9 декабря
 

(память 26 ноября по старому стилю)

Преподобный Алипий Столпник родился в 522 году в г. Адрианополе в Пафлогонии. Мать его, благочестивая христианка, рано овдовела и, зная о Божественном призвании сына, поручила его воспитание Феодору, епископу Адрианопольскому. Во время рождения сына мать видела чудесное видение, вся комната была наполнена Божественным сиянием — это было предзнаменованием будущей праведной жизни Алипия.

За богоугодную жизнь епископ посвятил св. Алипия в сан диакона. Однажды преподобному, сопровождавшему своего владыку в Константинополь, явилась в сонном видении св. мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее святого имени.

Преподобный исполнил Божественное указание и положил начало подвижнической жизни. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого гроба, святой соорудил себе столп, на котором подвизался 53 года в непрестанных молитвах к Богу, поучая и наставляя многих, приходящих к нему. Жившие на языческом кладбище бесы искушали подвижника, но побежденные молитвой и стойкостью святого, навсегда покинули это место.

За свои подвиги избранник Божий удостоился благодатного дара пророчества, изгнания бесов и исцеления недугов. Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Господа. Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский, в которых преподобный ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей кончины. Почил преподобный Алипий в 640 г., в возрасте 118 лет.


(память 26 ноября по старому стилю)

У русских князей, начиная со святого равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай созидать храмы, посвященные их небесным покровителям - святым, имена которых они носили.

Великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), носивший во Святом Крещении имя Георгий, следуя этой традиции, положил начало строительству храма и монашеской обители во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Георгиевский храм находился перед вратами Святой Софии Киевской; на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, а в возведении церкви принимало участие большое число строителей.

Освятил воздвигнутый храм святитель Иларион, митрополит Киевский, после чего было установлено церковное празднование этого события.


(память 26 ноября, 10 октября (Собор Волынских святых), 9 февраля и 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю)

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудо-творец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинст-вом пращуры будущего святи-теля получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа вполне достойного царева доверия.

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович).

Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван “богдо” — то есть “великий”, а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

“Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати Святейший Правительственный Синод заблагорассудит? — писал он в Синод. — Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад... понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и и из дому в дом переходящи”.

Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его “сидение” в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Управлял монастырем в отсутствие архимандрита Антония Платковского игумен Пахомий. Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.

В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся.

В Иркутск Рагузинский прибыл 5 апреля 1726 года. Встретившись с владыкой, он предложил ему возвратиться в Селенгинск и там ждать его, а сам задержался в Иркутске для необходимых дорожных приготовлений. В это время в Иркутск из Москвы вернулся архимандрит Антоний Платковский, ранее уже бывавший в Пекине с послом Измайловым. Очень ему хотелось быть начальником тамошней миссии, и он постарался расположить к себе графа Рагузинского. Всю ловкость, хитрость, услужливость и хлебосольство, даже наветы и хулу на епископа Иннокентия, постарался употребить архимандрит Антоний. Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург, в котором говорилось, что он не надеется на то, что китайцы примут владыку, а потому находит способным к должности начальника миссии архимандрита Антония Платковского. Письмо было отравлено с нарочным в Петербург и там принято без проверки. В марте следующего года святитель Иннокентий получил новый указ — опять переселиться в Вознесенский монастырь. Начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1828 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра.

Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, он всегда перед собой имел образ Спасителя нашего Иисуса Христа.

Надлежало ему по должности творить суд, и никогда не перекладывал он на других это неприятное дело. Всегда решал сам, входил во все обстоятельства дела, быстро принимал решения, покрывая любовью строгую правду закона.

При всех неблагоприятных условиях сообщения с городом в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

От трудов праведных любил владыка отдохнуть в небольшом селении Малая Еланка, в пятнадцати верстах от Вознесенской обители. Здесь жили направленные из монастыря на полевые работы послушники, монахи и крестьяне. Помогая в будние дни “труждающимся и обремененным”, он следил за тем, чтобы воскресные и праздничные дни никакие заботы не отвлекали бы их от службы Божией. В самой Малой Еланке была организована часовня и, владыка не раз предсказывал, что со временем на месте ее будет возведен храм. Пророчество это исполнилось в конце XIX века. При жизни владыка не раз еще поражал современников своей духовной прозорливостью.

Как-то на день Кирилла, патриарха Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них Божественную литургию. “Хорошо, — ответил владыка, — отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме”. В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях.

Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды, при совершении крестного хода вокруг города, начался ливень и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!

Такие проявления на нем Божией благодати стяжали ему еще при жизни любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого немощи человеческие приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память кое-что из своих вещей, а тем, кому подарков не хватило, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви.

Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.

В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Почившего облекли в его власяницу, поверх которой надели китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Голову владыки покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни.

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голов Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии.

Но если часть маловеров еще нуждалась во внешних убеждениях, верная паства хранила сердечное чаяние, что Господь не даст “преподобному своему видети истления”. Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий, будущий светильник Сибирской Церкви, прославленный Господом в 1984 году, в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернатора не удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но ... не смогли увидеть гроба — он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.

Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.

11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. “Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, — ответил тот, — то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь.” В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: “В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен”.

Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! Слава о новом заступнике множилась среди православных. Угодник Божий не отвергал молитв почитателей ни в Туле, ни в Якутске, ни в Петербурге. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторое недоумение, разрешение которому помогло секретное инспектирование Иркутского края. По высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо. “Как самовидцы, — писали сенаторы, — не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору”.

Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. Доклад это содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц — губернатора Алексея Ивановича Толстого с чиновниками, городского головы купца Петра Авдеева со многими почетными гражданами. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении. Это более чем через семьдесят лет после погребения!

Донесение епископов Вениамина и Иустина ввело Святейший Синод в глубокую задумчивость. Спустя два года Синод направил владыке Вениамину запрос о том, не наблюдаются ли изменения в теле святителя Иннокентия и не было ли за это время достопамятных событий.

Преосвященный Вениамин отвечал, что перемен в состоянии мощей по-прежнему не наблюдается, всенародное почитание святейшего продолжается и ширится, что сам он, епископ Вениамин, “убежден совестью признавать ходатайство святого Иннокентия у милосердия Божия уважаемым”. Но и это письмо не возымело действия. Синод безмолвствовал еще год. Наконец к первенствующему члену Синода митрополиту Амвросию и к обер-прокурору Голицыну было направлено представление от генерал-губернатора Сибири Селифонтова, в котором он, лично свидетельствуя нетленность мощей святителя, выразил свое и всей Сибири настояние об открытии нетленных мощей.

Дальше тянуть было невозможно, и в первый день декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: “Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца”.

Вожделенное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее же воскресение, буквально через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен Господу Богу. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.

2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.

В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан.

С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. Был арестован и подвергнут пыткам настоятель монастыря епископ Иркутский Зосима (Сидоровский). 1 февраля в монастыре арестовали видных иерархов Сибири, приехавших на поклонение мощам святителя Иннокентия: епископа Барнаульского Гавриила (Воеводина, U 1938), епископа Петропавловск (Красноперова, U 1921), епископа Березовского Иринарха (Синеокова-Андреевского, U 1933).

В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для “медицинского освидетельствования”. Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, U 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: “Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами”. Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении...

Осиротела иркутская паства. Вместе со всей Русской Православной Церковью рыдала она над своими грехами, смиренно принимая Божие попущение.

Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными, но только Господь “не до конца прогневается, не век враждует”. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью (!) совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

И ныне, уповая на заступничество вновь явленного нам угодника Божия святителя Иннокентия, мы обращаемся к нему с молитвами.


(память 26 ноября по старому стилю)

Подвизался близ Кира в Сирии в V веке. Необычайными подвигами злострадания и терпения преподобный благоугодил Богу и получил такой дар Божественной благодати, что мог воскрешать умерших.

Однажды к святому пришел отец одного умершего отрока и с рыданиями просил преподобного оживить сына. Сжалившись над отцом, преподобный помолился и, призвав Господа, воскресил отрока. Преподобный Иаков преставился в 457 г.


 
10 декабря
 

(память 27 ноября по старому стилю)

Икона “Знамение” Новго-родская находилась в Новгородском соборе. Это название дано иконе по случаю чуда произошедшему в 1170 году.

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образо-вать на севере России одну державу, для чего ему было необходимо сокрушить Новгородскую землю.

Князь с союзными войсками приступил к Новгороду. Новгородцы, видя страшную силу врагов, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Архиепископ Иоанн три дня и три ночи стоял при алтаре в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. В день перед приступом святитель услышал голос, повелевший взять ему икону Божией Матери из церкви Спаса на Ильинской улице и вознести ее на городскую стену.

— Тогда, — добавил голос, — будет спасение граду.

Икону внесли на место, где кипела битва. В этот момент одна из стрел попала в лик Богородицы. Икона обратилась к городу, и архипастырь увидел как из глаз Богородицы закапали слезы.

— О, дивное чудо, — воскликнул архипастырь. — Из сухого дерева текут слезы! Ты, даешь нам знамение, Царица Небесная! (оттого икона и получила название “Знамение”). Вдруг в войске врагов произошло смятение и они начали поражать друг друга.

После спасения города по Заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконы “Знамение” Новгородской 27 ноября (по старому стилю).

Так же эта икона прославилась прекращением страшного пожара в Новгороде, по молитвам перед ее образом.


(память 27 ноября по старому стилю)

Родился в Персии в благочестивой христианской семье. Жена его была также христианкой. Детей своих супруги воспитали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию. Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя.

В одном из военных походов он, прельщенный царской милостью, побоялся признать себя христианином и вместе с царем принес жертву идолам. Но вскоре осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю. На допросе св. Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру во единого истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Тогда он был предан мучительной смерти: ему последовательно, один за другим, отсекли все пальцы, затем руки и ноги. Св. Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен. Пострадал святой Иаков в Персии в 421 г.


(память 27 ноября по старому стилю)

Родом из города Солуни, подвизался в Александрии в конце VI - начале VII века.

Святитель Иаков Ростовский, епископ (память 27 ноября и 23 мая (в Соборе Ростово-Ярославских святых)по старому стилю)

Родом из Ростовской области, в юности принял иночество и за благочестивую жизнь в 1386 г. был поставлен епископом Ростовским. В этом сане святитель прославился как покровитель вдов и сирот и ревностный обличитель ересей.

Был несправедливо изгнан князем и гражданами ростовскими из города. Удаляясь из Ростовского кремля, св. Иаков подошел к берегу озера Неро, снял с себя святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней по озеру к тому месту, где теперь находится монастырь. Это необычайное чудо вразумило народ и князей, но святитель отказался возвратиться обратно.

На берегу Неро святитель поставил себе келлию и построил небольшую церковь в честь Зачатия св. праведной Анны, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю, где он мирно скончался в 1392 г.


(память 27 ноября и 23 мая (в Соборе Ростово-Ярославских святых)по старому стилю)

Родом из Ростовской области, в юности принял иночество и за благочестивую жизнь в 1386 г. был поставлен епископом Ростовским. В этом сане святитель прославился как покровитель вдов и сирот и ревностный обличитель ересей.

Был несправедливо изгнан князем и гражданами ростовскими из города. Удаляясь из Ростовского кремля, св. Иаков подошел к берегу озера Неро, снял с себя святи-тельскую мантию и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней по озеру к тому месту, где теперь находится монастырь. Это необычайное чудо вразумило народ и князей, но святитель отказался возвратиться обратно.

На берегу Неро святитель поставил себе келлию и построил небольшую церковь в честь Зачатия св. праведной Анны, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю, где он мирно скончался в 1392 г.


 
11 декабря
 

(память 28 ноября по старому стилю)

Родился в 715 г. в Константинополе от благочестивых родителей, давших обет посвятить сына Богу. Еще в отрочестве святой принял иночество и подвизался на Авксентьевой горе, против Константинополя, прославившись святой жизнью и благотворительностью.

За великие подвиги Бог прославил его даром чудотворения: святой отверз очи слепому, исцелил кровоточивую, не раз утишал морское волнение и избавлял корабли от потопления.

Св. Стефан пострадал за почитание св. икон при императоре Константине Капрониме, в 786 году. Он перенес ссылку на острове Проконнис; был заключен в темницу в Константинополе, где за 40 дней предузнал свою кончину и, готовясь к ней, постился 40 дней, ничего не вкушая; перенес жестокие побои и скончался, влачимый по улицам Константинополя.


(память 28 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в Севастии Армянской при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) в 303 г. Святой Иринарх раньше сам был мучителем, но видя твердость святых мучеников, обратился ко Христу. После мучений был усечен мечом. Вместе с ним были усечены и семь жен-мучениц.


(память 28 ноября по старому стилю)

В миру Иоанн, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. В 12-летнем возрасте был отдан на воспитание Радонежскому игумену и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор. Под руководством святого св. Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в Троицкой обители, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий, прозревая в ученике своем великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители.

Св. Феодор облюбовал на берегу Москвы-реки местечко Симонове, и преподобный Сергий сам приходил посмотреть и благословить выбранное место. Здесь преподобный Феодором была построена церковь в честь Рождества Богородицы, а в 1380 г. в ней были погребены герои Куликовской битвы — схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стал называться Симоновым. Будучи игуменом Симонова монастыря, преподобный Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников, из которых наиболее известны преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Ферапонт Лужецкий (Можайский).

Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а святой князь Димитрий Иванович Донской избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 г. святой ездил в Киев для приглашения на Московскую кафедру святителя Киприана; в 1383 г. с важным церковным поручением был в Константинополе. В 1388 г. преподобный Феодор вновь путешествует в Константинополь по делам Русской Церкви и возвращается в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение недолгого управления Ростовской епархией он основал в Ростове Рождественский монастырь и управлял им до своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 г.

Святитель был хорошим иконописцем и за свою жизнь написал много икон, в том числе и образ преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля.


 
12 декабря
 

(память 29 ноября по старому стилю)

Пострадал за веру во Христа вместе с 370 мучениками в 250 г. при императоре Декии (249-251 гг.). Правитель восточных областей, князь Вифинский (в Малой Азии), принуждал 370 христиан принести жертву идолам.

Проходивший мимо, св. Парамон при виде такого множества страдальцев открыто обличил жестокость правителя и исповедал свою веру во Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Святого Парамона после жесточайших пыток обезглавили вместе с остальными 370 мучениками.


(память 29 ноября по старому стилю)

Жил и пострадал за Христа в III веке в Анкире. Будучи оклеветан перед правителем Феликсом, он исповедал Христа, за что был повешен, строган железом, а затем ввержен в огонь, откуда благодатью Божией вышел невредимым. После этого св. мученику Филумену вбили в голову, руки и ноги гвозди, от чего святой и скончался.


(память 29 ноября и 7 июля по старому стилю)

Жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему старцу, который часто укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды, благодарил за все Бога и снискал себе благодать Божию.

Прожив в таком послушании 9 лет и поболев перед кончиной, он мирно отошел ко Господу. Его старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика одному великому старцу, который поверил, что инок умер. Тогда учитель Акакия привел подвижника к его могиле. Великий старец громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос послушника: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание не может умереть». Пораженный учитель преподобного Акакия со слезами упал перед гробницей, прося прощение у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келлии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь.


(память 29 ноября, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю неделю Великого поста)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке. За беспрекословное послушание старшей братии и усердие в трудах св. Нектарий именовался Послушливым. После многих трудов и подвигов скончался в мире и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.


 
13 декабря
 

(память 30 июня и 30 ноября по старому стилю)

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит “мужественный”.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира”. Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” — “Пойдите и увидите”, — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию”. Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков”. Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия.

Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. “Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей”. Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.

Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.


(память 30 ноября по старому стилю)

Попав в плен к абиссинцам, св. Фрументий вскоре занял важную должность при дворе абиссинского царя и, имея большое влияние на всю страну, многих обращал к христианской вере. Когда число обращенных было уже велико, св. Фрументий был поставлен св. Афанасием Александрийским во епископа Абиссинии.

Просвещая всю страну светом Христовой веры, святой совершал множество чудес и исцелений. Он воздвиг много храмов по всей Ефиопии, перевел на эфиопский язык Священное Писание и, много потрудившись для блага Церкви, отошел ко Господу около 360 г. От честных мощей святителя совершались исцеления и чудеса.


 
14 декабря
 

(память 1 декабря по старому стилю)

Один из двенадцати меньших пророков. Жил около времен пророков Исаии и Михея, был родом из Галилеи, из селения Елкоша. Пророчествовал после плена колен Израилевых и прежде плена колен Иудиных, во второй половине царствования иудейского царя Езекии (145-714 гг. до Р. X.). По предании, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Книга пророка Наума состоит из трех кратких глав. Главное содержание книги суть пророчества о гибели и падении Ниневии, о разрушении древнего и великого города за грехи и беззакония.


(память 1 декабря по старому стилю)

Святой Филарет родился в начале VIII века в Пафлагонской области в Малой Азии (ныне на территории Турции). Был он человеком богатым и знатным. С ранних лет его благо-честивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. Жил он счастливо со своей женой, от которой имел сына и двух дочерей. При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя.

Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно».

С тех пор святому Филарету пришлось добывать себе хлеб в поте лица, он познакомился и с нуждой, и с горем. Но при всех испытаниях святой Филарет не ожесточился сердцем, но продолжал жалеть страдальцев и посильно помогать нуждающимся. Когда у его бедного соседа пал единственный вол и сосед попросил у Филарета помощи, то святой отдал ему своего вола. Вскоре при подобных обстоятельствах Филарету пришлось расстаться и со вторым волом. Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Больно было святому слышать эти упреки, но он не мог отказать просящим, надеясь, что Господь его не оставит без Своей помощи. Не раз он снимал с себя одежду и отдавал неимущему. Почти после каждого очередного доброго дела он имел неприятности дома, должен был слышать укор своей жены и видеть слезы детей.

Так семья Филарета окончательно обнищала. Иногда соседи Филарета из жалости к его семье посылали им хлеба или муки. Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

Императрица Ирина, правившая в Константинополе со своим сыном Константином VI (780-797 гг.), задумала женить его. С этой целью она послала вельмож по городам и селам своей империи, чтобы они нашли самых красивых и разумных девиц, из которых царь мог бы выбрать себе невесту.

Посланные пришли и в селение, где жил св. Филарет. По своему обычаю Филарет поспешил встретить путешественников и предложил им приют в своем большом, некогда богатом, а теперь пустом доме. Об угощении знатных гостей позаботились добрые соседи. Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодые красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них — Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины.

Красавица Мария, воспитанная в смиренномудрии и от природы кроткого и молчаливого духа, произвела чарующее впечатление на царя Константина и вскоре стала его женой, а Милостивый Филарет — дедом царицы. Как близкому родственнику императора, ему были дарованы дома и богатые поместья, оказаны милости и почет. Вскоре вышли замуж за царских вельмож и другие две внучки святого Филарета. Все эти счастливые перемены в своей жизни святой Филарет принял с благодарностью, как дар Божий. Жена и вся семья Филарета, стыдясь своих прежних укоров, окружили его теперь лаской и почетом. Но в новых условиях богатства и столичной жизни святой Филарет не забывал нищих и обездоленных и помогал им из своего богатого имущества.

Дожив до глубокой старости, он получил откровение о своей близкой кончине. Призвав к себе жену, детей и внучек, он объявил им об этом. Прощаясь, святой Филарет благословил их, говоря: «Вы знаете и видели, дети мои, мою жизнь. Господь дал мне сперва великое богатство; потом испытал нищетой; и видя, что я терпеливо и безропотно переношу посланное, вновь возвысил меня земной славой и посадил с царями и сильными мира сего. Но я богатства своего не хранил в сундуках, а через бедных и страждущих посылал его к Богу. Прошу вас, не забывайте милосердия, заступайтесь за вдовиц и сирот, посещайте больных и заключенных в темницах, не оставляйте собраний церковных, чужого не берите, никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь несчастью ни друзей, ни врагов, совершайте память по умершим и меня грешного в молитвах не забывайте».

Затем со словами: «Да будет воля Твоя» — святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г.). Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Господня. В течение многих поколений жители Константинополя вспоминали милосердие святого Филарета.


(память 1 декабря по старому стилю)

Пострадал за Христа в Персии в г. Арвуле или Арбеле.


 
15 декабря
 

(память 2 декабря по старому стилю)

Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение израильтян и возвращение из плена. Во время воины с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так пищей, предназначенной для жнецов, утолил свой голод томимый пророк.

После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество, где и умер в глубокой старости.


(память 2 декабря по старому стилю)

Родом из г. Ефеса, она во время гонения на христиан при императоре Декии удалилась на остров Хиос, где подвизалась в посте и молитве и погребала тела мучеников Христовых.

Взятая за это мучителями, она исповедала Христа и после жестоких мучений скончалась ок. 251 г. Миропией она называлась потому, что собирала у гробниц мучеников миро и врачевала им больных.


(память 12 июня и 2 декабря по старому стилю)

Подвизался вместе со свв. Ираклемоном, Андреем и Феофилом в египетской пустыне в IV веке. Все четверо были детьми начальников города Оксинрих (в Среднем Египте). Еще обучаясь в училище, они подружились между собой и, изучив высшие светские науки, воспылали желанием постигнуть премудрость духовную.

Решив посвятить себя подвижничеству, они удалились в пустыню, где встретили одного святого мужа, достигшего уже глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь от него духовным назиданием, один год. Когда муж тот умер, преподобные остались там же, но поселились в разных местах. Питались они дикими овощами, вкушая лишь два раза в неделю. Каждый уединенно проводил время в окрестных горах и пещерах, а в субботы и воскресные дни они собирались вместе для общей молитвы и сподоблялись святого причащения от Ангела Божия. Так, прожив около шестидесяти лет, с миром почили.


(память 2 декабря и 7 мая по старому стилю)

Один из основателей грузинского монашества. Ученик преподобного Иоанна Зедазнийского (VI в.; память 7/20 мая), пришедший из Антиохии Сирийской в Грузию в числе 12 отцов для проповеди Евангелия. Был избран епископом в городе Цилкани (Карталиния) и ревностно трудился, проповедуя слово Божие и искореняя в своей пастве языческие суеверия и обряды. Господь сподобил его дара чудотворения: по его молитве из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Богоматери (близ Цилкани).

Благоустроив свою епархию, святитель отправился с проповедью Евангелия к осетинам и другим народностям Главного Кавказского хребта. Мирно почил о Господе 18 мая в конце VI в. (год кончины точно неизвестен). Мощи святого прославились исцелениями.


 
16 декабря
 

(память 3 декабря по старому стилю)

Родом из колена Симеонова. Пророчествовал при иудейском царе Иосии (635-605 гг. до Р. X.).

Оставшаяся после него книга содержит в себе пророчество о бедствиях, имевших вскоре постигнуть царство Иудейское и другие соседние с ним царства (Соф. 1, 2-4, 14-18; Соф. 2, 13).

Кроме того, св. Софоний пророчествовал о пришествии на землю Мессии (Соф. 3, 14-15). Св. Церковь видит в этом пророчестве указание на пришествие Христа Спасителя — торжественный вход Господень в Иерусалим.


(память 19 января и 3 декабря по старому стилю)

Преподобный Савва Сторо-жевский, Звенигородский чу-дотворец, очень молодым пришел в обитель препо-добного Сергия Радонежского (U 1392 г., память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыс-лов, воздержанию и цело-мудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.


(память 3 декабря по старому стилю)

По смерти своей супруги удалился в г. Едессу и там подвизался на столпе 38 лет. После многих трудов и подвигов скончался около 440 г.


(память 30 марта и 3 декабря по старому стилю)

Родом из Никополя Армянского. На средства, доставшиеся ему после смерти родителей, построил храм и при нем монастырь, где в 18 лет принял иночество. За добродетельную жизнь в 28 лет был поставлен во епископа Колонийского. После десятилетнего управления паствой тайно удалился в обитель преподобного Саввы Освященного (U 532 г.; память 5/18 декабря) и под видом простого монаха служил на поварне и в странноприимнице. Намерение преподобного Саввы сделать его пресвитером заставило Иоанна открыть свой сан и удалиться в затвор.

На пятидесятом году своей жизни для большего уединения и сугубого воздержания преподобный поселился в пустыне Рува. Во время нашествия сарацин святому служил лев, охраняя его. По просьбе преподобного Саввы преподобный Иоанн вернулся в лавру. Во время возникновения ереси Оригена св. Иоанн защищал чистоту Православия. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных и бесноватых, еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя. Преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу в 558 г. в возрасте 104 лет.

Последние добавления