Вопрос о месте Апостола Петра в Церкви является одним из основных положений, на которых Римо-Католики основывают лжедогмат о папском примате и обвинении православных в схизме, т.е. расколе. Учение о Петре как о "князе Апостолов" и о преемстве его власти Римскими папами всегда было излюбленным местом в католической пропаганде. Следует ожидать, что теперь, с момента учреждения католиками с 2002 года на канонической территории Русской Православной Церкви своих епархий (четырех в России и двух на Украине), этот вопрос, по мере расширения поля деятельности католических миссионеров, будет активно использоваться ими для попыток обращения православных в католицизм. Если раньше у католиков на нашей территории были только временные структуры – так называемые Апостолические Администратуры, призванные окормлять католиков, живущих в России (в основном, поляков и немцев), то теперь ситуация принципиально изменилась. Учреждение епархий означает, что Рим объявил нашу территорию своей территорией, а живущих на ней – потенциальными католиками, своей паствой.
Поэтому православным необходимо знать, как пытаются обосновать католики своЈ лжеучение об Апостоле Петре, и знать те аргументы, те места Священного Писания и святоотеческих творений, которые разбивают это лжеучение. Время нашей проповеди ограничено, поэтому мы рассмотрим только одно – самое основное – место, которым апеллируют католики.
Евангелисты Матфей, Марк и Лука сообщают нам, что когда Господь спросил учеников, за кого они почитают Его, именно Петр исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго (Мф.16,16). На что Христос ответил ему: "Ты – ПЈтр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют еЈ" (Мф.16,18). И католики считают, что Церковь основана на Петре, а раз Петр проповедовал и пострадал в Риме, поставил первого епископа Рима, то римская вера всегда безошибочна. Так ли это?.. Кто же на самом деле является камнем: Апостол Петр или Христос? Надо заметить, что сами католики стали апеллировать к указанному месту только с XI и особенно с XIII века, при папе Григории Гильдебранте, когда у них выкристаллизовывалось новое ложное представление о роли папы в мире, и надо было как-то его оправдать.
Сам Апостол ПЈтр в своих посланиях ни разу не называет себя камнем Церкви или чем-то подобным, напротив, он пишет о Христе: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному" (1Пет.2,4). И обращается к верующим: "И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (5 стих). Становится очевидным, что Церковь основана на Христе, а верующие призваны быть как бы последующими камнями здания Церкви. Одним из значимых камней в этом здании является Петр. Кстати, именно такой образ Церкви был показан в видении мужу Апостольскому, святому Ерму в I веке, как он описывает в своей книге "Пастырь".
Сам ПЈтр не считает себя князем Апостолов, каким считают его католики. Напротив, он пишет: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых…" (1Пет.5,1). Видите, как смиренно обращается он к пастырям…
В книге Деяний Апостольских рассказывается, как ПЈтр так говорит перед синедрионом о Христе: "Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения" (4,11). Соратник Петра, Апостол Павел в послании к Римлянам пишет о Христе: Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него не постыдится" (9,33). Он же в первом послании Коринфянам пишет: "И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (10,4). А вот что говорится в Апокалипсисе про небесный Иерусалим: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца" (21,14). Мы видим, что не только Петр, но и другие Апостолы являются основаниями Церкви. Если мы посмотрим и Ветхий Завет, то и там под духовной скалой, твердыней, камнем подразумевался исключительно Сам Бог.
Давайте посмотрим, как толковали древние святые отцы, в том числе и западные, указанное нами исповедание Петром веры во Христа. Для этого необходимо взять этот евангельский отрывок на языке, на котором читали его отцы – на языке первоисточника – древнегреческом. Господь говорит: "Ты ПЈтр (греч.: "Петрос" – м.р. – имя, в переводе означающее "камень"), и на сем камне (тут в Евангелии употребляется другое греч. слово: "петра"- ж.р.) Я создам Церковь Мою…". И хотя в арамейском языке, на котором и обратился к Петру Христос, оба отмеченных слова скорее всего звучали как "Кифа" – оба мужского рода, но большинство отцов Церкви, исходя из текста Евангелия, полагают, что основной акцент в этом предложении лежит не на имени "Петрос", то есть, не на самом Петре как личности, а на слове "петра", то есть, той вере в Иисуса как Мессию, которую исповедал Петр и которая является фундаментом Христианства. Благодаря этой вере и сам Апостол Петр делается камнем Церкви, но как первый, исповедавший эту веру, получает это имя как имя собственное: ПЈтр – камень.
Святые Епифаний Кипрский, Феодорит Киррский и Феофилакт Болгарский считают, что "камень" – это исповедание Христа Месией. Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место: "созижду Церковь Мою… на сей вере и на сем исповедании". Такие знаменитые западные отцы, как блаженные Иероним и Августин. Иероним пишет: "Камень – Сам Христос". Августин: "На этом исповедании Петра, как на камне, построена Церковь", "Церковь строится на том, кого Петр исповедует", "Христос не сказал ему: ты – петра, но: ты – Петрос, ибо Петра (камень) уже был Христос". Святитель Григорий Нисский пишет: "Великий Петр, прицепившись к Камню, стал Петром".
Такие отцы писатели Церкви, как святитель Григорий Богослов, Ориген и Тертулиан, а в некоторых местах творений – блаженные Иероним и Феодорит относили слова Спасителя к личности Апостола Петра. Как? – спросите Вы, – неужели они солидарны с современными католиками? – Нет. Они считали, что Церковь основана на всех Апостолах, а не только на Петре, что Церковь – Апостольская, а не Петрова. Кстати, и Символ веры, именует Церковь не Петровой, а Апостольской. Удивительно даже, но эту часть Символа веры католики до сих пор не исказили. Иероним пишет: "Церковь основана на всех Апостолах…, все приняли ключи Царства небесного, так что крепость Церкви равно утверждается на них". Святитель Амвросий Медиоланский пишет: "То, что сказано Петру, сказано и прочим". Святитель Василий Великий пишет: "Одной из таковых гор был ПЈтр". Блаженный Августин: "Неужели Петр получил эти ключи, а Павел не получил?".
Кстати, даже на II Ватиканском соборе католическая богословская комиссия, изучая данный вопрос, в 1964 году, на 3-й сессии собора, отвергла мнение о том, будто бы только Петру были даны ключи царства. Действительно, Христос сказал всем Апостолам: "Истинно говорю вам, что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе…" (Мф.18,18). Да и как можно утверждать учение о власти кого бы то ни было из Апостолов над другими, когда сам Христос, умывая им ноги, сказал: "И вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример…" (Ин.13,14-15). И не даром, когда Петр не последовал той вере, которую первоначально исповедал, стал перечить Христу, то услышал: "Отойди от Меня, сатана…" (Мф.16,23).
Но отвергая ложное католическое учение о Петре, как о властителе над другими апостолами (чему противоречит, кстати 1-й Апостольский Собор в Иерусалиме, на котором председательствовал не ПЈтр, а Апостол Иаков и вопросы решались после обсуждения, по всеобщему согласию, а не по решению Петра), мы называем Петра первоверховным, а в каноне величаем его и прочими возвышеннейшими эпитетами и похвалами. Да, он заслужил этого за свои труды по просвещению людей, как заслужил и Апостол Павел. Петр был призван Христом утверждать братьев своих (Лк. 22,32), он почитался в первохристианской общине, наряду с Иаковом и Иоанном, за столпа Церкви, как повествует Гал.2,9. И даже среди них троих он пользовался большим авторитетом. Так, например, именно он дал лежащему на груди Христа Иоанну знак, чтобы тот спросил Спасителя о предателе, именно он произнес пламенную речь в день Пятидесятницы, в день основания Церкви. В сегодняшний праздник его имя также фигурирует первым. Это подобно тому, как патриарх – первый среди равных епископов Поместной Церкви, настоятель – первых среди равных священников храма. Он пользуется большим уважением, ему больше поручено, но он не самовластен, он не должен действовать без согласия с другими. Когда Петр стал возражать Христу, он услышал: "Отойди от меня, сатана…". Когда римские папы стали кичиться и считать себя самодостаточными независимыми главами над другими патриархами, они были отвергнуты ими, отпали от Церкви. Но ПЈтр покаялся и был прощен, а папы вновь без зазрения совести предпринимают попытку подчинить себе православных людей…
А что же Павел? – Павел не был среди двенадцати, но, будучи чудесным образом призван к Апостольству, больше всех потрудился. Нам следует знать, что "первоверховные" – это не должности Петра и Павла, а – похвалы за подвиги, это признание их авторитета и трудов. "Первоверховные" – так с IV века Церковь величает этих святых, чьими молитвами и писаниями да просветит Господь и наши равнодушные сердца и да воспламенит нас вновь, как то было в первое время нашего обращения, любовью ко Христу! Аминь.