценностей и отказе в помощи голодающим. Начался подлинный грабеж храмов: отбирали все, что представляло хоть какую-то ценность, в том числе и священные сосуды. Тех, кто пытался выступить против произвола, арестовывали, многих расстреливали. В числе казненных оказался один из высших иерархов Русской Церкви — любимый верующими митрополит Петербургский Вениамин. С апреля 1922 по июнь 1923 года под домашний арест был заключен патриарх Тихон.
Воспользовавшись этим, три священника-обновленца объявили себя Высшим церковным управлением. Начался так называемый обновленческий раскол, т. к. его инициаторы заявляли о намерении «обновить» жизнь Церкви, освободить ее от последствий связи с царизмом.
Вначале многие священнослужители и миряне поверили, что обновленцы действительно хотят продолжить дело собора 1917-1918гг. Но среди обновленцев возобладали люди, руководствовавшиеся интересами карьеры. В апреле — мае 1923 г. они созвали свой «собор», на котором приняли резолюции в поддержку советского социалистического строя, в осуждение «контрреволюционеров» из числа духовенства и объявили о лишении патриарха Тихона священнического сана. «Собор» утвердил также ряд нововведений в уставы Церкви, которые вызвали взрыв возмущения среди верующих; многие из этих новшеств вскоре вынуждены были отменить сами обновленцы.
Патриарх Тихон категорически отказался признать решения обновленческого «собора». Но чтобы выйти из заключения и восстановить каноническое управление Церковью, святитель Тихон решил пожертвовать своей славой мученика: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза». И патриарх подписал «покаянное письмо», в котором объявлял, что он не враг советской власти.
После освобождения патриарх подтвердил незаконность притязаний обновленцев. И вчерашние отступники — епископы и священники — потянулись в патриаршую Церковь. Патриарх служил в разных храмах Москвы, и на его службах бывшие раскольники выступали с покаянным словом перед церковным народом.
Ежедневно патриарх Тихон принимал десятки людей со всех концов России, а на его службы стекалось столько верующих, что храмы не вмещали всех.
Напряженная работа, постоянные происки врагов Церкви (было даже совершено покушение на патриарха и убит его келейник, послушник Яков Полозов) подорвали здоровье святителя.
В январе 1925 г. патриарх Тихон тяжело заболел. К весне он, казалось, пошел на поправку, уже выезжал в церкви служить. Но 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения, находясь в больнице, патриарх почувствовал себя хуже. Без четверти двенадцать, узнав, который час, он вздохнул: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Дважды перекрестившись, святитель поднял руку для третьего крестного знамения — и его земной путь завершился. Подозревали, что он был отравлен. Над Русской Церковью опустилась темная и длинная ночь.
Память святителя Тихона Церковь празднует 9 октября. Патриарх Тихон (Белавин) причислен к лику святых в 1989 г.