[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
24 января
Родом из Каппадокии. Воспитан родителями в глубоком благочестии. Стремясь к отшельнической жизни, поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.
К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда церковь уже не вмещала собравшихся иноков, святитель после молитвы, взяв кадило с холодными углями, пошел по пустыне. На одном месте угли внезапно разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру В монастыре св. Феодосий устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, убежища для престарелых. По его молитве много раз являлось чудо умножения хлебов, необходимых для питания собравшихся к обители нищих.
Когда возникла ересь Евтихия, православные были гонимы от императора Анастасия (491-518 гг.). Преподобный Феодосий сначала написал послание императору, затем пошел в Иерусалим и в Великой церкви возгласил во всеуслышание: “Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема”. За этот поступок его содержали в заточении. Еще при жизни сподобился дара исцеления и других чудес. Мирно скончался в возрасте 105 лет (529 г.).
Тропарь преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику
Тропарь, глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Преподобный Михаил был из княжеского Московского рода, но свое знаменитое происхождение скрывал. Тайно он оставил Москву и, приняв на себя Христа ради юродство, начал свои подвиги в Великом Новгороде. Около пяти лет никому не известный и никого не знающий он ходил по улицам города в нищенской одежде, затем явился в Клопский монастырь, находящийся в пятнадцати верстах от Hовгоpода.
Это произошло 23 июня 1408 года. Появление Христа ради юродивого в монастыре было таинственным. После утренней службы, братия обнаружили в одной из келий старца, сидящего за столом и переписывающего Деяния Апостолов. На все расспросы братии: кто он, как его имя и откуда он пришел, он не отвечал. Игумен монастыря Феодосий благословил старца жить в обители. Принятый в число иноков, Михаил вскоре сделался примером благочестия и самоотвержения.
Бог одарил своего угодника великим даром пророчества и чудотворения. Преподобный Михаил предсказал Hовгоpоду о его падении. Как повествует предание, архиепископу Новгородскому Евфимию, посетившему Клопский монастырь в январе 1440 года, блаженный Михаил сказал: "Днесь великий князь торжествует: Господь даровал ему наследника. Зpю младенца, ознаменованного величием: вот игумен Тpоицкой обители Зиновий крестит его, именуя Иоанном! Слава Москве: Hовгоpод падет к ногам Иоанновым и не возстанет". Спустя сорок лет это пророчество сбылось. Много потрудился преподобный Михаил для Клопского монастыря, от многих бед избавил он свою обитель. По молитвам святого во время засухи вблизи монастыря был чудесным образом открыт источник, который обеспечил водой всю округу.
Прожив в Клопской обители 44 года преподобный Михаил преставился 11 января 1453 года и был погребен в монастырской Троицкой церкви. После его кончины Господь прославил чудесами своего угодника. Жития преподобного содержат множество примеров спасения людей, застигнутых в пути бурей или ненастьем, исцеления их от тяжелых болезней и недугов. Всем нуждающимся по молитвам их подает помощь святой Михаил Клопский, Новгородский чудотворец.
Молитва преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому чудотворцу
О преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предъизбрал еси: пришед же дивне во обитель сию Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизаяся, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси: и от всех бед, от глада, вражияго нахождения и огненнаго запаления, и всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих путю Господню поучал еси: ты и ныне Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщаяся зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою: не премолчи, угодниче Христов ко Господу моляся, да Он, благодатию Своею приосеняя святую чудесы твоими прославленную обитель сию, в ней живущих и труждающихся, купно же и им благодеющих, такожде и всех притекающих к освященной раце твоей и мощи твоя устами и сердцем лобызающих здравы и невредимы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение: не престай же моляся и о Христоименитой стране нашей Российстей и о нас недостойных, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняеми, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому
Тропарь, глас 8
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне Богоносне Михаиле, и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. Но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Родом из Антиохии Сирийской. Внимая высочайшей заповеди Спасителя, оставил родной дом, сродников, богатство и прочие блага житейские и поселился в пустынном месте, где подвизался в трудах, посте и молитве.
Слава о подвигах преподобного распространялась все больше и больше. Вскоре к нему стали приходить любители безмолвия, желавшие подражать его жизни, и пустыня преподобного Феодосия обратилась в подобие небесной обители.
Во время агарянского нашествия преподобный Феодосий с некоторыми своими учениками переселился на родину. Немного пожив на новом месте своего подвижничества, с миром почил о Господе около 412 г.
Елецкая икона находилась в г. Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя иконы Смоленской Богоматери.
Икона явилась в 1060 г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими.
25 января
Создатель автокефальной Сербской Церкви и ее первый предстоятель. Родился в 1169 г., в миру носил имя Ростислав (Растко), сын сербского царя Стефана Немани. На 18-м году жизни удалился на Афон и поселился сначала в русском Пантелеимоновом монастыре, где принял иноческий постриг с именем Саввы.
Вскоре перешел в Ватопедский монастырь, где, соединяя с подвигами воздержания и молитвы дела благотворения, занимался благоукрашением обители и постройкой новых храмов не только в Ватопеде, но и в других монастырях. Сюда же, в Ватопед, оставив царство и приняв иночество, поселился и отец св. Саввы.
По просьбе св. Саввы греческий император передал в собственность сербского княжеского дома запустевший монастырь Хилендарь, который был обновлен и расширен св. Саввой. Для этого монастыря святым был написан устав, который исполняется в нем и доныне. В 1219 г., в Никее святитель Савва ходатайствовал пред греческим царем и патриархом об учреждении в Сербии автокефальной архиепископии, а затем был поставлен первым архиепископом Сербским.
Много потрудился святитель Савва, возвратясь на родину: он ревновал об искоренении остатков языческих суеверий, боролся с богомильской ересью, утверждая народ в вере и благочестии, ревновал о сохранении и возвышении политического значения и национального достоинства Сербии, не раз спасая свою родину от войн и разорения. Избрав себе достойного преемника и сложив с себя управление Сербской Церковью, святитель предпринял путешествие к христианским святыням Востока, посетив Палестину, Египет и другие страны, собрав множество святынь для своего отечества.
Скончался святитель Савва в Болгарии 12 января 1237 г. Вскоре мощи его были перенесены в Сербию. От мощей святого и даже от опустевшей его гробницы в Болгарии исцелялись многие больные. В 1595 г святые мощи архиепископа Саввы были сожжены турками.
Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда, отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.
При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.) Согласно древнему рассказу, святую Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом.
Воин, пострадал за Христа при императоре Диоклетиане (284-305 гг.).
Происходил из селения Аней в Палестине и отличался необыкновенной силой. Будучи схвачен и доставлен к правителю Палестины, после напрасных убеждений со стороны судьи и народа почтить идолов языческих, св. Петр был сожжен на костре в 309 или 310 году.
Память мученика совершается 12 января по старому стилю. В некоторых месяцесловах память его помещается дважды: 12 января — как мученика Петра Авессаломита, а 13 января — как Петра Анийского, так как ошибочно полагают что это разные лица.
Подвизалась в 393 г.
В миру Михаил, родился в селении Березниках, в 30 верстах от Кириллова монастыря. Возлюбив всем сердцем Бога, св. Мартиниан на 12 году жизни тайно оставил своих родителей и пришел к преподобному Кириллу Белозерскому († 1427 г.), который по его усиленной мольбе принял к себе в иноки.
Юный Мартиниан, пребывая в совершенном послушании, ревностно начал подражать своему учителю во всех трудах и подвигах. Много святой потрудился над переписыванием святых книг. В 1427 г., по смерти преподобного Кирилла, преподобный Мартиниан удалился на остров Вожа и там учредил монастырь, в котором был игуменом; впоследствии он был некоторое время настоятелем Ферапонтовой обители, затем (в 1447 г.) Сергиевой лавры.
В 1445 г. преподобный Мартиниан снова возвратился в любимый им Ферапонтов монастырь, где и провел последние годы своей жизни. По слабости здоровья святой не мог посещать храм, но между тем не хотел оставлять ни богослужения, ни правила келейного; тогда братия носила св. старца в храм.
Скончался преподобный Мартиниан в 1483 г., на 86 году жизни. В 1514 г. мощи преподобного были обретены нетленными и прославились многими чудесами.
Находится в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 г., во время пожара в соборном храме обители, эта чудотворная икона, находившаяся в иконостасе, нисколько не пострадала от огня. Так как перед ней во время пожара читали акафист, то она получила название Акафистной.
Есть предание, что св. Савва Сербский во время строения своей Хилендарской обители, при случившейся нужде, получил от этой святой иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого монастыря.
Монахи Хилендарской обители называют эту икону Богоматери еще и «Скоропослушницей» за ее скорую помощь верным.
Икона сия находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освященного, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы-Млекопитательницы будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно перешел ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и Лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местною в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.
26 января
Родился в городе Низибии (Месопотамия). С юности возлюбив отшельничество, он долгое время на высоких пустынных горах предавался самым строгим подвигам: жил под открытым небом, питался древесными плодами и зеленью, одевался в козьи кожи. Все время преподобный проводил в молитвенных беседах с Богом.
В гонение императора Максимиана (305-311 гг.) он прославился мужественным исповеданием веры. За строгую и благочестивую жизнь низибийские жители избрали его своим епископом. Святитель Иаков прославился своей горячей ревностью к православной вере, великими чудесами и даром прозорливости. Присутствовал на I Вселенском Соборе и был одним из ревностнейших защитников Православия.
Его святыми молитвами Низибия была спасена от нашествия персидского царя Сапора II: Господь послал на огромное персидское войско комаров и песьих мух, и персы, гонимые комарами и мухами, бежали, сняв осаду с города. Своей высокой нравственной жизнью епископ сильно влиял на сердца слушателей.
Ныне известны его 18 слов на армянском языке, написанные им по просьбе священномученика Григория, просветителя Армении († ок. 335 г.). Сочинения святого Иакова отличаются убедительностью, ясностью изложения и сердечностью. Святитель мирно почил о Господе около 350 г.
Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондаково. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина.
Во святом крещении младенцу дано было имя Илия. Ребенок рос быстро: двадцати недель он начал ходить.
Родители воспитывали сына в чистоте христианской веры. Ребенок возлюбил смирение и кротость, был тих, ко всем относился ласково. Будучи шести лет, он однажды сказал матери: “Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям”. Удивилась мать таким речам малолетнего сына, но и обрадовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.
Случилось, что отец Ильи позвал на обед своего сельского священника, именем Василия. За столом священник рассказывал житие преподобного Макария, Калязинского чудотворца. Прислушиваясь, Илия вдруг сказал: “И я буду таким же монахом”. Священник Василий удивился, видя ребенка, говорящего речи, приличные взрослому, и строго сказал: “Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?” Илия отвечал: “Кто тебя не боится, тот это и говорит”.
До восемнадцати лет Илия рос при своих родителях. Когда в округе наступил голод, он отправился на заработки к Нижнему Новгороду. Два года не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его и послали двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ Нижнего в селении, где он работал у крестьянина; обрадовавшись встрече, они остались с ним. Сидя однажды вместе с другими в комнате, Илия стал неутешно плакать. Все изумились и спрашивали о причине. Он отвечал им: “Вижу преставление своего отца; несут родителя моего светлые юноши на погребение”. Все дивились, как он мог видеть за триста верст. Когда в том же году Илия возвратился домой и спросил мать об отце, то услышал, что отец его преставился в Успенский пост того же года. Припомнил он видение и сказал матери: “В то время я видел родителя моего: несли его светлые юноши на погребение”. Мать утешилась, слыша необычные речи сына.
После смерти отца Илия с матерью и старшим братом Андреем переселились в город Ростов, купили дом и завели торговлю, чем вскоре увеличили свое благосостояние. Илия, всегда имевший страх Божий в своем сердце, особенно стал прилежать к церкви и творить милостыню нищим. Строго соблюдая девственную чистоту, он желал совершенно оставить мирскую жизнь и принять ангельский образ, неуклонно посещая церковь Божию. Он познакомился с одним человеком, купеческого звания, по имени Агафоником, любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о Божественном Писании, ища душевного спасения.
Подготовившись таким образом, Илия взял святой крест, благословился им и собрался в путь. На вопрос матери, куда он собрался, Илия ответил: “Иду в монастырь ко святым страстотерпцам Борису и Глебу на Устье помолиться”. Мать стала плакать, но вспомнила, как сын, будучи только шести лет, говорил, что будет монахом. Сын поклонился матери, облобызал ее и отправился в путь.
Приблизившись к монастырю Бориса и Глеба и увидев его, Илия возрадовался от всего сердца и направился к игумену, поклонился и попросил благословения. Игумен благословил и спросил: “Зачем, чадо, ты пришел сюда?” Илия отвечал: “Желаю, отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежду и селянина, и причти к избранному Христову стаду и ко святой дружине твоей!” Игумен сердечными очами узрел, что юноша пришел от Бога, и принял его с радостью, постриг в ангельский образ и нарек ему в иночестве имя — Иринарх. Игумен, по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве.
После первого послушания игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он трудился на братию день и ночь, нисколько не заботясь ни о чем телесном и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божией, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста.
Узнав о пострижении Илии, Агафоник пришел в монастырь и пробыл у Иринарха немало дней. Проводив друга за монастырь и возвращаясь назад, Иринарх размышлял о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И послышался ему голос свыше: “Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься!” Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично: “Здесь спасешься!” Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: “Здесь спасешься!”
Осмотревшись кругом, Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос был ему откровением свыше.
В монастыре он стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению, ненадолго ложась спать прямо на земле. После сего послушания игумен назначил Иринарха в пономарскую службу. Раз Иринарх увидел босого странника; сжалившись над ним, обратился к Господу: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!” Сняв с себя сапоги, Иринарх отдал их нищему. С того часа Бог дал ему терпение и теплоту: он стал босой ходить по морозу, как в теплой келье; и одежды стал носить ветхие.
Такое поведение Иринарха, по внушению диавольскому, неугодно было игумену, который начал смирять подвижника различными способами. Так, часа на два на морозе ставил его на молитву против оконца своей келии и потом заставлял подолгу благовестить на колокольне. Иринарх все переносил с кротостью, помня слово Господне, “яко многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное” (Деян. 14, 22). После сего игумен посадил Иринарха на три дня в заключение, не давал ни есть, ни пить, — чтобы заставить носить новую одежду и ходить в обуви. Это не помогло. Тогда игумен послал его на прежнюю службу. Иринарх продолжал ходить босой по морозу, подражая терпению Исаака Сирина, у которого ноги примерзали к камню, между тем как он не чувствовал холода.
Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел помочь ему. Босой пошел он в Ростов, а был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы и вернулся. Три года он проболел ногами, на которых образовались раны и текла кровь, но и в болезни он не оставлял своего правила и трудился для Бога. Когда Господь исцелил Иринарха от болезни, он по-прежнему и зимой и летом ходил без обуви, и по-прежнему игумен за сие смирял его. Он решил теперь послать Иринарха на работы вне монастыря. Это отлучение или отгнание от храма Божия сильно огорчило подвижника: он не стерпел такого гонения и решился уйти из Борисо-Глебского монастыря.
Иринарх ушел в Ростов и направился в Авраамиев Богоявленский монастырь. Принятый с радостью архимандритом, остался в числе братии и был назначен келарем. Иринарх трудился для братии, не оставляя при этом никакой церковной службы. Состоя келарем, он видел, как братия и монастырские служители брали без меры и без воздержания всякие потребы и истощали монастырское достояние. Видя это, он внутренне воздыхал и молился: “Преподобный Авраамий, не я твоему монастырю разоритель!” Раз во сне Иринарх видит: в келью входит преподобный Авраамий и говорит: “Что скорбишь, избранное и праведное семя и житель святого рая, что скорбишь о монастырских выдачах? Давай им безвозбранно, ибо они захотели здесь жить пространно, а ты алчешь и негодуешь; и ты в вышнем царствии поживешь пространно и насладишься пищи небесной, а они взалчут во веки. Что же касается здешнего места, то я умолил и упросил Всевышнего Творца, чтобы дом мой был неоскуден монастырскими потребами алчущим и здесь живущим”. С того времени он утешился и выдавал без всякого сомнения.
Однажды, стоя в церкви на литургии, во время Херувимской песни, Иринарх заплакал. Изумленный архимандрит спросил: “Что ты, честный старец, так рыдаешь?” — “Мать моя преставилась!” — отвечал Иринарх. Архимандрит удивился. Еще не окончилась литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина преставилась. Вернувшись после погребения матери в Авраамиев монастырь, Иринарх стал размышлять об ином пути спасения: келарское служение ему казалось высоким и почетным, ему же хотелось подвизаться в уничижении и смирении.
Оставив Авраамиев Богоявленский монастырь, Иринарх перешел в ростовский монастырь святого Лазаря. В уединенной келье прожил три года и шесть месяцев, пребывая в слезах, молитвах, скорби и тесноте, терпя голод, ничего не вкушая подряд по несколько дней. Часто навещал его преподобный Иоанн юродивый. Подвижники находили утешение в духовной беседе. Старец Иринарх неопустительно посещал церковь Божию и часто ходил в соборную церковь Пресвятой Богородицы и молился со слезами.
Раз, возвратившись с церковной службы, он молился в келье страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и взывал: “Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет”. Задремал и в тонком сне видит, идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы. “Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб?” — “Идем, старец, за тобой,— отвечают они,— поди в наш монастырь!” Иринарх пробудился и слышит, что у окна кто-то творит молитву. Отворив оконце, увидел старца Борисо-Глебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: “Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание, строитель спрашивает подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь?” Старец Иринарх отвечал: “Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь”. А в это время он носил уже на себе тяжелые вериги.
Вскоре он собрался и с великой радостью пошел в Борисо-Глебский монастырь. На пути он присел отдохнуть и заснул. Во сне видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань. Старец пробудился, встал, перекрестился и пошел далее. Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца и горячо помолился. Строитель Варлаам был рад Иринарху, с любовью облобызал его. По зависти диавольской один старец подошел и сказал строителю: “Зачем ты принял старца, ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах и бос ходит, и железа на себе многие носит”. Но строитель Варлаам своим посохом отстранил действовавшего по навету диавола и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью.
Преподобный Иринарх неопустительно ходил в церковь и усердно молился пред святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Стоя однажды пред иконою, он в слезах обратился с молитвою: “Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыко Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланите ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного соборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и Тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божию, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною!” И в тот же час было Иринарху извещение: “Иди в келью свою, будь затворником и не исходи, так и спасешься!”
Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор — неисходно молиться в келье, по евангельскому слову Господню: “Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян 14, 22); иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Марк 8, 35); блажени алчущие ныне, яко насытитеся” (Лук. 6, 21). Строитель Варлаам благословил его. “И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! — восклицает составитель жития, ученик Иринархов, инок Александр, — прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками!” С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг, стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его.
Начав подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу: “Господи Иисусе Христе! Не поставь им в грех сие, не ведят, что творят рабы твои, Владыко!”
Пришел к Иринарху некто, именем Алексей, и поревновал житию его — многим страданиям, посту, молитве, крепости, смирению и тяжким веригам. Он стал умолять Иринарха принять к себе и научить заповедям Господним. Старец, видя, что желание исходит от чистого сердца, принял пришельца с любовью, призвал священника и диакона, велел постричь его и нарек имя — Александр. Александр стал первым учеником Иринарха и прожил все время с ним в келье под его началом с послушанием и радением, в посте и молитве день и ночь.
Навестил Иринарха давний друг его, блаженный Иоанн, ростовский и московский юродивый, по прозванию Большой колпак. “Сделай себе сто крестов, по полугривенке весом”,— сказал он. “Невозможно мне, бедному, сделать столько,— отвечал Иринарх,— в нищете нахожусь”. Иоанн возразил: “Это не мои слова, а от Господа Бога: небо и земля мимо идут, словеса же Господни не мимо идут (Матф. 24, 35), все сказанное сбудется. Бог тебе поможет”. Многое говорил Иоанн старцу: “Не дивись тому, что так будет с тобою; устами человеческими невозможно выразить, или исписать всего. Бог даст тебе коня, и на том от Бога данном коне никто, кроме тебя, не сможет ездить и сесть на твоем месте после тебя”. Иносказательное пророчество Иоанна о великих и тяжких подвигах Иринарха сбылось. Прощаясь с Иринархом, Иоанн поведал следующее: “Господь Бог заповедал верным ученикам Своим от востока и до запада наставлять и научать людей, отводить мир от беззаконного пьянства. За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных. И эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию; меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных. А я иду в Москву к царю просить себе земли: там у меня на Москве столько будет видимых и невидимых бесов, что едва можно будет поставить хмелевые тычки. Но всех изгонит Своею силою Святая Троица”. Так говорил блаженный Иоанн о предстоявшей кончине своей и о нашествии на Москву Литвы.
Иринарх стал еще усерднее трудиться и молиться и все думал о крестах. Приснилось ему, что пришел друг и дал медный крест, а другой — палицу железную. И что же? Спустя несколько дней приходит посадский человек Иван и приносит, по пророчеству блаженного Иоанна, честный крест, из которого Иринарх слил сто крестов, возблагодарив Бога и Блаженного Иоанна. Другой же друг, по имени Василий, дал ему палицу железную, которую Иринарх присоединил к прочим своим “трудам”, которые носил.
В Борисо-Глебском монастыре старец Леонтий поревновал добродетели и трудам старца Иринарха, подобно ему, сковал себя железами и носил на себе тридцать три медных креста. Кресты эти он передал ученику Иринарха Александру, а сам попросил у старца благословение идти в пустыню. Иринарх уговаривал его в пустыню не уходить, чтобы не быть убитым разбойниками, но Леонтий был настойчив. Не будучи в силах убедить его, Иринарх благословил, но, прощаясь, сказал ему со слезами: “Дорогое чадо, Леонтий! Ты уже не возвратишься сюда за честными крестами”. “Если так,— отвечал тот,— пусть кресты мои останутся тебе!” Леонтий отправился в Переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй, и был убит разбойниками. Кресты Леонтия Иринарх присоединил к крестам своих трудов; стало их сто сорок два. Трудился старец на цепи в три сажени шесть лет; из города Углича прислали старцу цепь также трех саженей, и в этих двух цепях Иринарх трудился двенадцать лет. Старец Борисо-Глебского монастыря Феодорит сделал себе железную цепь трех саженей и трудился в ней двадцать лет и пять недель, но игумен Гермоген приказал ему ходить на монастырские службы, трудиться на братию. Феодорит отдал свою цепь Иринарху, у которого, таким образом, цепь стала в девять сажень, и в такой цепи он продолжал трудиться. Всего в цепях он провел двадцать пять лет.
Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для некоторых иноков, нарушавших обеты. Они, подстрекаемые вражеским внушением, приступили к игумену Гермогену: “Старец Иринарх сидит в затворе и постится, несит на себе многие тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать то же: пребывать в “трудах” и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам, ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное (Деян. 14, 22); не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них “труды великие””. Игумен Гермоген внял наветам, сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога. Подвижник смиренно покорился, поминая слово Господне: если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века (Матф. 10, 23; 28, 20).
Изгнанный из Борисо-Глебского монастыря, Иринарх направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где провел год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок, покаялся перед братией и послал инока звать Иринарха обратно. Посланный сказал: “Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святым страстотерпцам Борису и Глебу”.
Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание”. Возлагая всю вину на себя, он говорил: “Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды Тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели”. Вошел он в келью, вновь возложил на себя железные “труды” и стал подвизаться, молясь за царя и православных христиан и любя ненавидящих его.
Господь даровал Иринарху прозорливость. Многие люди приходили к нему и просили, и получали благословение; приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам. Всех приходящих учил заповедям Господним, отводя от грехов и обличая тайные согрешения. В Борисо-Глебском монастыре был старец по имени Тихон. Помыслив о том, как ему угодить Богу, он сделал себе “труды”, сковал железную цепь и в этих “трудах” сидел семь лет. Когда началось опустошение и разорение русских городов польскими и литовскими панами, предсказанное Иринарху блаженным юродивым Иоанном, старец Тихон убоялся и удалился из монастыря, а свою железную цепь отдал Иринарху, так что у него цепь стала уже в двадцать сажен. В этой длинной цепи Иринарх продолжал трудиться по-прежнему, не давая рукам своим покоя вязал волосяные свитки, клобуки, приготовлял на нищих одеяние. Он постоянно подавал нищим, помогал нуждающимся, защищал слабых и молился за всех Богу. Он иногда подолгу совсем не видел людей и от тяжелых подвигов впадал в болезнь, которой радовался, и благодарил Бога. Спал ночью два-три часа, а тело свое бил железною палицею, творя молитву.
Еще до нашествия Литвы, во время тонкого сна, Иринарху было видение: Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божиих церквей. Когда несколько утешился, вдруг облистал его сверху свет, и послышался голос: “Поди к Москве и поведай, что все так будет”. Он осенил себя крестным знамением и сотворил молитву. Послышался вторично тот же голос: “Так будет!” Старец вторично перекрестился и стал молиться: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй меня грешного от искушения: я — раб Отца и Сына и Святого Духа и не желаю ничего на свете сем видеть”. Но тот же голос в третий раз послышался: “Не ослушайся и делай по сему гласу: все будет так роду сему непокоривому”. Убоялся старец видения и глагола свыше, призвал игумена, поведал ему все. Игумен велел ехать к Москве и возвестить царю Василию Иоанновичу (Шуйскому), что царству московскому и всей русской земле предстоит пленение.
Старец Иринарх отправился в Москву. По дороге в Переяславле он остановился у Никитского монастыря и послал за своим другом диаконом Онуфрием, а сам пошел помолиться к мощам. У Онуфрия в то время была сильная лихорадка. Считали, что болезнь произошла от козней диавола, так как, по благословению старца Иринарха, Онуфрий уничтожил в Переяславле суеверное почитание большого камня, находившегося за Борисо-Глебским Переяславским монастырем. К этому камню ежегодно в праздник апостолов Петра и Павла собиралось множество народа. Диакон приказал повергнуть камень в яму. Этот подвиг Онуфрия многим не был угоден; благочестивый диакон терпел порицания, брань и насмешки; сверх того, постигла его и болезнь, — но все это диакон Онуфрий переносил с твердостью, уповая на милость Божию и помня час смертный. Едва Онуфрий вошел, как старец заметил его тяжкую болезнь. Облобызав, дал ему четверть хлеба, благословил и сказал: “От этого яства будь здоров!” И диакон сейчас же почувствовал облегчение.
В Москву Иринарх приехал вместе с учеником Александром. Приехали за час до рассвета. Утром отправились в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помолились Владычице и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Когда известили царя о приходе старца, он обрадовался и приказал Иринарху быть в Благовещенском соборе. Там старец помолился Пресвятой Богородице, благословил царя честным крестом и целовал его. Царь также целовал старца и подивился великим “трудам”, которые он носил на себе.
Старец сказал царю Василию Иоанновичу: “Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел Москву, плененную ляхами, и все Российское государство. И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью”. Сказав сие, Иринарх направился вон из церкви. Царь Василий Иоаннович взял старца под руку, а ученик его Александр под другую. Царь приказал дать старцу свой возок и конюха и проводить его до Борисо-Глебского монастыря. Иринарх пустился в обратный путь, пробыв в Москве всего двенадцать часов. Вернувшись в монастырь, Иринарх вновь предался трудам и подвигам, а конюха государева и возок отпустил к Москве, помолившись, чтобы Господь смиловался над Москвой, как древле над Ниневией. Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю злая и свирепая литва. Литвою звали тогда всех подданных польско-литовского королевства: поляков или ляхов, собственно литовцев и русских из Белой и Малой Руси; в числе сих малорусов было много казаков. По вере почти все враги наши были католики или униаты, не щадившие православных храмов и святынь. Они стали пленить русскую землю и избивать жителей, завоевывали много городов, например выжгли город Дмитров, оскверняли церкви Божии, ниспровергали престолы святые, снимали с них одежды, обдирали с икон оклады, а самые иконы бросали, грабили книги, часто самые церкви сжигали. Многие из русских, боясь посечения, признавали их власть, давали дань и кормы. Им покорилось много городов. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен; соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исаии и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей было посечено. Это было время, когда при царе Василии Иоанновиче Шуйском враги наши выставили второго Лжедмитрия и требовали покорности ему, или его покровителю, польскому королю.
Имея целью овладеть Москвой и царским престолом, враги собрались около Москвы и оттуда производили набеги. Второй самозванец устроил лагерь при деревне Тушино.
Не оставили враги и Борисо-Глебский монастырь. Воевода Микулинский, повоевав Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Начали поляки испытывать веру Иринарха: “В кого веруешь?” — “Я верую во Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа”,— отвечал он. “А земного царя кого имеешь?” Старец громогласно произнес. “Я имею Российского царя Василия Иоанновича. Живу в России, Российского царя имею, иного никого и нигде не имею”. Один из панов сказал: “Ты, старец, изменник, ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь”. Старец отвечал: “Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю, если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку”. Пан Микулинский подивился: так велика была вера старца.
Спустя некоторое время стали собираться русские силы против врагов. Князь Михаил Скопин-Шуйский пришел из Новгорода с русскими и шведскими войсками и стал в Калязине против литвы. Из-под Троице-Сергиева монастыря пришел против него с войском пан Сапега. Но, Божиею помощию, заступлением великих чудотворцев и по слову старцеву, Московская сила побила литву, и пан Сапега с своим войском отступил и остановился за два ночлега от Борисо-Глебского монастыря на Устье, намереваясь выжечь монастырь. Поднялась великая печаль, братия начали прощаться друг с другом, Старец Иринарх утешал своих учеников “Не убоимся пожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа Бога нашего!”
Затем Иринарх обратился с горячей молитвой к Господу Богу об избавлении от бедствия и о вселении в сердца врагов милости и жалости ко святой обители.
Пришел в монастырь пан ротмистр Кирбитский. В келье он благословился у старца и подивился трудам. Вернувшись к Сапеге, сказал: “В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных”. Сапега пожелал видеть их и послал известить об этом. Иринарх ответил: “Если пан захочет посетить, то по своей воле приедет к нам”. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью и сказал: “Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?” Старец отвечал: “Бога ради сию темницу и муку терплю в келии сей”. Многие из панов стали говорить Сапеге: “Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит за Шуйского царя”. Старец возразил: “Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю”. “Правда в батьке велика, — сказал Сапега, — в которой земле жить, тому царю и служить”. “Ограбили тебя, старец?” — спросили паны. Старец отвечал: “Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного”. Сапега сказал: “За то пан Сушинский повешен”.
После сего старец дал совет пану Сапеге: “Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь убит в России”. Пан Сапега умилился и спросил: “Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал”. Старец ответил: “Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так то и сделаешь”. Сапега сказал: “Прости, отче”,— и, поклонившись, вышел с миром. Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения.
После победы под Калязином князь Михаил Шуйский начал преследовать литву и из Переяславля послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил просфорой и крестом и наказал сказать: “Дерзай, и Бог поможет тебе!” Князь послал отряд в Александровскую слободу, и, с Божиею помощию, русские воины побили литву. Вскоре пошел туда и сам князь. Неприятели стали собираться против него из-под осажденного Троицкого монастыря и из-под Москвы. Узнав об этом, князь был озабочен и снова отправил гонца к преподобному Иринарху. Старец вновь послал ему благословение и велел сказать: “Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет”. И князь побил литву.
Затем Иринарх благословил князя идти под Троицу. Узнав об этом, Сапега направился к Дмитрову. Князь пришел благополучно к Троице, вошел в монастырь и помолился Пресвятой Троице и преподобному Сергию, воздавая славу Богу, Пресвятой Богородице и российским чудотворцам. Посланное войско разбило Сапегу под Дмитровом, и он бежал к Иосифову Волоколамскому монастырю. В то же время из Тушина бежал второй самозванец в Калугу, где впоследствии и был убит. После сих успехов князь Михаил от Троицы пришел в Москву, помолился в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, приложился к образу Пресвятой Богородицы Владимирской и ракам чудотворцев и с радостью вернулся в свой дом.
Старец Иринарх, знавший о сих событиях, послал своего ученика Александра к князю Михаилу в Москву за честным крестом, который был дан ему на помощь и прогнание супостата. Князь отдал крест и послал старцу благословенное послание и дары. Александр все сие доставил своему учителю. Приняв с радостью святой крест, преподобный произнес такую молитву: “Слава тебе, Владыко Человеколюбче, Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, претерпевшему на сем честном и животворящем кресте распятие и смерть ради нашего спасения и показавшему сему нашему роду милость и чудеса от сего честного креста, помощь князю Михаилу на литву, на побеждение и прогнание, как древле при царе Константине на супостатов”. Вскоре князь Михаил отошел ко Господу. Враг же рода человеческого, посрамленный от старца, замыслил против него новые козни.
В Борисо-Глебский монастырь от патриарха Гермогена был прислан новый игумен Симеон, оказавшийся лютым и невоздержным Он приказал старцу Иринарху ходить в церковь молиться, старец же, нося на себе тяжкие железные “труды”, не мог свободно пройти и по келье, иссушая плоть свою день и ночь в посте и молитве. Жестокосердый игумен Симеон, превосходя лютостию неверующих, пришел к старцу в келью с братиею и без милости отнял все, что было запасено. Остались только неотобранными четыре пуда меду, о чем и сказал старцу ученик Александр. Старец по этому случаю вспомнил о некоем отце затворнике, которого ограбили разбойники, оставив одну какую-то вещь; затворник догнал разбойников и сказал, что они не все забрали, разбойники умилились и все возвратили затворнику. Теперь же, когда, по приказанию Иринарха, ученик Александр сообщил игумену, что не все забрано, то игумен оказался не милостивее древних разбойников и забрал оставшееся.
В тот же вечер старец Иринарх видел юношу в белых ризах, который стоял близ него и, смотря на него, говорил о немилостивом поступке игумена, а потом вдруг исчез. Старец всю ночь пробыл в молитве. Наутро снова пришел игумен к старцу в келью и приказал вывести его из кельи: четыре человека взяли его под руки и поволокли, а игумен с пятью другими людьми понес железную цепь. Когда волокли старца, то выломили ему левую руку и бросили его в трех саженях от церкви. Старец пробыл в таком положении девять часов, молясь Господу Богу, чтобы Он не поставил сего гонителям его во грех, ибо всуе мятутся, не ведая, что творят. Учеников старца, Александра и Корнилия, удалили от Иринарха и разослали по другим кельям.
Когда Иринарх лежал один, явился ему юноша в светлых ризах и сказал. “Услышал Бог молитву твою и терпение твое: если испросишь чего, будет дано тебе”. После сих слов юноша стал невидим. Между тем, ученик Иринархов Александр ночью пришел в прежнюю келью и обратился с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Долго ли нам, Господи, в скорби сей быть с учителем своим и терпеть от сих зверообразных людей и пьяниц. Но да будет воля Твоя святая!” И от крестов честных был ему глас: “Иди к игумену и скажи ему: зачем противишься судьбам Божиим?” Старец Александр пришел в церковь к игумену и стал ему говорить: “Отпусти старца Иринарха в его келью, на обещание, вместе с его учениками, чтобы тебе не погубить свою душу, борясь против судеб Божиих”. Игумен благословил старца и обоих учеников его. Старец пришел в келью, благодарил Бога за избавление от гонения и молился о даровании терпения. И свыше был ему голос: “Дерзай, страдалец мой, Я с тобою всегда: Я ждал твоего подвига, и терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже больше не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царстве Небесном”. Старец Иринарх слышал голос, но никого не видел, и в трепете творил слезную молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного и избави от искушения”,— и ограждал себя крестным знамением. Вскоре игумен Симеон был удален из монастыря.
Между тем, по преставлении князя Скопина-Шуйского, литва ободрилась, враги собрались под Москву. Сами москвичи, под влиянием лести врагов, свели с престола царя Василия Шуйского и пустили в город ляхов, которые отправили бывшего царя в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению.
В 1612 году литва пришла в Ростов. От страха перед нею игумен Борисо-Глебского монастыря бежал со всего братиею на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в келье своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один из панов пришел раз к Иринарху и сказал: “Благослови, батько? А Сапега убит под Москвою, по твоему слову”. Старец отвечал: “Подите и вы в свою землю — и будете живы; если же не уйдете из нашей земли, и вам быть убитыми!” Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: “Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты”. Пришел к старцу сын воеводы за благословением идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился до земли и сказал: “Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего”. Старец благословил и его: “Только не трогай монастыря и братии и города Ростова”. И пан Каменский ушел в свою землю, не тронув ни монастыря, ни города. В монастыре снова была радость.
Между тем, во всей земле было великое смятение и печаль, что в Москве засела литва. Везде, а особенно в Нижнем Новгороде молились о том, чтобы Господь Бог явил милость свою и очистил Москву от врагов. Нижегородцам был известен князь Димитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Они начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов, стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. Военный предводитель и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им помощь. Двинулись они со всею собранною силою к Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие постоять за веру и отечество.
Услышав о прибытии в Ярославль князя Димитрия Михайловича Пожарского с войском, один из предводителей русского ополчения, князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, прислал гонца, чтобы скорее шли под Москву. Но князь Пожарский и Косма Минин боялись: там среди русского ополчения не было единодушия, и один из предводителей русского войска, Иван Заруцкий, убил под Москвою другого воеводу, Прокофия Петровича Ляпунова.
Старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Пожарскому благословение и просфору и велел идти под Москву, не боясь Заруцкого. “Увидите славу Божию”,— наказывал старец сказать князю. Тогда без страха пошла вся рать к Москве. Остановку сделали в Ростове. Отсюда князь Пожарский и Косма Минин нарочно отправились в Борисо-Глебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха. Старец благословил их в поход под Москву и дал крест свой на помощь. Приняв благословение, князь пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице и преподобному Сергию.
От Троицы Пожарский послал князя Димитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из-под Москвы бежал. Между тем к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. Помощию Божиею и заступничеством московских чудотворцев, русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китай-городом, немного времени спустя сдался кремль. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей. В монастыре же Борисо-Глебском на Устье-реке была тогда большая печаль: монастырь был разорен и опустошен литовскими людьми, а между тем с него требовали больших даней. Игумен с братиею и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял просьбе и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю.
Александр пришел к князю Пожарскому и передал ему от Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца, вручил ему грамоту, чтобы не давать Борисо-Глебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения. Александр взял ее и честный крест и возвратился в монастырь. Рад был игумен, получивши для монастыря льготу, рад был и преподобный Иринарх, когда Александр пришел в его келью, возвратил честный крест и справил поклон от князя.
По устроению Божию и по приговору всей земли — князей, бояр, воевод, преосвященных митрополитов, архимандритов и игуменов и прочих людей, в 1613 году на царский престол был избран юный князь Михаил Феодорович Романов и поставлен в цари на Москве обладателем над всеми русскими землями, и венчан был царским венцом. Вся Россия радовалась о новом желанном царе. Но еще во многих местах и городах была великая печаль от продолжавшихся разорений: главным образом отряды казаков проливали христианскую кровь и опустошали города и села. Для очищения земли от них царь Михаил Феодорович послал князя Бориса Михайловича Лыкова с значительным войском. Князь Лыков направился в Ярославль. В это время литва и казаки пришли в село Даниловское (теперь — город Данилов). Князь Лыков прислал старца Иоакима к старцу Иринарху за благословением, как делали и прежние русские полководцы. Старец благословил князя просфорой и велел идти за литвою. Радуясь благословению старца, князь две недели гнался за врагами, настиг их за Костромою и, с помощью Божией, побил, многих взял в плен и отправил в Москву. Отсюда Лыков возвратился к Вологде против казаков, которые грабили Вологодский и Белозерский уезды. Князь послал за ними погоню. Казаки направились в Углич. Лыков послал туда свои полки, которые прогнали казаков к Москве. Сам князь, направляясь к Москве вслед за врагами, зашел в Борисо-Глебский монастырь, помолился страстотерпцам Борису и Глебу и лично принял от старца Иринарха благословение. Двинувшись дальше к Москве, князь Лыков догнал казаков, забрал в плен и привел к царю. Велика была радость по случаю уничтожения казацкой грабительской шайки милостию Божиею и заступлением Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев и молитвами и слезами затворника Иринарха.
С того времени настала на Руси тишина. Иринарх по-прежнему непрестанно слезно молился, постился, принимал странных и защищал обидимых от притеснения сильных.
Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами: его молитвами Бог исцелял больных и бесноватых, чудесную силу имело его благословение для приходивших к нему с верою. Александр, составитель жития Иринарха, записал девять чудес Божиих, совершенных молитвами борисоглебского затворника и страдальца при его жизни. К преподобному Иринарху приходили или были приводимы больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым. Старец молился, заставляя и больных молиться и поститься, возлагал на них свой честный крест, нередко налагал на больных часть своей цепи или приказывал лежать на сих цепях. Иногда издалека от больных посылали к Иринарху за благословением, которое он давал и вместе посылал просфору или крест, которым святили воду и давали ее больным пить. Так преподобный исцелил бесноватого из села Давыдова возложением на него своего креста; другой бесноватый из Вощажникова был исцелен, когда на буйного ученик Александр возложил старцеву цепь и привел больного к старцу и к образу Пресвятой Богородицы. На заболевшего исступлением ума в Борисо-Глебском монастыре воеводу, сына боярского Матфея Тихменева, преподобный Иринарх возложил свой крест и привязал к своей цепи, приставив для охраны двух воинов; так больной провел целую ночь, а утром старец послал воеводу в церковь молиться; от литургии больной пришел здоровым; но преподобный заповедал ему всю неделю поститься, ни мяса не есть, ни вина, ни пива не пить. Подобным же образом получил исцеление исступивший из ума в монастыре крестьянин Никифор: старец повелел возложить на него свой крест и цепь и приказал больному лечь на свои цепи, где он и спал целую ночь, — встал же совершенно здоровым. От питья или окропления водою, освященною посланным Иринархом крестом, получил исцеление от головной боли боярский сын Роман, от болезни глаз — крестьянская жена, от какой-то тяжкой болезни — жена подъячего в Москве, бесноватая женщина в Угличе.
Настало время кончины преподобного Иринарха. Праведный и многострадальный муж призвал учеников своих и сказал им: “Братья мои и спостники! Молю вас: вот ныне я отхожу от жизни сей к Господу Богу моему Иисусу Христу: помолитесь за меня Богу и Пречистой Богородице, дабы по преставлении моем душу мою взяли милостивые ангелы и дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, вашими святыми молитвами, ибо я грешен. Вы же, господа мои, после моей смерти пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах”. Преподобный дал и много других наставлений своим ученикам.
Александр и Корнилий в горьких слезах взывали: “О добрый наш пастырь и учитель! Вот уже ныне видим тебя при последнем издыхании: к кому же прибегнем, от кого насладимся учением, кто попечется о наших грешных душах? Но молим тебя, если обретешь благодать перед Богом по отшествии своем от жизни сей, моли о нас неослабно Бога и Пречистую Богородицу, как угодно будет твоей святыне, ибо тебе известны все наши тайные страдания”. Старец Иринарх сказал ученикам: “Я отхожу от вас телом, а духом с вами буду неразлучно”. И прибавил: “Если кто начнет притеснять Сию обитель мою, свыше данную от Бога и искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия”. Около отходящего находилась и братия монастырская. Дав прощение братии и ученикам о Христе и последнее целование, преподобный стал на молитву, долго молился и тихо отошел ко Господу.
Кончина преподобного Иринарха наступила в 1616 году января 13 дня на память святых мучеников Ермила и Стратоника с пятницы на субботу в девятом часу ночи. По благословению и повелению преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла погребение схимонаха Иринарха совершал борисоглебский игумен Петр и отец его духовный иеромонах Тихон, диакон Тит и ученики его старцы Александр и Корнилий. По завещанию преподобного Иринарха, гроб его положен в уготовленной им самим пещере.
После старца Иринарха осталось праведных “трудов” его: сто сорок два креста медных, семь пудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные путы ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связни, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело и прогонял невидимых бесов. В этих “трудах” праведных своих старец Иринарх прожил тридцать восемь лет и четыре месяца.
По преставлении преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе. Составитель жития Александр записал тринадцать чудесных исцелений от разных недугов, особенно же от беснования. На больных обыкновенно возлагали животворящий крест трудов Иринарха, иногда цепь его или другие вериги. Брали землю от его гробницы и пили с нее воду. Нередко многие страждущие во время молебна преподобному Иринарху надевали на себя его тяжести, веруя в целебную их силу.
Молитвы преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому
Молитва первая
О великий угодниче Христов, добропроизвольный страдальче, новопросиявый чудесы, отче наш Иринарше. Российстей земли удобрение, граду Ростову похвало, обители сей велие украшение и утверждение! Кто не удивится твоему самопроизвольному и долголетнему страдальческому терпению: Тридесять бо лет в тесней и хладней хижине себе заключил еси, хлад, алчбу и изнурение плоти Царствия ради Небеснаго понесл еси, к сему же и изгнание из обители, по наваждению вражию, безропотно претерпел еси. Вемы же, яко посреди умолен быв от братии, яко незлобивый агнец, паки в обитель твою возвратился еси и в туюжде хижину вселился еси, яко адамант твердый, на невидимая бесовская полчища и видимыя враги твоя терпением себе вооружив. Егда же попущением Божиим наидоша на обитель сию польстии ратницы, сих не убоялся еси смертнаго прещения, но уцеломудрився словом, во своя си возвратитися сотворил еси. Сего ради Всеблагий Бог, видя твою веру и страдальческое долготерпение, дар прозорливства и исцеления тебе дарова: бесным бо исцеление, хромым доброхождение, слепым прозрение подавал еси, и иная многая с верою к тебе приходящим во благо даже доднесь чудодействуеши. Мы же недостойнии, таковая чудеса видяще и радости исполняющеся, взываем к тебе сице: радуйся, доблественный страдальче и бесов победителю, радуйся скорый наш помощниче и теплый к Богу молитвенниче. Услыши убо и нас грешных, молящихся тебе и прибегающих под кров твой: яви милостивное предстательство твое о нас ко Всевышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших, сохрани святую обитель сию, всякий град и весь и всякую страну христианскую от всех наветов вражиих, в скорбех же и болезнех наших подавай нам руку помощи, да твоим ходатайством и заступлением, благодатию же и милосердием Христа Бога нашего, избавимся и мы недостойнии, по отшествии от жития сего, шуияго стояния, и да сподобимся деснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О преподобне отче Иринарше! Се мы молим тя усердно: буди ходатай наш присный, испроси нам, рабам Божиим (имена), от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушений врага темнаго, да вси мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому
Тропарь, глас 4
Яко мученика добропроизвольна и преподобных удобрение, звезду Ростовскую, в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго и чудес благодать от Него приемшаго, Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Славянин по происхождению, пострадал за Христа вместе со св. мучеником Стратоником в царствование нечестивого императора Ликиния. За осмеивание языческих богов и тех, кто поклоняется им, св. мученика Ермила заключили в темницу, где ему явился Ангел Господень и укрепил его дух обетованием помощи Божией и победного исповеднического венца.
По прошествии трех дней святого вновь привели к императору. После бесплодных попыток уговорами и угрозами склонить мученика к поклонению идолам св. Ермила подвергли жестоким пыткам: шесть воинов растянули его на земле и били железными прутьями. Во время мучений послышался голос, обещавший через три дня вознаградить святого мученическим венцом.
Св. Стратоник был темничный сторож, тайный христианин и друг св. Ермила. Видя мучения друга, он не мог удержаться от слез и был уличен в христианстве. После жестоких истязаний, не добившись от святых мучеников отречения от веры, Ликиний приказал их утопить. Святых опутали сетями и бросили в Дунай. На третий день христиане нашли тела мучеников Ермила и Стратоника на берегу и погребли их в одном гробе в окрестностях Белграда.
Преподобный Елеазар родился в городе Козельске в семье купцов Севрюкиных. По благословению родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628 г., память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преобра-женского собора.
В 1612 году, по благословению игумена, Елеазар удалился на Анзерский остров за 20 верст от обители, где стал отшельником. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани.
Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келии были построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым физическим трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон.
Царь Михаил Федорович, узнав о подвижнической жизни святого, вызвал его в Москву. Он просил молитв преподобного о рождении наследника. Старец утешил царя и предрек ему рождение сына: в 1629 году родился царевич Алексий. Признательный царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель.
Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости 13 января 1656 года.