Публикации

Прочувствовать голгофское событие своим сердцем

  Количество просмотров

Сегодня мы завершаем чтение цикла размышлений о страстях Христовых, опубликованных в «Известиях по Казанской епархии» в 1907 году

Спаситель знал, что Его истинным последователям придется испытывать гонения и бедствия за истину строго христианской жизни, но Он с трогательной лёгкостью убеждает нас не смущаться этим: Он прежде нас подвергся унижению, а Его воскресение и победа над смертью служит залогом и нашей победы над злом и грехом.

Спаситель именно говорил истинно верующим в Него: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32); «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27); «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15, 18); «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. … Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:20, 33). Нужно только с любовью устремиться в след Христа, с любовью исполнять слово Его о любви к Богу и ближним — «пребыть в любви», — и Христос, вместе с Отцом Своим небесным, войдет в наши сердца, дышащие любовью к Нему: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3, 20). И силою пребывающего в нас Христа мы можем победить все препятствия на пути нашего христианского совершенствования; пред силой любви — ничто те козни и преграды, которые устрояются нам сынами диавола, отвергшими Спасителя и ходящими во тьме и грехе. Апостол любви святой Иоанн Богослов так говорит об этом христианам, «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире…, ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 4, 4; 5, 4).

Да, вера Христова воистину есть победа, победившая мир. Она спасла языческий мир от конечной его гибели и растления, она умиротворяет сердца, возвышает достоинство человека, ведет его к истинным и неложным целям, она дает ему чувствовать невыразимую сладость общения с Источником жизни и света — Христом Спасителем, она учит любви к Богу и людям, ко врагам, любви до самоотвержения и смерти. Слаб и немощен человек сам по себе, но во Христе он становится новою тварью, соединяясь с Ним, получает возможность приносить «плод многу». Святой апостол Павел, ощущая в себе присутствие благодати Христовой, мог с дерзновением сказать о себе: «все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). Но такого дерзновения такой высоты духовной силы и мощи человек достигает чрез борьбу с грехом, чрез воспитание воли своей в подвигах доброделания. И первое условие для возрастания в добре, для преуспеяния в жизни христианской есть отречение от своего греховного прошлого, соучастие в страданиях Христовых за истину доброй жизни. И твердо должны мы стоять на пути христианской жизни, ибо эта чистая и святая жизнь куплена дорогою ценою. Истинно христианская жизнь есть непрестанное восхождение от силы в силу, от одной ступени совершенства к другой; истинному христианину должны быть чужды сделки с совестью, остановки на пути своего совершенствования, а тем более падение с достигнутой ступени совершенства: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Но не отвергает Господь от Себя и уклоняющихся от Его святых заповедей, а всегда готов принять падшего и приносящего Ему искреннее покаяние, а «Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13, 8). И теперь Он готов принять всякого припадающего с искреннею мольбою и слезами к Его пречистому телу.

Воспользуемся настоящими великими и страшными днями. Святая Церковь, не ограничиваясь простым напоминанием о страстях Христовых, представляет теперь нашему взору и самый вид их: она показывает венец терновый и ребра прободенныя, и живоносный Христов гроб. Без сомнения, Святая Церковь хочет этим возможно глубже запечатлеть в нашей душе образ Распятого Господа. Она заботится о том, чтобы мы не умом только усвоили великое голгофское событие, но прочувствовали его своим сердцем, восприняли всем своим существом. Святая Церковь желает, чтобы образ Распятого Господа, ныне зримый нами, был непрестанно пред нашим взором, и чтобы божественное сияние его всегда освещало наши помыслы, наши желания и все пути нашей жизни. Она желает, чтобы вид Божественного Страдальца лучше напоминал нам о той дорогой цене, какою куплена нам чистая и святая жизнь. Вместе с тем она желает, чтобы вид Христа, подъявшего на Себя крест ради спасения нашего, сильнее побудил нас к терпеливому несению того креста, который возлагается на каждого из нас званием христианина. Укрепимся же на «предлежащий нам подвиг» (Евр. 12, 1). Тогда Светлое Христово Воскресение воистину будет для нас светлым и радостным. Ибо человеку, коснеющему во грехе, пребывающему в ненависти к ближним чужды и недоступны чистые духовные радости. Только человеку с чистым любящим сердцем, пребывающему в мире с Богом и ближними, доступна чистая, духовная радость, только такому человеку открывается светлый, кроткий лик Спасителя.

Святой апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12. 14) Углубимся же в себя, в сердца свои, пред лицом Господа проверим наш внутренний духовный мир, и если в сердце нашем окажется гнездящейся злоба и ненависть, то поспешим исторгнуть ее оттуда, поспешим примириться друг с другом, ибо все злобное, ненавистное должно смолкнуть теперь, при откровении дивной любви Божией. Будем искренне скорбеть и плакать о нашей греховности, твердо намереваясь впредь жить по святой воле Божией, и тогда Господь исполнит сердца наши чистою неземною радостью. И сколь горестно сердцу нашему теперь, при виде Спасителя, почивающего во гробе, при воспоминании о неизмеримо тяжких прегрешениях наших, возведших Его на Крест, столь же радостно будет сердцу нашему, очищенному покаянием, умиротворенному, в светлый день воскресения Христова. Покаемся, приготовимся к великому, духовному торжеству и в чистоте и мире сердца с дерзновением возглаголем вместе с тайнозрителем святым Иоанном Богословом к Господу Спасителю: «ей, гряди, Господи Иисусе» (Ап. 22, 20).

Вернуться к списку

Последние добавления