Публикации

Полнота христианской жизни

  Количество просмотров

Поучение законоучителя 3-й гимназии священника Стефана Спирина в день Вознесения Господня, опубликованное в Известиях по Казанской епархии в 1905 году

Вознесение Господа Иисуса Христа есть радостнейшее событие для нас, земнородных. С Вознесением Господним наша человеческая природа превознесена до участия в жизни Божией. Прославленная человеческая природа в Лице Иисуса Христа соцарствует нераздельно с Его Божеством. Сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом: благодатию есте спасени: и с ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Еф. II, 5—6), воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф, I, 20—21). На какую высоту вознесено человеческое естество! Вознесено от земли на небо, из тления в бессмертие. Нашему естеству, ныне находящемуся на небе, поклоняются все видимые и невидимые силы.

Взирая с апостолами на небо, во след возносящегося Господа, мы видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни все наше назначение не ограничивается пределами временной жизни нашей. Весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а там начинается новый, где все величие земное, вся слава мира является ничтожным. В прославлении вознесшегося Господа мы видим начало того высочайшего торжества, когда Он придет снова во славе, когда воскреснут все сущие во гробах, преобразится весь мир, и явится новое небо и новая земля, когда откроется вечное славное царство, и все злое будет упразднено. Праведники тогда просветятся как солнце в царствии Отца Небесного, и отымет Господь всякую слезу от очей их, и все скорби земные больше уже не помянутся.

Возвышенный взгляд христианского учения на человека вообще и в особенности на человека христианина обязывает нас не только не уничтожать в себе и в других человеческого достоинства, не только не порабощать своего великого дела жалкому рабству плоти и греху, но усердно возгревать и развивать в себе те божественные дарования, которые составляют нашу неотъемлемую честь и славу, и деятельно возноситься от земли на небо. «Если вы, говорит апостол Павел христианам, воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. III, 1—2).

Вознесение Господне: история и духовный смысл праздника

Вознесение Господне: история и духовный смысл праздника

Кто не пожелал бы быть на небе, если бы не препятствовала тому грубая плоть наша? Но наше тело было у Еноха, и однако же он преложен на небо (Быт. V, 24). Наше тело было у Илии, но он восхищен на небо на колеснице огненной (4 Дар. II, 11). Не наше ли тело было у Марии Египетской? Но когда она молилась, то святой Зосима видел ее на локоть от земли. Не тело само по себе принижает человека, а излишняя привязанность к земному, телесному. У людей, исключительно вращающихся мыслями и желаниями среди земного, мало по мало притупляются и исчезают высшие стремления духа. Такие люди погрязают в веществе и, привыкая к своему состоянию, не замечают всей несоответсвенности его высокому призванию христианина.

Что же будет с нашими земными делами, с нашими телесными потребностями и нуждами, с нашими обязанностями семейными и гражданскими, если мы будем думать о небе, желать и искать небесного? Тогда-то именно все дела наши земные получат надлежащее направление и верную оценку. Господь не запрещает нам иметь земные обязанности, Он Сам назначил нам постоянный труд. Не праздному бездействию научает нас святой апостол, который сказал: не трудивыйся ниже да яст, который сам обличал и укорял праздно поныряющих в домы, имущих вид благочестия, силы же его отвергшихся. Господь не только не запрещает заботы о земном благополучии наших ближних, но даже требует от людей этих забот. На страшном суде Он потребует от нас отчета, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого, приняли ли странника. Работая людям, мы тем самым служим и работаем Господу, Который всякую услугу нашу ближнему считает услугой Самому Себе. Соединяя земные заботы с мыслью о служении Богу, мы тем самым привлекаем благословение Божие на все стороны нашей жизни. При таком взгляде на жизнь все занятия наша, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворяются, освящаются благословением Божиим, принимают благоприятный вид безбоязненного служения Богу, исполнения Его святейшей воли. Полнота христианской жизни выражается не в трусливом бегстве от земного, от обязанностей человеческой жизни, но в стремлении одухотворить и это земное, внести и сюда оживляющий и освящающий дух христианства. Наше тело, ваша земля, преобразованные и обновлённые силою Божией, будут в единении с духом принимать участие в вечной славной жизни. Только нарочито избранные Богом люди, одаренные великим духом подвижничества, являющиеся исключительными носителями величия духовного, имеют нравственное право стать выше земных обязанностей, чтобы быть путеводными звездами в стремлении людей к небу, чтобы с высоты духовной приводить все, не исключая и земного к Богу.

Будем же во всей нашей жизни, и в жизни духа и в жизни тела, являющегося храмом живущего в нас духа, стремиться к полной святости; будем всякое дело, и духовное и земное, телесное, делать во славу Божию, да будет Бог всяческая во всем.

Вернуться к списку

Последние добавления